Отношения между членами группировок строятся в соответствии с иерархической структурой. С обязательным наличием лидера в своей структуре.
Для группировок характерен, как правило, авторитарный стиль лидерства, рядовые участники, находясь в большой зависимости от лидеров, реализовывают их программу поведения. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, антиобщественным характером деятельности группировок, господствовавшими в них нормами и ценностями ориентациями участников.
Главой группировки может являться «Вор в законе», которым может считаться лишь преступник, имеющий судимости, авторитет в уголовной среде и принятый в группировку специальной сходкой.
«Воры в законе» - это бывшие убийцы и грабители, воры и мошенники разных мастей, это самые изощренные представители профессионального уголовного мира и его элита. Как правило, это рецидивисты со стажем, 70% которых имеют более трех судимостей. Они являются хранителями уголовных традиций и законов в преступных сообществах, часто выступают в качестве организатора преступной деятельности или консультанта. Воры в законе также осуществляют «разборки», то есть выступают в виде третейского судьи при возникновении конфликтов между преступными группами или преступными организациями. Периодически воры в законе проводят сходки, на которых решаются вопросы раздела сфер влияния, организационные проблемы и т.п. Воры в законе осуществляют контроль за «общаком», то есть воровской кассой, за «справедливостью» расходования денег для поддержки уголовных элементов, в том числе преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В их обслуге не только «шестерки», но и телохранители.
Коллегиальным органом управления группировок являлись «сходки» на которых присутствуют в основном взрослые участники.
Лица, принятые в группировку переходят в качественно новую криминальную категорию и должны беспрекословно выполнять требования воровского закона, представляющего собой совокупность выработанных преступным опытом норм поведения. Надо сказать, что сила уголовных традиций значительна. Они передаются от поколения к поколению, их носителями выступает сама преступная среда. Жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение статусов и ролей в «своей» группе с однозначным определением прав и обязанностей: «кому что положено» и что «не положено.» Социальное клейменение: использование благозвучных, возвышающих терминов, типа «хозяин», «директор», «шишка», «барин» «старшак», «босс», «авторитет», «автор» и др. для обозначения принадлежности несовершеннолетних и молодежи к высшим иерархическим группам. Чтобы обозначить принадлежность человека к низшим иерархическим группам используют менее благозвучные, а чаще - оскорбительные термины («шавка», «чушка», «крыса», «стукач», «обиженный» и др.).
В преступных группах весьма затруднительна мобильность вверх при одновременной облегченности мобильности вниз, означающая, что перемена социальных ролей и статусов (с низших на высшие) затруднена, а для ряда категорий несовершеннолетних и молодежи (пассивных гомосексуалистов, склонных к оральным половым контактам, «стукачей», «крыс», и др.) исключена. При этом перемена социальных ролей с высших на низшие облегчена. Это положение сохраняется и при либерализации отношения в нашем обществе к «голубым» (легализация мужского гомосексуализма и женского лесбиянства), создании ими своих «партий», отстаивающих интересы сексуальных меньшинств.
В отличии от лиц находящихся в местах лишения свободы, в которых мобильность в верх сведена к нулю и практически не возможна, в преступных группах мобильность вверх все таки возможна, при этом, чтобы стать неофициальным «начальством» в группе (сообществе, подростковой среде в целом) или подняться на ступеньку выше в групповой иерархии (мобильности вверх), необходимо как минимум: пройти жесткую систему отбора (испытаний и конкуренции); иметь покровителя из высшей касты (из числа «земляков», «поделыциков» и т.д.); иметь «выслугу лет» или особые заслуги в криминальной деятельности. Для того чтобы выбиться вверх, часто необходимо совершить особо дерзкое преступление. Однако в настоящий момент можно выйти в «люди», стать «бугром» («паханом», «вором в законе»), не имея никаких криминальных «заслуг» и «выслуги лет», а купив это звание или опираясь на силу и преобладание своей этнической группировки.
Строгая субординация в межличностных отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «низов» «верхами» - непременное условие стратификации. Обращение с представителями «низов» как со своими слугами и рабами является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической группе. Разработана целая система унижений и издевательств, которым подвергаются «низы». Это приводит к «закону бумеранга». Человек, выбившийся из «низов» в «верхи», не забывает испытанные в прошлом унижения и начинает унижать, притеснять, обирать других. В «законе бумеранга» необходимо видеть одно из условий живучести криминальной субкультуры, саморазвития и «самосовершенствования» стратификации людей в асоциальной, преступной среде.
