Поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных («разборки», стигматизация, остракизм, «опускание»)
Поддержание порядка в преступном мире осуществляется с помощью определенных мер наказания (санкций) которые выбираются, страшим группы в зависимости от проступка. Наказание может последовать даже за совершенно незначительные проступки. В преступном мире, как и среди законопослушных граждан наказанным может оказаться абсолютно каждый, начиная от «вора в законе» или пахана до «опущенного» или «обиженного», все зависит от степени тяжести проступка и на какой ступени иерархии находится провинившийся. Поэтому существуют разные виды санкций:
1. Блатные санкции. В основе сплоченности преступных объединений лежит их довольно хорошая организованность и очень жесткие санкции по отношению к «оступившимся» нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества нельзя.
У воров в законе существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:
· публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем, дать пощечину может только равный по «званию», т.е. тоже вор в законе;
· дать (бить) по ушам — т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;
· смерть.
В случае нарушения основных требований воровского закона вор не может рассчитывать ни на какое снисхождение, он будет разыскиваться, пока его не найдут со всеми вытекающими последствиями (смерть). После вынесения приговора воровской сходкой каждый уважающий себя арестант обязан при встрече с приговоренным привести приговор в исполнение, т.е. его убить.
К преступникам, не имеющим ранга вора в законе может быть применено большое число санкций, основными из которых являются:
· избиения;
· совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу петухов, обиженных, опущенных и т.д.;
· лишение занимаемого статуса (дать по ушам) — перевод из категории блатных в категорию мужиков;
· изгнание из семьи (микрогруппы) — остракизм;
· парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства; заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;
· ломание рук (ног) — применяется к лицам, проигравшимся в карты и не отдавшим в долг, а также к лицам, безосновательно избившим кого-либо;
· смерть - применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (точного установления, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция вора в законе или сходки местных авторитетов.
2. Санкции применяемые к мужикам, пацанам, опущенным. Положение в преступном обществе весьма не устойчивое. Находясь на определенной ступени нельзя быть уверенным на сто процентов, что твое положение не изменится на следующий же день. В этом плане люди, находящиеся в местах лишения свободы оказываются не защищенными от беспредела, который твориться в стенах исправительных учреждений. Наказания могут последовать за следующие проступки:
· если лицо ворует у своих (крысятничает);
· не соблюдает нормы и правила, определенные в группе;
· не выполняет свои обязанности, например, не убирает в «хате», хотя ему положено этим заниматься по статусу;
· не выполняет указания занимающих лидирующее положение членов группы;
· отказывается быть объектом удовлетворения половых потребностей;
· сотрудничество с администрацией (особенно негласное);
· совершает беспредел по отношению к другим осужденным;
· неотдача карточного долга;
· совершение с точки зрения правильных понятий «недостойных» преступлений: изнасилование, мужеложство, изнасилование или убийство детей, развратные действия по отношению к малолетним;
· ворует деньги из общака;
· выдача соучастников, «стукачество»,
· нежелание брать вину на себя, чтобы выгородить лидера или взрослого члена группы и т.д.
За все эти проступки могут последовать наказания. Наиболее частыми из них являются избиение, совершение акта мужеловства, унижение (опускание), Перевод в обиженные (опущенные, петухи) производится в большинстве случаев за грубейшие, с точки зрения криминального сообщества, нарушения тюремного закона (сотрудничество с администрацией (особенно негласное), крысятничество, т.е. воровство у своих же, беспредел по отношению к другим осужденным, неотдача карточного долга)
«Если осужденный (заключенный) сам чувствует, что он совершил нечто несовместимое с тюремным законом, он может, не ожидая неминуемых санкций, добровольно перейти в касту опущенных, т.е. перенести свои вещи в ту часть помещения (камеры), где располагается данная масть. В этом случае обычно никаких унижающих санкций в виде акта мужеложства или проведения по губам половым членом не производится. Достаточно того факта, что человек сам признал свое новое положение.
Иными видами наказания могут быть клеймение, то есть насильственное нанесение «позорной» татуировки, что в свою очередь автоматически переводит его в статус опущенных. Также человеку присваивается кличка, которая весит на нем как клеймо, что тоже оказывает негативное психологическое воздействие на психику человека. Некоторые из осужденных в последствии могут пытаться свести позорные татуировки, после чего остаются шрамы и рубцы, попадая повторно в места лишения свободы, человек, имевший ранее статус опущенного старается скрывать свою принадлежность к низшей касте, если факт сокрытия становится известным, то данного человека тоже могут подвергнуть наказанию, в начале он будет подвергнут избиению, а потом опять будет находиться в низшей касте.
«Разборка» происходит в случае нарушения клятвы также делается в присутствии других, чтобы «другим было неповадно нарушать данное слово».
Остракизм, существующий с древних времен (изгнание людей из племени, из общества, из государства, с работы), особенно широко распространен в криминальной субкультуре. Методы остракизма извечны: вначале дискредитировать личность, деперсонализировать ее, а затем потребовать убрать ее или убраться. В молодежной криминальной среде важнейшими средствами деперсонализации являются: мужеложство, «вафлерство», «парафин», принуждение к чистке туалета, выполнению других «грязных работ».
Остракизм имеет «нормативную» основу и четкую процедуру исполнения. Опасность остракизма как социального и возрастного психологического феномена заключается в том, что он получает все большее распространение в среде законопослушной молодежи. Подростки и юноши хорошо ориентированы в способах деперсонализации, применяемых в уголовной среде, в процедуре и механизмах остракизма. Многие придерживаются этих правил сами. Это свидетельствует о сращивании криминальной и молодежной субкультур.
Коммуникации (татуировки, клички, уголовный жаргон, «ручной жаргон»)
Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.
Соответственно, перенося данные виды коммуникаций в криминальную субкультуру можно сделать следующие выводы, что вербальным средством общения в криминальной среде выступает уголовный жаргон, он берет свое начало из древности и стечением времени плавно перешел в разряд особенностей, присущих криминальной среде. Не вербальным видом коммуникации выступают жесты или «ручной жаргон», которые используют в своей деятельности преступники, при этом используется целый набор жестов, мимики, положения глаз, поза и даже сигареты. Данные жесты могут использоваться, например, при игре в карты, для предупреждения соучастника об опасности, для согласования определенных действий, для информирования соучастника, как ему следует вести себя на допросах и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18