Христианство. Католичество
Реферат
по теме:
ученицы 11-А класса
гимназии № 71
Олешко Анастасии
г. Запорожья
2005
План
I. Христианство
1. Что такое христианство.
1. История сотворения мира. Грехопадение. Приход Мессии.
2. Библия — Святое Писание.
II. Краткая история
1. Образование церкви.
2. Гонения против церкви.
3. Раскол 1054 года. Причины раскола.
III. Католическая церковь
1. Распространение католической церкви.
2. Изменения после Второго Ватиканского Собора.
3. Вера — основа всего. Установленные Иисусом Христом Таинства.
4. Любовь — основа всех отношений.
5. Церковь против абортов.
6. Религия и церковь в современной Украине.
7. Движение экуменистов.
Христианство
Религия — это то, что соединяет человека с Богом, ее Творцом. Только она дает ответы на самые важные вопросы: для чего мы живем на земле? Каков смысл нашей жизни? Что нас ждет в будущем? Почему на свете существует зло и страдания?
Что же такое христианство? Если говорить совсем коротко, это одна из общемировых религии, основанная Иисусом Христом — Богом, который две тысячи лет назад пришёл в мир. Он родился, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.
Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё в раю попал под искушение сатаны — одного из ангелов, восставших против Божьей воли, — и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать «как бог». Это изменило самую его природу: утратив благую, бессмертную сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и в этом христиане видят следствие первородного греха, передающегося из поколения в поколение.
Человек был изгнан из рая с напутствием: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...». Потомство первых людей — Адама и Евы — населило землю, но с первых дней истории существовала пропасть между Богом и человеком. Но Бог не только справедливый, но и милосердный. Поэтому Он пожалел грешных людей и решил спасти. Чтобы вернуть человека на путь истинный, Бог явил Себя избранному Им народу — иудеям. Бог не раз открывался пророкам, заключал «заветы» (т. е. союзы) со «Своим» народом, дал ему Закон (десять заповедей), содержавший правила праведной жизни.
Священное Писание евреев проникнуто ожиданием Мессии — того, кто сможет избавить мир от зла, а людей — от рабства греху. Для этого Бог послал в мир Своего Сына, который страданиями и смертью на кресте искупил первородный грех всего человечества — бывшего и будущего. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился», — говорил св. Афанасий Великий.
Иисус Христос родился в Вифлееме, одном из небольших городов Палестины, жил в Назарете, умер мученической смертью на кресте в столице страны, Иерусалиме. Матерью Христа стала Пресвятая Дева Мария, а их опекуном — св. Иосиф. Жизнь, деятельность и учение Иисуса Христа описали Его ученики в книгах Святого Писания, которые называются Евангелием.
С той поры для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от Ветхого (т. е. старого, прежнего) Завета заключается в самом понимании Бога, Который, по словам апостола, «есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и человека — закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас»; Он Сам являл пример совершенной любви.
Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум не вмещает представления о едином Боге, существующей в трёх лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Таинственно проявление божественной любви, посылающей Сына Божьего на смерть. Тайной является соединение ( «неслиянное и нераздельное» ) божественной и человеческой природы во Христе, рождение Сына Божьего от Девы. Непостижима для рационального ума возможность воскресения после смерти и то, что смерть одного человека (и одновременно Бога) спасает от смерти всё человечество. Необъяснимо с точки зрения обыденной логики одно из главных таинств христианства — причастие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), и приобщение верующих через вкушение этих божественных даров к Богу.
Эти тайны можно постичь, только уверовав, а вера, по определению апостола Павла, «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1). Господь просветляет разум человека и преобразует всё его существо, давая ему возможность непосредственного видения духовной реальности, разумения и исполнения воли Бога. Такой опыт святых и праведников составляет Священное Предание христиан. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Священное Писание христиан — Библию (греч. «книги»).
Библия — это не изложение вероучения и не история человечества. Библия — это рассказ о том, как Бог искал человека.
Вот эпизод из самого начала Библии: после того как люди совершили первый грех, они «услышали голос Господа Бога... и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (БЫТ. 3.8-9).
Итак, Библия — это речь Бога, обращённая к людям, а также рассказ о том, как люди слушали — или не слушали — своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тыс. до Рождества Христова (Р. X.). Большинство книг Ветхого Завета составлено с VII по III в. до Р. X.
К началу II в. по Р. X. к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета. Это четыре Евангелия (греч. «благая весть») — описания земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют также Апокалипсисом (греч. «откровение»).
Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке — иврите. Книги Нового Завета в основном были созданы уже на греческом языке (точнее, на его диалекте — койнэ).
Церковь. Гонения против церкви
Церковь есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божиим, общество верующих в Него, освящаемых Духом Святым в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни. Церковь не только земное учреждение; она преследует неземные цели: осуществление среди людей Царства Божия, приготовления их к Царству Небесному.
Зародившись в отдалённой провинции Римской империи (Иудее) в I в., христианство до середины IV в. было гонимо римскими властями. То в одной провинции, то в другой, а то и по всей империи сразу (как, например, при императоре Деции) поднималась волна преследований: разрушали храмы, арестовывали священнослужителей и простых верующих. Раба-христианина преследовали так же, как офицера или патриция, принявших христианство.
Эти три столетия гонений на все последующие века научили христиан двум великим истинам (с которыми согласны даже те, кто не считает себя верующими): истина не зависит от воли властей; правым может оказаться человек униженный и бедный.
А спустя ещё 17 веков — в XX столетии — другая империя вновь объявила войну христианам. И вновь — поруганные и разрушенные храмы, и вновь сотни тысяч убитых. На этот раз землёй, политой мученической кровью, стала Россия. Атеистическая империя требовала безусловного согласия не только с её политикой, но и с её философией, с её мировоззрением. Ни одна из волн гонений на христиан в Римской империи не продлилась более десяти лет. В Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий.
Возле одного из сибирских лагерей есть могила, в которой лежат 50 священников. Их вывели из лагеря, приказали вырыть траншею. Выстроили на её краю. А затем с пистолетом подходили к каждому и задавали один вопрос: «Ну что, есть твой Бог или нет?». После ответа «да» следовал выстрел. Не отрёкся ни один.
В XX в. христиан (прежде всего священников) убивали в нацистской Германии и Мексике, в Кампучии «красных кхмеров» и маоистском Китае, в Албании (где религия была запрещена конституцией) и Югославии, Румынии и Польше...
Раскол 16-25 июля 1054 года
Непросто складывались отношения Церкви с властями земными. Но и внутри самой Церкви на протяжении всей истории её существования происходило множество драматических, а порой и трагических событий.
Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании. С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства — в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника — главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке.
Первый серьезный конфликт между Римом и Константинополем случился еще в 846 году. Но хоть этот конфликт был улажен, в дальнейшем византийские императоры также стремились к независимости от Рима в церковных делах. Патриарх Михаил Керуларий поддерживал это стремление. Спор между Римом и Константинополем, который возник в 1054 году, привел к полному разрыву. Но все же выделяют три основных причины раскола — этнографическая, государственно-политическая и религиозная.
Этнографическая причина — различие греков и римлян в их дарованиях, характерах и исторических судьбах.
Государственно-политическая причина — это перенесение столицы в Константинополь, при чем явились новые роды, даже целые народы, заинтересованные в существовании новой столицы на берегах Босфора и враждовавшие с Римом, как соперником.
Страницы: 1, 2