Виды ответственности предпринимателей

Виды ответственности предпринимателей

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

на тему: “Виды ответственности предпринимателей”

          Выполнил: ст. Н.Э. III-2 в/о

                               Шавердов Дмитрий

     

            Проверил:










МОСКВА 

ВВЕДЕНИЕ


     Правовой статус предпринимателя предусматривает не только широкие его права, но и обязанности в различных сферах хозяйственной деятельности.

Эти обязанности можно разделить на четыре группы: перед органами государственного управления; перед партнерами по хозяйственным договорам; в области трудовых отношений при привлечении работников по найму; перед собственником имущества предприятия за невыполнение обязательств, предусмотренных уставом государственных или муниципальных предприятий.

     Обязанности перед органами государственного управления включают обязанности, связанные с внутрихозяйственной деятельностью  (для государственных предприятий).

     Обязанности, связанные с государственным регулированием организации и  деятельности предприятий различных форм собственности, предполагают выполнение необходимых условий для создания предприятия, недопущение монопольного положения отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции  их на товарных рынках; соблюдение экологической безопасности, недопущение загрязнения окружающей среды; своевременное предоставление декларации о доходах и уплата налогов в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ; соблюдение требований стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг, а также в области ценообразования.

Нарушение этих обязанностей влечет ответственность предпринимателей, которая выражается в наступлении для него неблагоприятных имушественных последствий.            Имущественная ответственность означает экономическую ответственность, что соответствует складывающимся в нашей стране рыночным отношениям, замене административных методов руководства народным хозяйством методами экономическими, связанными с имущественным воздействием на нарушителя порядка в предпринимательской деятельности, установленного законодательством.

Имущественная ответственность так или иначе влияет на результаты экономической деятельности предпринимателя. Это экономическая ответственность, но она всегда является юридической, т.е. должна быть предусмотрена законодательством  или иными нормативными актами. Произвольное применение имущественных санкций партнером по хозяйственным отношениям или каким-либо органом управления противоречит  принципам правового государства.

В зависимости от характера неблагоприятных последствий порядка их применения ответственность предпринимателя может быть административной, гражданско-правовой, уголовной.


















1.ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1.1.  Ответственность перед органами государственного управления

 

Ответственность предпринимателя наступает чаще всего за административное правонарушение, т,е. за противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

     Административная ответственность предпринимателя за нарушение в сфере управления регулируется различными нормативными актами; законами, указами Президента, Постановлениями правительства, в том числе Кодексом РФ Об административных правонарушениях.

   Административная, в том числе и финансовая ответственность. наступает не за нарушение чьих-то субъективных прав, а за нарушение общественных и государственных интересов, по-этому применяется соответствующим органом государственного управления, но не потерпевшим. Как правило, она применяется в виде взыскания штрафа, который уплачивается из чистой прибыли и поступает в бюджет.

     Взыскание административного штрафа осуществляется в бесспорном порядке.

Однако вместе с тем в ряде случаев законодательство устанавливает право предпринимателя обращаться в суд с обжалованием действий административных органов.

     Основные направления государственного регулирования предпринимательства.

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности предусматривает порядок создания предприятий и лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, а также ответственность за нарушение этих правил.

Так, деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются

в местный бюджет.

2. Необходимым условием деятельности предпринимателя является часто ее лицензирование (ст.49 ГК РФ).

        Постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. "0 полномочиях органов  исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности" предусмотрено, что несоблюдение установленных этим постановлением лицензионных условий, в том числе передача лицензии другому юридическому или физическому лицу, выпуск или продажа некачественных  товаров, нарушение правил торговли, санитарных, экологических норм влекут за собой лишение лицензии или иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

По отдельным видам предпринимательской деятельности порядок лицензирования и  соответственно ответственности в виде лишения лицензии устанавливаются специальными законодательными актами. Так, Законом о товарных биржах установлено, что порядок выдачи, аккумулирования и приостановки действия лицензии на биржевую торговлю определяется Положением о лицензировании товарных бирж, Центральному банку предоставлено право лишать коммерческие банки лицензии на кредитную деятельность.

3. Одним из важных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности являются правовые и организационные основы предупреждения и ограничения

монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, которые определены Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 25 мая 1995 г. "0 внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "0 конкуренции на товарных рынках", и ограничении монополистической деятельности"

Государственный комитет по антимонопольной политике, его территориальные органы  наделены полномочиями контроля и применения различных санкций к нарушителям, допускающим недобросовестную конкуренцию. Они вправе давать предпринимателям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о восстановлении первоначального положения, расторжении или изменении договоров, не соответствующих законодательству. В случае, когда коммерческие и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимающие доминирующее положение, совершили два или более  нарушений антимонопольного законодательства, федеральный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении их из состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений. Жалобы на действия антимонопольных органов рассматриваются в судебном порядке.

Так, в арбитражном суде рассматривался иск товариществ с ограниченной ответственностью "Гикс" и "Лемикс" к территориальному управлению Государственного Комитета РФ по антимонопольной политике об исключении их из реестра монополистов. В этот реестр они были включены на том основании, что им принадлежало свыше 53-57% рынка услуг по предоставлению крытых теплых помещений под стоянку автомашин. Иск не был удовлетворен, так как не было доказано, что истцы  - обе организации не являются единой структурой, как это они пытались представить.

За невыполнение предписаний антимонопольных  органов предусмотрено взыскание   штрафа, возмещение причиненных убытков. Убытки   взыскиваются судом. Основания для возбуждения антимонопольными органами дел, связанных с применением соответствующих санкций в виде штрафов, а также процедура их разрешения предусмотрены Арбитражным Процессуальным кодексом РФ.

Одновременно с санкциями, применяемыми к хозяйствующему субъекту -  предприятию-предпринимателю, антимонопольное законодательство предусматривает ответственность должностных лиц, возглавляющих это предприятие. По отношению к ним предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда. Если штраф не уплачен добровольно, то он взыскивается через судебные (арбитражные) органы по иску антимонопольных органов.

4. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен устанавливается с государственным регулированием цен и тарифов, предусмотренных рядом нормативных актов.

          Основанием являются случаи завышения государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, завышения оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных  при декларировании в органах ценообразования, завышения установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисления непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставления  или предоставления покупателю в уменьшенном размере установленных скидок, включения в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, а также применение цен, согласованных на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции; неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и несвоевременного снижения цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги), и по некоторым другим предусмотренным основаниям.

          Излишние суммы, полученные в результате указанных нарушений, и штраф изымаются в бесспорном порядке в пятидневный срок из прибыли предприятия в доход бюджета в размере 50% - в республиканский бюджет, 50% -  в местные бюджеты, суммы штрафов - во внебюджетные фонды местной администрации по месту нахождения предприятия.  Суммы, подлежащие изъятию, изымаются за весь период нарушения, независимо от финансового состояния предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать