За последние полтора года при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. На их основе в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской Федерации по минимизации возможных негативных последствий членства нашей страны в ВТО.
В период 9-14 ноября 2001 г. в г. Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция ВТО, в работе которой приняла участие российская делегация. В ходе конференции было принято решение о начале нового раунда многосторонних торговых переговоров, которые затронут следующие области: сельское хозяйство, услуги, доступ на рынок несельскохозяйственных товаров, некоторые проблемы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, правила ВТО (вопросы применения положений ВТО в части антидемпинга, субсидий, региональных торговых соглашений и др.), механизм разрешения споров ВТО.
Эти переговоры открыты для всех членов ВТО и государств, находящихся в процессе присоединения, включая Россию. Однако решения о результатах переговоров могут приниматься только членами ВТО. Практически все направления нового раунда переговоров могут затронуть текущие и долгосрочные интересы России, а также ее положение в международной торговой системе после присоединения к ВТО.
Необходимо отметить, что Россия не готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные обязательства) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
4. Основные направления изменений в законодательстве в связи со вступлением России в ВТО.
Нынешнее состояние российского законодательства требует существенных изменений в законодательной базе, регулирующей внешнеэкономическую деятельность, в связи с вступлением России в ВТО.
Цель изменений- приведение российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодательств субъектов Федерации; для выполнения одного из главных для членства в ВТО условий России необходимо обеспечить помимо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных правовых актов также соответствие последним нормативных правовых актов субъектов Федерации (ГАТТ-1994, ст. XXIV, п. 12). Перевод на нормы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения присоединения к ВТО.
Правовая работа в этом направлении выведет российское законодательство на правовые нормы, которыми руководствуются все страны мира, уменьшит ведомственный характер законодательных актов и будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнеров России, но и отечественных экспортеров и импортеров.
Обычно обсуждение позитивных и негативных сторон присоединения к ВТО концентрируется вокруг количественных параметров: высота таможенных пошлин, возможности субсидирования сельского хозяйства и отдельных отраслей промышленности, доступ иностранных конкурентов на рынок услуг и др. Все это важные вопросы. Но хотелось бы подчеркнуть, что таможенный тариф со средним уровнем ставок пошлин в 14,5% не обеспечил надежной защиты внутреннего рынка страны в середине 90-х годов. Промышленный рост у нас начался после 4-х кратной девальвации рубля в августе 1998 года, а ведь это эквивалентно введению 300-400% ставок пошлин на все импортные товары.
Поэтому вопрос о защите национального
рынка России должен лежать в иной плоскости. Правовые документы ВТО содержат
жесткие правила использования многочисленных средств внешнеторговой политики,
включая такие эффективные средства торговой защиты как количественные
ограничения, лицензирование, антидемпинговые и компенсационные меры, защитные
меры, технические и другие барьеры в торговле, но они разрешают применение этих
мер. Все страны мира их применяют. Умелое, своевременное комплексное применение
этих мер позволит эффективно защищать конкурентоспособные отрасли экономики
России, обеспечить её экономическую безопасность. Активизация деятельности в этом
направлении необходима при отчетливом понимании, что общая тенденция, которой
следуют все страны-члены ВТО, – последовательное, но глубоко избирательное
снижение торговых барьеров.
Защита внутреннего рынка страны, защита интересов
потребителей, обеспечение общенациональных интересов в этой области, а в более
точном смысле – обеспечение экономической безопасности России – представляет
собой важнейший (возможно на современном этапе ключевой) элемент стратегии
экономического роста.
Защита внутреннего рынка страны – это
многоплановая система мер, требующая комплексного подхода к определению
средств, инструментов защиты, механизма их применения и политики их
использования, просчитанная на ряд лет вперед.
В современных условиях все страны мира используют
широкий комплекс средств защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции,
включающей тарифные и нетарифные меры, методы внутренней поддержки
национального производства, валютные и кредитные средства и многое другое.
Применение большинства этих средств регламентируется международными правилами,
закрепленными в многосторонних межгосударственных сообщениях и конвенциях.
Крупнейший комплекс таких соглашений, как уже отмечалось, составляют правовую
основу Всемирной Торговой Организации.
Ряд международных конвенций создан и действует
под эгидой Международной Таможенной Организации (Конвенция по упрощению и
гармонизации таможенных процедур. Конвенция о гармонизированной системе
описания товаров, обращающихся в международной торговле, и целый ряд других).
Свой вклад в развитие многосторонних правил в области регулирования внешней
торговли внесла Конференция ООН по Торговле и Развитию (ЮНКТАД): нельзя пройти
мимо Свода правил, регулирующих ограничительную деловую практику, Рекомендации
в отношении системы невзаимных, не дискриминационных преференций. Конвенции о
смешанных перевозках и ряда других документов, разработанных в рамках ЮНКТАД.
Большую роль играет Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) и ряд других
учреждений.
Весь этот комплекс многосторонних международных
соглашений создает то, что может быть образно названо "правилами
поведения" в области осуществления национальной внешнеторговой политики.
Они определяют каким образом можно (согласно этим правилам) защитить национальную
экономику от неблагоприятного внешнего экономического воздействия, добиваться
отмены дискриминационных мер зарубежных государств, защитить позиции России на
внутреннем и мировом рынках.
Сегодня экономические интересы крупных и мелких
государств защищает сложный комплекс мер регулирования ввоза и вывоза товаров,
который вряд ли говорит о либеральном и открытом характере внешнеторговой
политики каждой из этих стран. Характеристика этого торгово-политического
механизма в обобщенном виде дана приводимая ниже таблица.
Современный торгово-политический механизм ряда стран (использование методов регулирования внешней торговли)
Страна
Слож-
ный тамо-
женный
тариф
Квоти-
рова-
ние
Лицен-
зиро-
вание
Техни-
ческие
барьеры
в торговле
Фито-
санитар-
ные
нормы
Запрет
ввоза и
вывоза
Антидемпин-
говые и
компенсаци-
онные
меры
США
+
+
+
+
+
+
+
Япония
+
+
+
+
+
+
+
Евросоюз
+
+
+
+
+
+
+
Япония
+
+
+
+
+
+
+
Канада
+
+
+
+
+
+
+
Австралия
+
+
+
+
+
+
+
Бразилия
+
+
+
+
+
+
+
Индия
+
+
+
+
+
+
+
КНР
+
+
+
+
+
+
+
Знак + означает, что данная группа мер
используется указанным государством.
Национальный комплекс средств, регулирующих внешнюю торговлю с зарубежными государствами, образует своеобразный "стыкующий механизм", с помощью которого национальная экономика сопрягается с экономикой других государств. Этот механизм гасит неблагоприятное влияние процессов, развивающихся в мировой экономике, поддерживает необходимое динамическое равновесие взаимных потоков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пересекающих национальную границу, создает оптимальные условия для сбалансированного развития национальной экономики, проведения структурных преобразований и нормализации других процессов, развивающихся в экономике России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9