Религиозные причины различались в различии между Восточною и Западною Церквами, в некоторых религиозных верованиях, в канонических действиях, обрядах и обычаях.
В итоге образовались две христианские конфессии — православие и католичество.
А в XVI в. Католическая Церковь испытала раскол. Возникла новая конфессия — протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.
Сегодня христианство представляют три конфессии, каждая из которых делится на множество деноминации, т. е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловный авторитет для каждого её члена) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание — Библию.
Подсчитать точное число христиан не так-то просто. Однако общие статистические данные дают следующие цифры.
Православная Церковь состоит из 15 автокефальных (административно самостоятельных) церквей, 3 автономных (полностью независимых) и насчитывает в своих рядах около 120 млн человек.
Римско-католическая Церковь объединяет около 900 млн. верующих.
Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек.
КАТОЛИЧЕСТВО
В современном мире римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число последователей других направлений христианства. Католическая (с греч. — вселенская) церковь основана самим Иисусом Христом. Он есть невидимая глава Своей Церкви. Видимым главой Католической Церкви Христос поставил апостола Петра. Теперь Католической Церковью руководят Папы, преемники св.Петра.
Католическая церковь распространилась из Рима по всей Европе, из Европы почти во все страны мира и является крупнейшей из христианских конфессий. Если отличительной особенностью Восточной церкви является ее консерватизм, то главной особенностью Римской католической церкви является централизация власти. Ватиканская курия с недоверием относится к новым потенциально опасным переменам, но если что-то новое получает одобрение, оно быстро и энергично проводится в жизнь.
Римские католики сегодня живут с наследием Второго Ватиканского Собора (1962 – 1965г.г.), который произвел значительные изменения в доселе жестких структурах и уставах этой церкви. Наиболее разительным примером служит переход с латыни на местные языки во время церковной службы. Быть римским католиком означает сознавать свою принадлежность к церкви глобального масштаба и огромного влияния, заявляющей о себе как о наиболее близкой к той Церкви, которую хотел видеть Иисус Христос, имеющей богатые традиции красочного богослужения и глубокой духовности. Формы богослужения могут различаться, несмотря на жесткие правила.
Иногда Римская католическая церковь настолько терпимо относилась к местным обычаям, религиям и верованиям, что некоторые другие христиане обвиняли ее в компромиссе и даже в поощрении языческой деятельности и предрассудков. Но Папа Иоанн Павел II высказался против астрологии и гороскопов, которые, по его мнению, несовместны с христианской верой.
Второй Ватиканский Собор привел к большей открытости в католической церкви. В результате Папа Римский и православный патриарх Константинополя сняли взаимное отлучение, разделявшее Восточную Православную и Католическую церкви с 1054 года.
Монастырское движение всегда играло значительную роль в римском католицизме. Во времена своего расцвета монастыри были средоточием молитвы, богослужения и евангелизма, центрами просвещения и науки. Среди католических священников есть женатые люди (греко-католическим священникам позволены браки), но это скорее исключение, чем правило. Большинство приходских священников дают обет безбрачия, поэтому различия между ними и монахами не так очевидны, как в Православной церкви. Вопрос о том, должно ли духовенство соблюдать обет безбрачия, стал предметом острых дискуссий в Римской католической церкви. Некоторые ее члены считают, что жесткая позиция, занятая Папой, послужила причиной угрожающего снижения количества потенциальных священников.
Вера в Бога — основа всего. Без нее исполнение заповедей, Таинства и молитва не имеют основы. Верить — означает принять как истину, что нам провозглашал Бог и чему Он учит нас с помощью Своей Церкви. Иисус Христос дал Церкви тройную власть: учительскую: «Идите, учите все народи!»; священническую: от имени Христа осуществлять Жертву, то есть Литургию и уделять верующим через Св. Таинства благодать Божью; и пастырскую: управлять верующими. Выполняя повеления Иисуса Христа, Церковь распространяет и объясняет Его учение, уделяет верующим установленные Им Таинства и управляет моральной жизнью верующих. Вступлением в Церковь является Таинство крещения. Но для спасения души человеку необходимо принимать участие в св. Литургии, св. Таинствах и с помощью индивидуальной молитвы.
Св. Литургию — Службу Божью установил сам Иисус Христос в четверг на Тайной вечере.
Св. Евхаристия — это бескровная Жертва Нового Завета, в которой обновляется и воспоминается крестная жертва Иисуса Христа, Его страдания, смерть, воскресение и вознесение на небеса. В святой Литургии Иисус как человек жертвует себя Богу. Принимать участие в святой Мессе, это значит соединяться с Иисусом в акте доверия Богу; это значит разбудить в себе дух веры, настоящей любви, дух доверия Господу Богу. Биение нашего сердца становится отзвуком биения Божьего Сердца, а наша жизнь, посвящённая Богу – продолжением святой Литургии с элементами её обрядов: т.е. акта покаяния, литургии Слова, Литургии Евхаристии и благословение на жизнь грядущую.
Литургию нужно связывать с жизнью. Не должно быть пропасти между ними.
Св. Таинства — это видимые знаки (предметы, слова, действия), установленные Иисусом Христом, через которые или с помощью которых верные получают невидимый дар — благодать Божью.
Как уже говорилось, основа отношений Бога и человека — есть Любовь. Этой любви учил Иисус Христос. Он Сам являл пример совершенной Любви. «…Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». ( 1 Кор. 13, 4-7). Поэтому можно смело сказать, что Церковь не учит злому, а лишь добру, любви и милосердию. Также Церковь является ярым защитником человеческой жизни и выступает против абортов и эвтаназии. Папа Иоанн Павел II часто подчеркивал ценность человеческой жизни, за защиту каждого не рожденного ребенка: «Человеком является также нерожденный ребенок: более того, Христос привилегированным способом отождествляется с наименьшими; как же можно не видеть особенного Его присутствия в существе еще не рожденном, среди всех существ действительно наименьшем, самом слабом, без какого бы то ни было средства защиты, даже голоса, существа, которое не может протестовать против посягательств на его основные права… Боритесь за признание права родиться каждому человеку… Не уступайте перед трудностями, противостояниями или неудачами, которые могут встретиться на этом пути. Здесь речь идет о человеке и нельзя в этой ситуации замыкаться в безмолвии и безучастии…» В защиту не рожденных детей также говорит св. Мать Тереза из Калькутты: «Я думаю, что сегодня мир разрушается больше всего посредством абортов, так как они объявляют войну против ребенка; убийство невинного младенца его родной матерью. Если мы соглашаемся с тем, что мать может убить даже своего ребенка, как мы можем объяснить людям, чтобы они не убивали друг друга?...»
Религия и церковь в современной Украине
На сегодняшний день согласно Конституции Украины каждый человек имеет право на свободу вероисповедания. Преобладающей религией является православие. Но также есть греко-католическая, римо-католическая (распространенные в особенности в Западной Украине), протестанская церкви.
Одной из острых проблем сегодняшнего дня стала нормализация религиозной жизни в Украине. Кроме всех конфликтов между различными конфессиями христианства, происходит распространение нетрадиционной религиозности среди молодежи, включая пресловутое «белое братство», оккультные секты и даже «сатанистов».
Положительным моментом, однако, является то, что значительная часть населения проявляет активный интерес к вере отцов и дедов, оставаясь на собственных мировоззренческих позициях. Человек отдает должное духовным традициям народа, что уже является важным шагом в культурном возрождении и возрастании нравственности, возобновлении непрерывной духовной традиции.
Сегодня, в условиях построения государственности и демократических реформ, проблемы межконфессиональных споров значительно обостряются и требуют срочного решения. Духу христианства противоречат церковные междоусобицы и внутреннее напряжение, которое существует в некоторых регионах страны. Возрождение национальной культуры требует преодоления враждебности между церквями, признания приоритета свободы совести в повседневной жизни, а не только на уровне государства, решения всех имущественных и правовых вопросов в соответствии с нормами цивилизованного обществе.
Экуменизм
Католическая церковь принимает активное участие в движении за объединение всех христианских конфессий. Это движение носит название экуменизма (греч. «экумена» — мир, Вселенная) и имеет своей целью восстановление утраченного в период средневековья христианского единства.
Список литературы:
1. М. Э. Поснов: «История Христианской Церкви», Брюссель 1988 г.
2. Джон Янг: «Христианство», Москва 2001 г.
3. Станислав Падевский: «Що повинен знати кожен християнин?», Львов, 2003 г.
4. Р.А.Арцишевский и соавторы: учебник для 11кл. «Человек и общество», Киев, Ирпень 2004 г.
5. Журнал «Любите друг друга», Познань 2003 г.
Страницы: 1, 2