Рассмотрим ситуацию равновесия фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор, например, труд, при условии, что и товарный рынок,
и рынок труда являются чисто конкурентными, т.е. фирма и на том, и на другом рынках является «ценополучателем». Графически данная ситуация изображена на рис.17.
|
|||
Рис. 17. Ситуация равновесия фирмы на чисто конкурентном рынке переменного фактора (труда)
Кривая спроса фирмы на один переменный фактор (D) совпадает с кривой его предельного продукта в денежной форме (MRPL), так как любая точка на данной кривой показывает число занятых, используемых фирмой при каждом заданном уровне ставки заработной платы (W). Отрицательный наклон кривой MRPL связан с действием закона убывающей предельной производительности фактора, а её расположение определяется уровнем предельной производительности фактора (MPL) и ценой произведённого продукта (Р). Точка Е – это точка равновесия фирмы на рынке фактора, так как именно здесь MRPL = WE. Это означает, что при заданном рынком уровне заработной платы (WE), фирме следует нанять число рабочих, равное LE. График показывает, что если MRPL > WE, то фирме следует увеличить число используемых рабочих, а если MRPL < WE – сократить их численность. И только, когда MRPL = WE, фирма, предъявляющая спрос на один переменный фактор, обеспечит оптимальный уровень занятости на своём предприятии.
Фирма, осуществляющая свою деятельность с использованием двух переменных частично взаимозаменяемых факторов, сталкивается с проблемой оптимального выбора комбинации ресурсов при каждом заданном объёме выпуска продукции. Очевидно, что фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться выбрать такое сочетание ресурсов, которое окажется самым дешёвым. Таким образом, задача сводится к тому, чтобы минимизировать издержки фирмы для каждого заданного объёма производства.
Отношения предельных продуктов факторов к ценам последних должны быть равны между собой:
MPL/PL = MPK/PK (15)
С помощью уравнения (15) мы можем сформулировать правило минимизации издержек для каждого заданного объёма выпуска продукции: оптимальное сочетание факторов, используемых в процессе производства, достигается тогда, когда последний затраченный рубль на покупку каждого фактора даёт одинаковый прирост общего выпуска продукции. С точки зрения рационального экономического поведения, это означает, что относительно более дорогой фактор производства замещается относительно более дешёвым. Так, если MPL/PL > MPK/PK, то фирма минимизирует свои издержки путём замены капитала трудом. В ходе этой замены предельный продукт труда будет уменьшаться, а предельный продукт капитала расти. Замена будет осуществляться до тех пор, пока не будет достигнуто равенство взвешенных по соответствующим ценам предельных продуктов факторов. И наоборот, если MPL/PL < MPK/PK, то фирме следует замещать труд капиталом для достижения равенства (15).
Однако минимизация издержек при заданном объёме производства не означает, что данный объём обеспечивает фирме максимальную прибыль. Минимизация издержек есть обязательное, но недостаточное условие для максимизации прибыли. Разница между минимизацией издержек и максимизацией прибыли заключается в следующем: при достижении оптимальной комбинации факторов для любого объёма выпуска во внимание принимаются цены факторов и их предельная производительность. При формулировке условий максимизации прибыли необходимо учитывать и такую величину, как предельный продукт фактора в денежном выражении, отражающий спрос на продукцию, производимую с помощью этих факторов. Это связано с производным характером спроса на факторы.
Как же можно определить объём производства, при котором фирма максимизирует свою прибыль? Для ответа на поставленный вопрос необходимо воспользоваться правилом использования ресурсов. Применительно к условиям совершенной конкуренции это правило формулируется следующим образом: максимизация прибыли достигается тогда, когда предельный продукт переменного фактора в денежной форме равен его цене. Если фирма использует два переменных фактора, то максимизация прибыли будет обеспечена при таком объёме производства, когда
MRPL = PL, а MRPK = PK, т.е.
MRPL / PL = MRPK / PK = 1 (16)
Соблюдение этого условия означает, что фирма функционирует эффективно, т.е. обеспечивается оптимальная комбинация факторов, минимизирующая издержки производства, при единственно возможном объёме выпуска, максимизирующем прибыль.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Для оценки уровня эффективности работы прибыль сопоставляется с затратами или с используемыми ресурсами. Это соизмерение характеризует рентабельность. Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса.[16] Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).
Формула рентабельности:
(17)
где – прибыль;
ТС – валовые издержки.
Допустим, прибыль фирмы составила за месяц 100 тыс. рублей, затраты на производство товаров – 5 000 тыс. руб. Тогда норма рентабельности будет равна С каждого израсходованного рубля фирма получит 2 копейки прибыли.
Рентабельность бывает разной: она может обеспечить высокую конкурентоспособность или привести к прозябанию. Следовательно, рентабельность предполагает постоянное соизмерение прибыли и издержек. Она служит критерием для принятия решений. Ожидаемая рентабельность отражает способность вложенного в дело капитала обеспечить в перспективе достаточный доход.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность оборота;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия.
Уровень рентабельности продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.[17] Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы.
Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности , необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
прибыль до начисления процентов * 100
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА = —————————————— (18) валовая выручка
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия , тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется п формуле:
валовая выручка
ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА = ———————— (19)
активы
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путём отношения прибыли от реализации (П рп) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
R з = П рп/З рп (20)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость издержек), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трёх основных факторов первого порядка:
- изменение структуры продаж;
- уровня себестоимости реализованной продукции;
- средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Прп = ƒ(VРПобщ, Удi, Цi, Сi)
Rз = ---------------------------------------- (21)
Зпл = ƒ(VРПобщ, Удi, Сi)
Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.