Виды издержек производства и способы их способы их оптимизации

Виды издержек производства и способы их способы их оптимизации

 СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА…………………………………………………….…5

1.1. Понятие издержек производства………………………………………….5

1.2. Структура издержек производства……………………………………….6

1.3. Взаимосвязь прибыли и издержек………………………………………16

2.АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ РАЗМЕР ИЗДЕРЖЕК……………………………………………………………..18

2.1. Производственная функция и издержки производства………………..18

2.2. Оптимальный объём выпуска и издержки производства……………...25

2.3. Ценообразование на факторы производства и размер издержек……..31

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА……………………………………………………...39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...……………..44

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………48


ВВЕДЕНИЕ


Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма (или предприятие). Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью, обладает хозяйственной самостоятельной, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью повышения прибыли (или дохода). Добиваясь реализации этой цели, которая является локальной для каждой отдельной фирмы, множество их, как хозяйственных ячеек экономики государства, обеспечивают достижения общей цели – удовлетворение материальных и духовных потребностей всех категорий граждан страны.

Доходность или прибыльность фирмы напрямую связана  с издержками, то есть с затратами на производство продукции, реализацию, хранение и т.д.

Этим обстоятельством и определяется актуальность темы курсовой работы. В ней раскрывается значение факторов, определяющих политику фирмы по повышению доходности, а, следовательно, и снижению издержек, то есть затрат фирмы. Хозяйственная политика определяет экономическое поведение фирмы для осуществления локальной цели ее деятельности. В этом и состоит значимость данной темы для хозяйственной практики.

Хозяйственная деятельность фирмы служила объектом исследования многих ученых, начиная с классиков политической экономии. В настоящее время интерес к разработке данной проблемы еще более усиливается, в частности в российской экономике в связи с переходом к формированию основ рыночных отношений и рыночного механизма хозяйствования.

Целью курсовой работы является исследование способов и приемов экономического поведения фирмы для реализации условий снижения средних издержек и, тем самым повышения прибыли.

Цель обуславливает постановку и решение конкретных задач, обеспечивающих реализацию цели.

Во-первых, задача достижения снижения издержек и повышения доходности включает поиск путей рационального использования ограниченных ресурсов фирмы.

Во-вторых, использование ресурсов требует изучения состава и структуры издержек фирмы, учета особенностей применения ресурсов.

В-третьих, оптимальный выпуск продукции, достигаемый при наименьших затратах предполагает изучение роли масштаба производства, действия экономических законов, способствующих этому, учета периодов времени и других факторов.

В работе использованы следующие методы: системный анализ, предельный и среднесрочный анализ.

По своей структуре работа состоит из трех частей и подпунктов. В первой части рассматриваются все подходы к анализу издержек фирмы. Во второй части производится анализ факторов, обуславливающих размер издержек. В третьей части освещаются основные направления повышения рентабельности производства.

1                   . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА


1.1.              Понятие издержек производства


На основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам.

Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются издержками производства. [1] С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат и динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.

Существует два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. В финансовых отчётах фирмы зафиксированы фактические («явные») затраты, которые представляют собой денежные расходы на оплату используемых производственных ресурсов (сырьё, материалы, труд и т.д.). Однако экономисты, кроме явных, учитывают и «неявные» затраты. Поясним это на следующем примере.

Предположим, что в производство продукции фирма вкладывает заёмный капитал, который она взяла в банке; тогда в издержки включились бы и средства на погашение банковского процента. Следовательно, при условии, что

вкладывается привлечённый капитал, из дохода фирмы необходимо исключить неявные затраты в размере банковского процента. Однако даже понятие «неявные затраты» не даёт полного представления об истинных затратах на производство. Это объясняется тем, что из множества возможных вариантов использования ресурсов мы осуществляем один определённый выбор, единственность которого вынуждается ограниченностью ресурсов.

Теперь понятно, почему, принимая то или иное производственное решение и оценивая действительные затраты, экономисты рассматривают их как затраты упущенных (утраченных) возможностей. Под «издержками упущенных возможностей» понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов производственной или реализационной деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.[2] Таким образом, затраты упущенных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы обеспечить фирме факторы производства, если бы они были более выгодно использованы в альтернативных вариантах.


1.2.              Структура издержек производства


Экономические агенты, осуществляя хозяйственные операции, вынуждены нести различные затраты. Их величина является одним из главных факторов, влияющих на объем рыночного предложения товаров: чем выше издержки, тем дороже обходится товар, следовательно, труднее продать.[3]

Современная характеристика издержек сводится к тому, что их следует рассматривать как оплату приобретенных факторов и внутренних расходов для определенного варианта производства в специфических условиях данного предприятия. Их обычно оценивают и используют в денежной форме. Одни и те же издержки и их составные части могут рассматриваться с разных сторон. Это зависит от запросов и желаний товаропроизводителя. Чем подробнее будут просчитаны издержки, тем вернее окажется производственный выбор.

При многоаспектной классификации насчитывают более тридцати видов издержек. Каждый раз они отражают специфику их проявления. На рис.1. приведена одна из таких классификаций.[4]

Издержки делятся на постоянные и переменные. Издержки фирмы, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными.[5] Это расходы на здания, оборудование, сооружения, оплату управленческого и административного аппарата. Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объёма продаж рассчитывается следующим образом:

                              А=VРП (p-b),     или     A=B . Д дм                                (1


Суть этого расчёта в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объёме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет



















Рис. 1. Классификация издержек производства

убыточным, оно не сможет их покрыть за счёт своей выручки. Для того чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчётного периода, необходимо сделать следующий расчёт:


t=12· безубыточный объём продаж/готовый объём продаж        (2)


Например, готовый объём продаж составляет 2500 млн. руб., постоянные издержки предприятия за год – 600 млн. руб., прибыль – 400 млн. руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных издержек.

Сначала определим сумму маржинального дохода и его долю в общей выручке:

МД = 600+400=1000 млн. руб.,

Д дм = 1000 : 2500 = 0,4

Безубыточный объём продаж (сумма покрытия постоянных затрат) составит:

В кр = 600:0,4 = 1500 млн. руб.

Срок окупаемости постоянных издержек будет равен:

t = 12 · 1500 / 2500 = 7,2 мес.

Остальные 4,8 месяца предприятие будет получать прибыль. Следовательно, большая часть года уйдёт на возмещение постоянных издержек.

Как видим, критический уровень постоянных издержек является ценным показателем в управленческой деятельности, с его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

Средние постоянные издержки рассчитывались как отношение общей величины постоянных издержек к объему выпуска. Динамика постоянных издержек может быть проиллюстрирована с помощью рис.2.

Переменными издержками называются затраты, которые изменяются вместе с ростом или сокращением выпуска продукции (см. рис.3). К ним относятся расходы на приобретение сырья, материалов, оплату рабочей силы.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) для получения некоторой суммы целевой прибыли (П) при заданном объёме

 

 











Рис. 2. Общие постоянные издержки  FC (слева) и средние постоянные издержки AFC.












Рис. 3. Переменные издержки


продаж (VPП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать