Задача перевода России на инновационный путь развития требует укрепления действующих и создания дополнительных институтов развития экономики, в том числе и ускоренного формирования института венчурного финансирования.
По мнению экспертов, из 50–55 так называемых макротехнологий, которые определяют техническое могущество государств сегодня, наша страна полностью конкурентоспособна лишь по пяти-шести направлениям, еще по семи-восьми отставание от лидеров не критично. Следовательно, целесообразно для усиления конкурентоспособности российской экономики сосредоточиться на определенном этапе на поддержке инвестирования в наиболее развитые направления, отказавшись или ограничив инвестирование в отстающие.
В первое пятилетие нового века было осознано, что российские высокотехнологические инновационные компании на ранней фазе не вызывают интереса у профессиональных российских и зарубежных прямых инвесторов. Не получая достаточной финансовой поддержки, новые инновационные проекты не развиваются или даже "закрываются", не имея возможности для развития, что снижает конкурентоспособность страны. Поэтому рынок венчурных инвестиций в России, который находится на этапе становления, требует (как это было и в других странах на данном этапе) участия государства – для создания адекватных институтов венчурного инвестирования. Важной задачей при этом является определение путей комплексного развития венчурной индустрии и повышения роли государственного участия в ее становлении. Также не менее важным является определение роли и частного бизнеса в развитии национальной венчурной индустрии.
10. Частно-государственное партнерство в венчурном финансировании
В России венчурная индустрия была привнесена извне в начале 1990-х годов. Ее возникновение стало следствием не инициативы, откликающейся на внутренние потребности развития местного предпринимательства и рынка, а результатом политико-административных решений, за которыми стояло стремление международных финансовых институтов развития содействовать трансформирующейся экономике страны в становлении рыночных институтов.
В последние годы российская экономика становится все привлекательнее для фондов прямых и венчурных инвестиций. Приоритетные направления государственной политики, нацеленные на формирование благоприятной среды для развития малых и средних компаний (в том числе высокотехнологичных), а также в целом положительная динамика развития российской экономики приводят к тому, что для прямых и венчурных инвесторов в России создаются все более выгодные условия для деятельности.
Первые усилия по формированию института венчурного инвестирования, как важнейшего элемента модели инновационного развития на основе партнерства бизнеса и общества, были предприняты в России еще в 1992 году и продолжались с нарастающими темпами в течение всех последующих лет. Период 2005–2006 годов явился этапом существенной активизации усилий Правительства Российской Федерации по развитию института венчурных инвестиций в стране на основе механизмов частно-государственного партнерства.
Основными событиями на российском инвестиционном рынке в последний период являлись:
· Создание Венчурного инновационного фонда (ВИФ);
· Создание региональных венчурных фондов для инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы, создаваемые на основе партнерства федеральных и региональных властей с бизнесом.
· Разработка основы для создания ОАО "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий" (ОАО "РИФИКТ").
· Формирование концепции создания ОАО "Российская венчурная компания" (ОАО "РВК") и организация ее деятельности.
· Создание особых экономических зон (ОЭЗ).
· Создание технопарков в сфере ИТ.
Кроме того, в течение 2005 года Министерством экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) проводилась работа по определению наиболее оптимальной для деятельности фондов правовой формы. При этом была выбрана единственная приемлемая в то время форма "Закрытого паевого инвестиционного фонда" (ЗПИФ), основным недостатком которой является невозможность использования формы "Commitment" – формирование фонда из финансовых обязательств инвесторов и перечисление денег в фонд по мере одобрения проектов для инвестирования, а не путем непосредственного перечисления денег в фонд заранее, при его создании. Отсутствие этой формы значительно увеличивает риски инвесторов и отвлекает управляющую компанию на решение задачи управления активами. Кроме того, форма ЗПИФ требует существенных финансовых затрат на постоянную оценку портфеля, что при незначительном объеме фонда существенно увеличивает операционные затраты и снижает объем средств для инвестирования.
Для региональных венчурных фондов, создаваемых с участием государства, впервые было применено ограничение доходности на государственный капитал, что, после применения и для фондов, создаваемых с участием РВК, стало основным финансовым рычагом для привлечения частного капитала для венчурных инвестиций. К лету 2007 года были проведены тендеры по выбору управляющих компаний и создано около 20 региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.[7]
Несколько слов о том, каков же этот рынок, рынок прямых и венчурных инвестиций в России.
Особенности венчурного инвестирования.
