Вологда.
Муниципальное образовательное учреждение
Среднеобразовательная школа №41
Реферат
по технологии
на тему:
«Город восьми столетий»
Автор:
Иванова Яна
класс 11Г
Руководитель:
Вологда 2007 г.
Содержание:
1. Введение
1.2 Колокольня Софийского Собора – памятник XVII-XIX вв
2. Из глубины веков до наших дней. Панорама города, важнейшие исторические событие, особенности архитектурных памятников
2.1. Памятник 800-летия Вологды
2.2. Вологда в XV-XVI века, история строительства Кремля. Софийский собор – памятник архитектуры XVI в
2.3 Историкоархитектурный ансамбль Вологодского Кремля, бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник
2.4 Вологда в памятниках архитектуры XVII в. (церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор, легенда о моровой язве)
2.5 Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского
2.6 Вологда – административный и торговый центр вологодской губернии.
272.7 «Такой город в России один»,- деревянное зодчество Вологды (дом Засецкого – памятник архитектуры XVIII в.).
2.8 Современный город – Вологда; день сегодняшний; знаменитые земляки и перспективы развития
3. Заключение. Библиография. Итоги экскурсии
1.Введение.
Вологда – один из древнейших городов России. Благословленная святыми и основателями монастырей, зело украшенная разных стилей храмами, деревянной архитектуры застройками и зелеными древонасаждениями. Вологда – на протяжении нескольких веков служившая исходным пунктом системы рек, открывающих пути в Западную Европу, в Зауралье и в Сибирь. Вологда – с признательностью вспоминаемая сотнями тысяч эвакуированных из блокадного Ленинграда и сотнями тысяч солдат четырех фронтов, лечившихся здесь в годы Великой Отечественной войны. Вологда – славная именами поэтов и прозаиков, иконописцев и художников, героев многих войн и ученых, прославивших своим трудами Россию.
Варлам Шаламов выделил четыре Вологды. Но она еще более многолика. Своя, родная и… Она омыта слезами привезенных и размещенных в Прилуцком монастыре ив иных храмах репрессированных крестьян и «врагов народа» из многих республик и областей для последующей отправки в леса Северного края. Она явилась одним из этапов трагического пути этих несчастных, часть из которых здесь и умерла, и зарыта в пригороде, в болоте…
И вот Вологда в конце ХХ века, на грани третьего тысячелетия нашей эры. Пройден путь в восемь с половиной веков…
1.3 Колокольня Софийского
Собора – памятник XVII – XIXвв.
При соборе еще в середине XVII в. Была построена колокольня. Однако в XIX ее внешний облик сочли недостаточно внушительным, и в 1869 г. архитектор В.Н.Шильдкнехт перестроил ее. Она стала самым высоким сооружением в епархии. Мощным восьмигранный столп, углы которого подчеркнуты лопатками, а внизу усилены контрфорсами, заканчивается ярусом звона, прорезанным стрельчатыми арками. Над ними возвышается луковичной формы позолоченный купол на барабане. Колокольня масштабно соотносится с собором и окружающими постройками Архиерейского двора, не подавляя своими размерами, а как бы являясь своеобразным ориентиром. Декоративное убранство ее выдержано в псевдоготическом стиле, распространенном в эту эпоху. На колокольне сохранились колокола XVII-XIX вв., отлитых русских, голландскими и немецкими мастерами. У каждого колокола свое назначение: Большой, или Праздничный (1687 г.), Водовоз (1643 г.), Часовой (1627 г.), Большая Лебедь (1689 г.) и др.
Сейчас на колокольне устроена смотровая площадка, куда можно подняться и осмотреть окрестности. Перед нами в непосредственной близости оказываются могучие главы Софийского собора, скромно мерцающие серебром своих куполов. Они словно плывут над городом в холодном и неярком северном небе. Внизу неторопливо течет узкая тихая река с плавными поворотами, окаймленная пологими берегами. Соединение городских и сельских пейзажных черт придает Вологде особое очарование. Повсюду сквозь зеленные кроны деревьев виднеются главки церквей и их стройные белые колокольни; прекрасные виды открываются на Заречье и на Верхний и Нижний посады. Вдали на северо-востоке вырисовываются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря.
2. Из глубины веков до наших дней.
Панорама города, важнейшие исторические события, особенности
архитектурных памятников.
2.1. Памятник 800-летия Вологды.
На Ленивой площадке – бывшем центре древнего города – установлен памятник в честь 800–летия города. Авторы его Т.П. и Г.П. Котаревы. В декоративном оформлении использованы детали древнерусского зодчества.
На массивный гранитный постамент водружен четырехгранный обелиск. По углам постамент обработан квадровым рустом, а на его гранях помещены бронзовые рельефы, в которых отображены события из истории Вологды. Сцены обрамлены мощными архивольтами. Небольшие килевидные арочки украшают обелиск внизу.
