К этому времени город играет видную роль в стратегическом и, особенно, торговом отношении как начальный пункт важных водных путей: Сухона, Шексна, Двина. В городе хранилась часть «государственной казны». Сюда же Иван III ссылал наиболее для себя опасных и именитых пленников.
Важные страницы в истории города связаны с царем Иванов Грозным. Вологда одной из первых была зачислена в число опричных городов, пользовавшихся особыми привилегиями. Иван Грозный часто бывал в Вологде, пробыв здесь согласно летописи, «три лета и пять месяцев». Существует даже версия, что царь собирался сделать наш город столицей государства. Во всяком случае, по приказу царя в городе развернулось грандиозное строительство каменного детинца – кремля и собора.
Вологодский кремль (название это не точно, оно появилось в XIX в.) – это только часть бывшего грозненского кремля-детинца, но лучшая его часть.
Действительно, Вологодский кремль очень красив и живописен. Он не принадлежит к широко известным, стилистически выдержанным русским ансамблям, хотя некоторые их постройки и отделены друг от друга многими веками.
Под названием «Вологодский кремль» подразумевают обычно бывший Архиерейский дом, должно быть, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, и неразрывно связанные с этими стенами меньший (Воскресенский) собор и колокольню.
А стоящий на высоком берегу реки Вологды, вне архиерейских стен, но рядом с ними, Софийский собор – древнейшее здание города – оказывается вне кремля? Именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля – привлекает своей суровой, величавой красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем настоящем кремле Ивана Грозного он появился намного раньше каменного двора архиереев, а теперь бесспорно главенствует над всем центральным городским ансамблем – Вологодским кремлем.
У московского и вологодского соборов есть общие архитектурные черты, в особенности это относится к шестистолпным планам. Однако между этими двумя храмами имеются отличия. Облик вологодской Софии с ее предельно скупым декором ближе к памятникам Новгорода, чем Москвы: отсутствуют аркатуры, бусины портиков и другие архитектурные элементы, столь характерные для фасадов московского Успенского собора. Различны в обоих храмах и формы несущих столбов.
Даже среди богатырски мощных соборов XVI века вологодский храм выделяется монументальностью своих форм, почти лишенных декора. План его имеет вид прямоугольника с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Цоколь очень простой формы образован валиком и двумя уступами в его нижней части. Между апсидами алтаря с обеих сторон поставлены полуколонки с простейшими завершениями. Расположены в два яруса окна четверика сделаны с воронками, без всяких профилировок; нижние окна – высокие, верхние – небольшие. Все окна – четверика и алтаря – узкие, почти одинаковой ширины. С севера и юга в собор ведут ничем не прикрытые перспективные порталы. У западного, главного входа перед порталом стоит большое сводчатое двухарочное крыльцо с белокаменной гирькой. Вытянутые пилястры с заменяющими капители импостами поддерживают большие закомарные обрамления. Покрытия шестистолпного Софийского собора может служить классическим примером русской крестовокупольной системы. Над закомарами возвышаются мощные барабаны с огромными маковицами. Аркатуры отсутствуют не только на соборных стенах, нет их и на барабанах глав. Маковицы завершаются тонко выполненными крестами оригинальной, так называемой «процветшей» формы.
Внутреннее помещение вологодского собора силою своего художественного воздействия на зрителя также превосходит интерьеры многих соборов XVI века. Такому впечатлению в первую очередь способствует прекрасная живопись , украшающая внутренние стены, своды, столбы. Она выполнена ярославцем Дмитрием Плехановым «с товарищи». Первоначально восточная пара столбов соединялась со стенами каменной алтарной перегородкой. В настоящее время алтарь отделяется от основного храма сооруженным в XVIII веке иконостасом, расчлененным на пять ярусов, с граненым выступом посередине. Этот грандиозный иконостас внес в интерьер собора чуждую ему ноту классицизма XVIII-XIX веков. К средней паре столбов с восточной стороны прислонены деревянные клиросы. С западной стороны каждого из четырех столбов поставлены киоты одинакового с иконостасом стиля.
Имена художников артели – а их было 30 человек – сохранились в летописной надписи, охватывающей внизу три стены собора. Каждый член артели был ответственным за определенную часть работы. Композиционные построения основных сцен «знаменил», то есть прорисовывал контуры, главный мастер – Дмитрий Плеханов. Ему же порой приходилось самому и определять их колорит.
2.3. Историко-архитектурный ансамбль Вологодского Кремля бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник.
Спустившись с колокольни, перейдем к осмотру Архиерейского двора. Под этим названием подразумеваются постройки на дворе вологодских архиепископов. В настоящее время в этих зданиях размещается областной краеведческий музей. Вход устроен между колокольней и Воскресенским собором, встроенными непосредственно в ограду. Вся территория условно подразделяется на три части. Главный двор, открывающийся сразу при входе, обозначен П-образно расположенными служебными корпусами, крестовой палатой с церковью Рождества и палатами Иосифа Золотого. В северо-восточном углу находится консисторский дворик, названный так по консисторскому корпусу в его западной части. В северо-западном углу – Г-образный в плане хозяйственный двор, ограниченный кремлевскими стенами.