Инвестиции производятся в обмен на долю акционерного капитала в компанию на ранних стадиях, это венчурные инвестиции. Инвестиции поступают в компанию и финансируют проект ее роста. Задачей инвестора является обеспечение быстрого роста капитализации бизнеса. Инвестор не требует залогового обеспечения, которое не могут обеспечить малые инновационные компании, он берет риск на себя. Срок пребывания инвестора в компании от двух до пяти лет, в некоторых случаях даже больше. В дополнение к инвестициям компания использует опыт инвестора и его связи для быстрейшего роста своего бизнеса.
Функции венчурного инвестора.
Эффективность при распределении финансовых ресурсов в масштабах всей экономики благодаря оперативности. Отсутствие лоббирования и субъективистских подходов. Создание новых коммерчески успешных инновационных предприятий, которые, повторю, являются катализатором роста инновационной экономики. Поддержка развития компаний с высоким потенциалом роста именно на ранних стадиях, в то время когда иные источники недоступны для компании. И, конечно, создание многих и многих рабочих мест через развитие инновационных компаний. Последняя статистика показывает, что более миллиона рабочих мест в Европе создано с помощью венчурного капитала.
Посмотрим, а что же у нас в стране? Возьмем 2006 год. В России около 100 различных инвестиционных институтов, которые обладают достаточным количеством капитала, это более 6 млрд. долларов, и его можно использовать. Конечно, часть инвестируется в компании на более поздних стадиях, но есть достаточно средств, которые можно использовать в них на ранних стадиях развития.
Источники капитала в этих фондах. [8]
Отмечу: российские источники – 24 процента. Некоторое время назад, в 1994 году, когда появились первые венчурные фонды в России в рамках специальной программы Европейского банка реконструкции и развития, эта цифра была 3 процента, может быть, даже меньше. А сейчас наш прогноз говорит о том, что через пару лет 35 процентов капитала будет чисто из российских источников. Кто же дает из российских источников деньги в венчурные фонды? В основном, конечно, это институциональные инвесторы: частные лица, государственные агентства, промышленные предприятия. Банки, пенсионные фонды, к большому сожалению, до последнего времени или вообще не работали на этом рынке, или очень слабо себя позиционировали, не проявляли интерес к этому капиталу, к этому инструменту. Но надо отметить, что в последний год и банки, и пенсионные фонды стали создавать венчурные фонды, используя те ресурсы, которые у них есть.
Зарубежные источники. [9]
Помните, более 70 процентов зарубежных источников? Здесь мы посмотрим: институциональные инвесторы (больше 70 процентов) — банки и частные лица, примерно так же, как и у нас. Так как частные лица в последнее время активизировались, мы с Торгово-промышленной палатой в прошлом году выступили инициаторами по созданию ассоциации или союза "бизнес-ангелов" России. Уже год эта ассоциация функционирует, мы за ней тщательно наблюдаем, посмотрим, каких результатов она достигнет в следующем году. Что же делается в Европе, откуда поступает капитал? Банки 14 процентов, пенсионные фонды 27 процентов своих средств поставляют в венчурные фонды.
Самое интересное для инновационных компаний – это малые фонды. У них (41 фонд, 35 управляющих компаний по статистике 2006 года) небольшая общая капитализация — полмиллиарда долларов. Но именно они важны для малых инновационных компаний, которые в начале своего развития не нуждаются в больших капиталах, но очень нуждаются в малых для того, чтобы развиваться и не сойти с дистанции.
Куда же и в какие компании наши инвесторы инвестируют? Вы видите, что приоритет — компании расширения. Конечно, когда компания долго присутствует на рынке, она уже все знает, у нее стабильный бизнес, ее деятельность можно просчитать. Конечно, инвесторы здесь менее рискуют. Но, тем не менее, инвесторы, работающие на российском рынке, все-таки стали обращать внимание и на инновационные компании.
Что творится в Европе? В Европе самое большое – это выкуп, это уже совсем поздняя стадия. Start up и компания на ранней стадии – около 8 процентов. То есть если не обращать внимания на величину в рублях или в долларах, то в процентном отношении мы идем почти "ноздря в ноздрю". Но в долларах, к сожалению, мы сильно разнимся. Позволю себе несколько статистических цифр.
2006 год продемонстрировал в Европе рост доверия инвесторов к европейской индустрии прямых инвестиций венчурного капитала, который выразился в рекордной сумме мобилизованного фондами средств – 112 млрд. евро было собрано в прошлом году, что существенно превысило цифру 2005 года, когда было 72 миллиарда. Осуществленные инвестиции также вышли на рекордный уровень, достигнув суммы 71 млрд. евро, в 2005 году было инвестировано 47 миллиардов.[10]