«ВОЛОГДА» - что означает это слово?
Вологодский поэт Александр Романов писал так: «Слово Вологда» произносится, как глубокий выдох. Протяжные звуки «о», соединенные нежным «а», придают ему запевное очарование. Так и слышатся поначалу понятные сердцу «волога», «влага», но последний твердый слог придает всему таинственность.
«Вологда» - что же все-таки значит? Говорят, на языке одного угро-финского, племени это – «светлая река». А вот поэт Александр Яшин написал свое знаменитое:
«Ты проедешь волок, еще
волок, да
Еще волок – будет город Вологда».
Итак, имеются две версии названия города. По одной – это перевод с угро-финского, по-другой – название происходит от русского слова «волок», так как в древности здесь проходил один из путей, по которому путешественники волокли свои суда по суши к реке Вологде.
С доисторических времен, когда этот край был покрыт дремучими лесами, его заселяли древние, видимо, угро-финские племена, жившие по берегам рек и озер. Причудливые каменные бабы, которые сегодня можно видеть во дворе Вологодского музея-заповедника, относятся, вероятно, еще к III-II тысячелетию до нашей эры. В последние годы археологи обнаружили на территории области немало «домиков мертвых» - ритуальных погребальных сооружений с предметами культа и быта. С V-VI века на территорию области приходят славяне. Археологические раскопки на территории древнейшей части города свидетельствуют, по существу, о его доисторическом существовании.
Но впервые летописное упоминание о Вологде относится к 1147 году это и принято считать годом основания города. Таким образом, Вологда, по летописи, является ровесницей Москвы и одним из древнейших городов русского Севера.
Вероятно, город основали новгородцы. Во всяком случае, по документам XIII века Вологда значится в составе новгородских земель. Но за город шла ожесточенная борьба новгородских, ростовских и затем московских князей, которые постепенно взяли верх.
В XIV столетии началась активная монастырская колонизация Севера. Многочисленные монастыри возникли и на Вологодчине: Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и другие. Суровые испытания выпали на долю города в начале XVII в. во время польско-литовской интервенции. В 1608 г. Вологда и некоторые другие северные города принесли присягу Лжедмитрию. Однако вскоре, испытав на себе все тяготы произвола, чинившегося при новом порядке, население встало на сторону Москвы.
Штурмы и разграбления города случались в 1434ти 1450 годах. С одним из этих страшных событий исследователи связывают происхождение, по-видимому, «самой вологодской» легенды, повторявшейся в народе в разных вариантах более 400 лет. Мы имеем в виду легенду о белоризцах – людях в белых «ризах» (одежде): «Однажды в зимнее время неожиданно подошло к Вологде большое войско и к ночи окружило крепость. Вел войско князь Дмитрий Шемяка. В городе не оказалось ни воевод, ни воинов. Стены города были слабы, мало было людей для обороны от врага. Горожане в страхе ожидали наступления утра. Трое жителей города этой ночью видели одинаковый сон – будто осветился весь город, когда подошел к нему святой покровитель Вологды Димитрий Прилуцкий. От «убогого дома» (места захоронения неизвестных и погибших насильственной смертью) подошли к нему два белоризца – человека в белых светящихся одеждах. Димитрий и белоризцы помолились о спасении города от гибели и стали укреплять бревнами все четыре городские стены. Когда работа была закончена, белоризца стали невидимы. Утром с Божьей помощью горожане отбили нападение неприятеля, бросая со стен камни. Войско много дней вокруг Вологды, но не нападало больше и затем отошло к городу Галичу, где многие воины его погибли. Так Бог наказал их за неправую войну на русской христианской земле.
2.2. Вологда в XV-XVI веках, история строительства Кремля. Софийский собор – памятник архитектуры XVI в.
Много трагического видела Вологда. Ее брали в 1435 году войска мятежного князя Василия Косого. Потом сюда сослали пленного и ослепленного князя Василия II, которому Вологда была отдана в вотчину. Затем город был разорен отрядами «вора» Дмитрия Шемяки. Все же в конце концов Василий Темный утвердился на княжеском престоле, и город, несколько раз переходивший из рук в руки, был отдан младшему сыну великого князя Андрею. Кончились смутные, кровавые времена.
Вологда стала столицей удельного княжества. Правда, Вологодское княжество при князе Андрее Меньшом (1462-1481) просуществовало недолго. Сам князь часто жил в Москве. И правление его княжества велось с полного согласия Ивана III. Но была все-таки Вологда столицей удела, роль ее возрастала. В то время заложили первый и дивный храм на Севере – Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере. Прекрасный памятник, возвышавшийся среди вод озера в тридцатые годы, был варварски взорван уже в советское время, в тридцатые года.
После смерти князя Андрея Вологда окончательно отошла к Москве, к великокняжеским владением.