Как уже говорилось выше, Иван Грозный начал строить на этом месте кремль в середине 60-х гг. XVII в., переведя в него и Архиерейский двор. Но он не сохранился до наших дней. Это объясняется прежде всего тем, что до середины XVII в. все постройки двора были деревянными. Они были обнесены деревянной стеной с несколькими воротами. Особенно интересно выглядели парадные восточные Святые ворота. Они имели мощные створы с прорезной решеткой и в завершении три шатра, крытые лемехом, и были украшены иконами. За стенами размещались многочисленные строения: здесь были всевозможные кельи – архиерейские и для хранения казны, «судная» изба и разнообразные хозяйственные помещения.
Отвлечемся теперь на некоторое время от истории и начнем осмотр памятников не в хронологическом порядке, а так, как они расположены, переходя от одного к другому. Первое, что поражает нас в комплексе, - его мощные стены. Их внушительный вид вводит в заблуждение многих посетителей: они ошибочно принимают ограду Архиерейского двора за кремлевскую (несохранившуюся) стену. И действительно, суровые неприступные стены напоминают крепостные сооружения, хотя оборонительной роли они не играли. Стены возведены в 1671-1675 гг.
В плане ограда Архиерейского двора образуют неправильный четырехугольник с четырехгранными башнями. По стенам с внутренней стороны была устроена покрытая односкатной крышей на деревянных столбиках галерея, по которой можно обойти весь двор. Особенно неприступной выглядит снаружи южная стена с тремя крупными укрепляющими ее контрфорсами. Весьма правдоподобны и прочие элементы фортификационного зодчества, например узкие бойницы, характерные для всех русских крепостей, которые на самом деле являются всего лишь окнами хозяйственных пристроек с внутренней стороны. Современный вход на территорию Архиерейского двора находится между колокольней и Воскресенским собором. Многие постройки внутри двора составляют одно целое со стенами и расположены в линию ограды.
Подходя к Архиерейскому двору, мы сразу же обращаем внимание на Воскресенский собор. Он построен в стиле барокко в 1772-1776 гг.
Войдем теперь на территорию Архиерейского двора. Сразу же справа перед нами находится Казенный приказ. Построено в 1679г.
К северной стене Казенного приказа в начале XVIII в. было пристроено двухэтажное здание. Оно называется Безымянным корпусом, в нем находилась казенная келья и казначейская.
Рядом с Казенным приказом расположена Воздвиженская церковь над Святыми воротами – прежним главным входом в Архиерейский двор.
Небольшой переход с двумя арочными проемами связывает надвратную Воздвиженскую церковь с Архиерейскими палатами и церковью Рождества Христова, построенными в 1667-1670гг.
К северной стене Архиерейских палат примыкает небольшая двухэтажная постройка середины XVIII в. – Консистория, отчего северо-восточная часть всего комплекса и сам этот корпус стали называться Консисторскими. Облик здания сильно упрощен в связи с утратой нарядных наличников во второй половине XIX в.
С запада к Архиерейским палатам, «продолжая» их в продольном направлении, в первой трети XVIII в. был пристроен так называемый Иринеевский корпус (хотя епископ Ириней правил в конце XVIII в.).
В одну линию с Иринеевским корпусом и западной стеной Архиерейских палат стоит Гавриловских корпус (по имени архиепископа Гавриила), относящийся к концу XVII – началу XVIII в.
Заключают осмотр архитектурного комплекса Архиерейского двора палаты Иосифа Золотого.
2.4. Вологда в памятниках архитектуры XVII в. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор.
Легенда о моровой язве.
Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необычайно живописная объемная композиция церкви находится в полной гармонии с богатым и выразительным декоративным убранством. К высокому четверику с востока и запада примыкают пониженные алтарь и паперть. Однако от этого композиция не становится симметричной и застывшей. На паперть ведет высокое крыльцо с далеко вынесенной лестницей-всходом, а к северо-западному углу пристроена шатровая столпообразная колокольня, что создает живую игру больших и малых объемов.
Четверик завершают два яруса полукруглых кокошников и пять глав с луковичными куполами. Стены церкви и столпа колокольни ритмично расчленены группами из трех тоненьких полуколонок-дудочек, усиливающих стройность пропорций здания. Очень красивы перспективные порталы и разнообразные наличники окон. Среди них особенно нарядны наличники с трехкилевидными завершениями энергичного ясного рисунка. Общую картину довершает крыльцо с традиционными кубышками и висячими гирьками, а также пластичные арки яруса звона на колокольне и тесно расположенные обрамления слухов шатра.
2.5.Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского.