Разработанная анкета была предложена представителям основных социальных слоёв населения. Опрос всех категорий респондентов проводился в течении октября-декабря 2005года. После заполнения анкеты с респондентами проводилась беседа, позволяющая уточнить их ответы и представления. Всего в исследовании принимали участие 750 человек. В качестве респондентов выступали представители следующих слоёв:
· рабочие,
· пенсионеры,
· предприниматели,
· работники бюджетной сферы,
· государственные служащие,
· студенты.
Данные категории населения были выделены по следующим критериям: их представители принадлежат к различным возрастным группам, имеют различный по длительность опыт семейной жизни (и жизненный опыт в целом); они ведут различный образ жизни, имеют различную частоту и широту социальных контактов, уровень образования и материального достатка и, скорее всего, разные жизненные ценности в качестве приоритетных.
Я считаю важным соблюдение этих условий, так как отличия в ответах данных групп населения позволяет выявить, какое влияние оказывают перечисленные социальные и социально-психологические факторы на представления о проблемах детей-сирот в нашей стране и путях их решения. В частном общении большинство людей демонстрирует убеждённость в том, что практически любая проблема усыновления или патронирования детей-сирот, не решатся успешно из-за недостатка материальных средств у отельных семей или у государства. Весьма часто подобную точку зрения высказывают в приватных беседах и представители административных структур, в том числе и занимающиеся вопросами усыновления и опеки. Однако опыт других регионов нашей страны, а также зарубежный опыт показывает, что при принятии конкретного решения об усыновлении ребёнка-сироты решающими оказываются не материальные факторы, а психологические.
Анкетирование проводилось анонимно, количество вопросов, уточняющих какие-либо характеристики опрашиваемых (возраст, место работы ит.п.) было сведено к минимуму для обеспечения более высокой степени откровенности испытуемых. В анкете присутствует только один вопрос, касающийся социально-демографических данных – о количестве детей в собственной семье (для студентов – о количестве детей в родительской семье). Данный вопрос также задавался с целью подтвердить или опровергнуть существующие на рациональном уровне у большинства населения представление, что основным мотивом усыновления или патронирования ребёнка-сироты является отсутствие собственных детей. Вновь сославшись на опыт коллег в других регионах и зарубежный опыт, можно утверждать, что после того, как у взрослого человека складываются какие-то отношения с ребёнком-сиротой, именно они (отношения), а не наличие или отсутствие собственных детей определяют, будет ли это общение продолжаться и какие формы оно примет.
Вероятность реального участия в усыновлении или патронировании ребёнка-сироты представителями данных категорий населения также различна. Это позволяет сравнить точки зрения людей с разной степенью вовлечённости в проблему.
По результатам анкетирования большинство опрошенных во всех категориях населения описывают ребенка-сироту как несчастного, неаккуратного, жестокого, с низким интеллектом, замкнутого, но послушного. «Несчастность» как базовая характеристика приписывается ребенку-сироте практически в 100% случаев.
Преобладание положительных характеристик над отрицательными встречаются крайне редко. Высокий интеллект ребенку-сироте чаще приписывают рабочие, пенсионеры, предприниматели и государственные служащие. Рабочие чаще воспринимают сироту скорее как заботливого, чем как жестокого. Во всех остальных случаях ребенку-сироте чаще приписывают отрицательные характеристики, чем положительные.
Из изученных данных можно сделать вывод о том, что у подавляющего большинства населения сложилось отрицательное представление о ребенке-сироте. Сформировавшийся образ ребенка-сироты с наибольше вероятностью будет порождать у взрослого человека чувства страха и вины перед ним. Общение в этом случае, скорее всего, окажется неблагоприятным для обеих сторон.
Следует отметить, что существует определенные закономерности формирования социальных установок, хорошо изученные в социальной психологии. Социальные установки являются продуктом различных влияний, оказываемых на человека с раннего детства семьей, друзьями во дворе, сверстниками в школе, коллегами по работе и разнообразными другими социальными группами. Все суждения, оценки и убеждения формируются под влиянием личного опыта взаимодействия с другими людьми. При изменении установок на человека так же оказывают влияние межличностные контакты, но с возрастом усиливают свое влияние телевидение, радио, газеты и другие средства массовой коммуникации. Полученные мной результаты относительно того, как у респондентов складываются представления о детях-сиротах, в целом оказываются полностью в границах указанной закономерности.
Представления о сиротах у опрошенного контингента складываются в основном благодаря передачам радио и телевидения – 45,5 %. Достаточно большое количество людей составляет мнение на основе своего личного опыта – 33,1%. Газеты и журналы влияют на мнение – 21,2% опрошенных.
Предприниматели, работники бюджетной сферы и государственные служащие отдают явное предпочтение телевидению и радио (63,6%; 60%; 48,4% соответственно), в то время как рабочие пенсионеры ориентируются, прежде всего, на свой личный опыт (48,6% и 48% соответственно). Студенты формируют свое мнение о детях-сиротах в равной мере опираясь на свой личный опыт и на теле- и радио передачи (40% и 40%). На газеты и журналы во всех группах опрошенных ориентируются около 20%.
У предпринимателей мнение складывается, в первую очередь, благодаря СМИ. Процент людей которые составляют представление о детях-сиротах на основе своего личного мнения, в этой категории опрошенных наименьший – 13,6%. Он меньше чем в какой-либо опрошенной группе. В наименьшей степени опираются на личный опыт и государственные служащие, среди них таковых 22,6%.
Таким образом, два достаточно хорошо материально обеспеченные категории населения составляют свое представление о детях-сиротах, опираясь прежде всего на материалы СМИ, следует сделать вывод, что телевидение может существенно повлиять на установки и стереотипы представлений о детях-сиротах, существующие у населения. При подаче иныормации о детях-сиротах и их жизни следует, прежде всего, использовать именно это средство массовой информации.
Возможны причины усыновления ребенка-сироты подавляющее большинство опрошенных считают невозможность иметь собственных детей – 69,4%. примерно четверть опрошенных декларирует социально-приемлимые мотивы – желание помочь еще одному ребенку обрести семью – 23,7%. Учитывают возможность материальных выгод в качестве возможного мотива при усыновлении лишь – 6,7% опрошенных. Разброс данных между различными категориями опрошенных при ответе на данный вопрос не велик.
В качестве отрицательных сторон усыновления большинство опрошенных во всех категориях населения называют бюрократическую волокиту – 59,7%. Вторым по частоте встречаемости опасением во всех категориях населения является ожидание изменения отношений, которое произойдет при этом в семье (23,6%). Лишь у студентов такое опасение по частоте встречаемости стоит на последнем месте (16,1%), что понятно, так как большинство студентов еще не имеют своей собственной семьи и плохо представляют себе семейную жизнь. Опасаются непонимания со стороны окружающих различные категории опрошенных в разной степени. Наименьшая доля таких ответов у предпринимателей (9,1%), в то время как примерно пятая часть опрошенных студентов считают это отрицательной стороной усыновления (22,6%). Достаточно выражена ориентация на мнение окружающих также у государственных служащих – 21,2% называют это в качестве отрицательной стороны усыновления, и частота встречаемости таких ответов примерно равна частоте встречаемости ответов, где ссылаются на изменение отношений в семье (24,2%).
Вопрос: «На каких условиях Вы могли бы принять участие в жизни детей-сирот?» дает значительный разброс вариантов ответа. Наиболее часто встречающийся ответ – «Брать на конкретное мероприятие (Новый год, праздники и т. п.)», он составляет 34,7%. Пятая часть опрошенных считает, что могла бы брать ребенка-сироту на выходные (20,7%). 16,4% опрошенных говорят о том, что могли бы усыновить ребенка. Однако ни в одной из категорий опрашиваемых этот ответ не является наиболее часто встречающимся. Довольно высокий процент таких ответов дают рабочие(26,7%), пенсионеры(29,4%) и студенты (22,2%), тогда как реальными усыновителями с большей или меньшей долей вероятности из этих трех категорий могут стать только рабочие. У предпринимателей такой вариант ответа отсутствует вообще, работники бюджетной сферы дают его в 4,4% случаев, а государственные служащие – в 14,3%. 4,2% опрошенных заявили о том, что не станут принимать участия в жизни детей-сирот ни на каких условиях. 1,2% готовы оказать материальную помощь.
Полученные данные говорят о том, что количество желающих взять на себя долговременные обязательства по отношению к ребенку-сироте среди наиболее вероятных возможных усыновителей невелико.
II.6 Анализ прессы Ярославской области.
При анализе статьей «Куда уходят дети?», «Хочу здорового и красивого», «Возьмите обратно», «Полшага навстречу» в таких печатных изданиях как «Городские новости», «Российская газета», «Здоровье». Выяснилась настоящая ситуация, касающаяся информации предоставляемой СМИ населению, о программе дети-сироты, об учреждениях интернатного типа, об усыновленных детях.
Несмотря на то, что тема усыновления российских детей гражданами других стран в последнее время попала в опалу, для многих маленьких обитателей наших детдомов этот способ устройства в семью остается единственным шансом на счастье.
Трудно найти тему больнее, чем детское сиротство. Слово «сирота» во все времена означало трагедию ребенка, Сегодня на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание того, что такой маленький человек нуждается в помощи, которая не может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение. Самое оптимальное решение судьбы осиротевшего ребенка – найти для него новую семью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14