По характеру выплат субсидии делятся на прямые и косвенные.
По видам субсидии бывают внутренние и экспортные
Внутренняя субсидия предусматривает бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Согласно официальным подсчетам правительственные субсидии в развитых странах составляют 2-3,5% стоимости национального продукта, (эта цифра включает субсидии сельскохозяйственному производству и общественным услугам). В США они в среднем равны 0,5%, в Японии – 1%, в Великобритании и Германии – менее 2%, в Швеции и Ирландии – 6-7%. Из крупных стран Европы самой агрессивной страной в области субсидирования является Италия. Ее субсидии в 3 раза превышают британские, в 2 раза – германские, в 1,5 раза – французские субсидии.[4;271]
Основные выгоды от субсидий достаются отечественным производителям, поскольку они усиливают их конкурентоспособность на мировом рынке. Однако за субсидии расплачиваются рядовые налогоплательщики страны, которые субсидируют экспорт, и эффект от субсидий далеко не всегда гарантирован. Чаще всего они консервируют неэффективность и не продлевают ее. Подобно тарифам субсидии ведут к нерациональному использованию национальных ресурсов.
Экспортное кредитование предусматривает финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может осуществляться через субсидированные кредиты экспортерам, кот. госбанки выдают под более низкие проценты; кредиты иностранным импортерам, выдаваемые страной при условии закупки товаров только у фирм страны; страхования различных рисков национальных экспортеров. (Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование политических, военных и др. рисков). Экспортные кредиты бывают краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от года до 5 лет), долгосрочными (более 5 лет). Экспортное кредитование применяется при поставках прежде всего значительных по стоимости товаров и охватывает 12-20% от объема экспорта развитых стран.
Демпинг – нетарифный метод: продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня. Худший его вариант – продажа товаров по цене ниже себестоимости. Демпинг часто является методом конкурентной борьбы за внешний рынок. Демпинг бывает: 1. спорадическим: иногда фирма продает излишки товара по пониженным ценам; 2. умышленный демпинг – снижение цен на некоторое время с целью вытеснения конкурентов; 3. постоянный демпинг; 4. взаимный демпинг – когда две страны торгуют одним и тем же товаром по заниженным ценам. Страна может вводить антидемпинговые пошлины в целях защиты от демпинга и это также инструмент протекционистской политики.(см с.3) Часто отечественные фирмы провоцируют антидемпинговые расследования для устранения иностранных конкурентов, когда демпинга нет. В 1993-1994 гг. было начато 812 расследований по обвинению в демпинге, в т. ч. США – 262, ЕС – 94, Австралия – 112. В указанные цифры входят и 14 расследований, начатых в ЕС против российских товаров. В 1993 г. США ввели антидемпинговую пошлину в 80% на российские изделия из титана, в 1994 г. – пошлину в 163% на продукцию Запорожского и Никольского ферросплавных заводов. В ЕС 1% российских товаров также облагается антидемпинговыми пошлинами, например, в 1996г. были введены антидемпинговые пошлины на российские бесшовные трубы (32,9%), трансформаторный лист (40,1%), ферросилиций (74%) и др.
Торговое эмбарго – это запрет государством ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как правило, страна вводит эмбарго по политическим мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и вводящей его стране, так и стране против которой его ввели, и выгодно для других стран, у которых появляется шанс получить выигрыш. Главная цель эмбарго – оказать давление на другое государство для достижения политических и экономических целей.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА
Что лучше – протекционизм, который дает возможность развития национальной экономики, или свободная торговля, которая развивается на основе свободных рыночных сил и выявляет наиболее конкурентоспособные отрасли хозяйства страны? В 50-е-60-е годы был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х начала проявляться обратная тенденция – страны стали отгораживаться все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В торговле между развитыми странами – это продукты сельского хозяйства, текстиль, одежда, сталь. В торговле между развитыми и развивающимися странами – промышленная продукция развивающихся стран.
К преимуществам протекционизма (это касается тарифов) можно отнести следующие черты:
1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, хотя бы временной, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, часто цена ее выше цен товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут платить более высокие цены, но с надеждой на снижение их в перспективе.
2)Пошлины и налоги являются источником дохода государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов важна для бюджета.
3)Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями произойдет сокращение рабочих мест, что вызовет дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Например, США поддерживают свою автомобильную индустрию в надежде, что в будущем она будет производить более дешевые автомобили, чем в Японии. В долгосрочном периоде потребители не будут платить высоких цен за машины, поскольку должны проявиться плоды инвестиционных программ, выраженные в более высокой производительности и в снижении цен. [4;273]
4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо для обеспечения национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.
Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер. У протекционизма имеется ряд следующих недостатков:
1)Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, т. к. он ограничивает конкуренцию.
2)Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (напр. географическое положение и т.п.). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы с более эффективных производств в пользу менее эффективных, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.
3)Протекционизм, в частности, одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.
4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.
5)Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные (и не только) товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.
Т.о., у протекционизма есть как положительные, так и отрицательные стороны. Нужно подчеркнуть, что в чистом виде протекционизм невозможен, так же, как и невозможна совершенно свободная торговля.
РОССИЯ. СВОБОДА ТОРГОВЛИ ИЛИ ПРОТЕКЦИОНИЗМ?
Переход от центрального планирования к рыночной экономике был неизбежно связан с ростом открытости экономики России. Ликвидирована государственная монополия внешней торговли, при которой все внешнеторговые операции производились монопольными государственными объединениями по плану, утвержденному правительством. Ликвидирована и государственная валютная монополия, при которой все валютные доходы и расходы страны проходили через государство и планировались им, как составная часть общеэкономического плана и госбюджета. Предприятия получили право прямого выхода на внешний рынок и непосредственного общения с зарубежными фирмами. Большинство предприятий приватизированы и принимают свои решения самостоятельно. Практически осуществлена и конвертируемость (обратимость) рубля по внешнеторговым, а отчасти и по неторговым операциям. Разрешен частный экспорт золота и других драгоценных металлов. Разумеется, некоторые регулирующие и контролирующие функцию у государства сохранились, как и у всякого государства в рыночной экономике. Это относится к таможенным пошлинам, к системе валютного контроля, к регулированию деятельности зарубежных коммерческих и иных структур на территории России, к ряду других аспектов внешнеэкономической деятельности. Предстоящее вступление России в Международную торговую организацию (МТО) послужит и официальным признанием во всем мире факта перехода России к рыночной экономике.