Следует помнить об устойчивости статуса. Попытки избавиться от него, например, при переезде на новое место жительства или переводе в другое спецучреждение, жестоко наказываются. Наказуемы попытки и завысить свой статус (путем нанесения «не положенной» татуировки, присвоения «не положенной» клички и т.д.), либо воспользоваться «привилегиями», «не положенными» по статусу.
В преступной группе существует система норм поведения, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе («жить по понятиям»). Условно все нормы можно разделить на:
· нормы-ценности, отражающие систему должного, необходимого и поощряемого в поведении членов преступной группы;
· нормы общения и коммуникаций;
· нормы проведения свободного времени;
· нормы, регулирующие разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и наказания за отступления кого-либо из членов группы от принятых норм и правил поведения.
Нормы-ценности подразделяются на запрещающие и поощряющие конкретный вид поведения. Строго запрещается: добровольное сотрудничество с правоохранительными органами; доносы; стремление избежать уголовной ответственности (или иной ответственности), переложив ее на другого члена группы, то есть поступать «за подло»; дача показаний в случае задержания в отношении других участников преступной группы и т.д. К одобряемым поступкам относятся: оказание помощи другим участникам преступной группы, в том числе осужденным за конкретные преступления; оказание помощи родственникам осужденного члена группы; забота о пополнении воровской кассы (общака) и т.д.
В преступных группах существуют нормы непосредственного контактного общения и нормы скрытых коммуникаций. Среди норм непосредственного общения выделяют следующие:
· нельзя вступать в тесные контакты с представителями органов правопорядка; принимать пищу за одним столом с пассивными гомосексуалистами – «опущенными»;
· совершать «подляны», то есть поступки, связанные с притеснением и унижением членов своей группы; обязательно отомстить за оскорбление (например, в случае оскорбления словами «козел» или «петух» жестоко избить или даже убить оскорбившего);
· участвовать в воровских «сходках» и «разборах» неправильного поведения других членов группы;
· не совершать «беспредел» в отношении членов группы.
Арсенал средств воздействия на других членов группы зависит от статуса преступника в группе и от этого насколько он является выразителем ее норм и ценностей. Центром притяжения любой преступной группы является ее лидер (авторитет, вор в законе и т.д.), который распределяет функции и роли членов группы при совершении преступлений, делит награбленное, регулирует поведение других членов группы, выносит санкции за нарушение своих распоряжений и норм группового поведения и т.д. Часто коммуникации членов преступной группы ориентированы на лидера, образуя своеобразную звездную структуру организации группы. В качестве мер воздействия преобладают принуждение, внушение, давление. Обычно поведение рядовых участников основано на безропотном подчинении лидеру и группы в целом, то есть конформистском поведении, а также доминировании круговой поруки. Иногда жестокость и несправедливость лидера вызывает сопротивление со стороны некоторых членов группы, что ведет к их объединению против него. Причем эти члены группы считают, что он осуществляет «беспредел», то есть отличается особой жестокостью и зверствами.
Субкультура группировок нашла свое проявление в особом сленге участников, их внешнем виде, манере поведения, форме проведения досуга. Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и воровского жаргона. Принятый в группировках сленг носит на себе яркую «печать» жаргона профессиональных уголовников :
группировки – «конторы», «моталки»;
участие в мероприятиях группировки – «мотаться»;
общая касса – «общак»;
подросток, не входящий в группировку – «чушпан2.
Жаргон выполняет в группировках три функции :
- коммуникативную (выступает как средство общения участников между собой);
- опознавательную (через жаргон узнают принадлежность друг друга к определенной группировке);
- конспиративную.
Бандитские понятия - своеобразный свод законов, или кодекс поведения. Новое время и новые бандиты наполнили этот термин несколько обновленным содержанием.
Жить по понятиям - это значит соблюдать в своей бандитской практике неписанные правила, принятые подавляющим большинством бандитской среды. Существуют группировки, которые вовсе отрицают любые понятия и живут просто по здравому смыслу. Те же, которые формально блюдут понятия, всегда могут их забыть или перешагнуть через них, если это будет выгодно. Покойный ныне бандит Швондер в свое время любил говорить, что понятия придуманы исключительно для «молодых», - чтобы держать их в узде. В общем, понятия - это бандитские законы, которые они выполняют тогда, когда им это нужно...
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18