Языческие верования смолян

Языческие верования смолян

    Муниципальное общеобразовательное учреждение 

                   Кайдаковская средняя школа.







Языческие  верования

Смолян






             Экзаменационный реферат


             по литературе Смоленщины



                                                                  Выполнил:

                                                                  ученица  9 класса

                                                                  Иванова Анна.                                                                                                  Руководитель:

                                                                  Кондратенкова  В.А.                                                 



                   д. Кайдаково, 2005 г.

Содержание.


1. Вступление…………………………………………..стр.3

2. Языческие верования смолян…………………………..4

2.а. Этапы развития язычества……………………………5

3. Славянская религия……………………………………..6

3.а. Добрые и злые силы природы………………………..7

4. Предхристианская пора язычества…………………...12

5. Былина о Михаиле Потоке……………………………14

6. Заключение…………………………………………….16

7. Список использованной литературы………………....17


1. Вступление.    


Сейчас в нашу жизнь возвращается  огромный пласт православной культуры. И порою приходится слышать, что религия, достойна  называться религией, появилась у нас только после принятия христианства – тысячу лет назад. А до этого были разве что варварские, примитивные культуры, вдобавок порою связанные с человеческими жертвами. Одним словом,  «мрак язычества».  Духовная первобытность.

Иногда говорят, будто о славянском язычестве ничего не известно.  На  самом деле есть книги  учёных – археологов, этнографов, специалистов по верованиям древних славян.

Меня интересуют обряды и обычаи , и я решила более подробно узнать о них. В библиотеках  нашла много книг, в которых учёные рассказывают о том, что им удалось выяснить .Но эти книги написаны для специалистов: большинству  обычных  читателей их очень сложно понять. К сожалению, нет о славянском язычестве просто и доступно написанных книг, подобных тем, какие посвящены древнегреческой и древнеримской мифологиям.

Однако, древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях. Доказательств этому сколько угодно. 

Например: почему  нельзя  здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе  разбивают тарелку? Почему, вселяясь в новый  дом, первый в него впускают кота? А ведь все перечисленные обычаи как раз оттуда,  из наших  языческих времён. Там, в этом  загадочном и необыкновенно  интересном мире, корениться наше мировоззрение.

   2. Языческие верования Смолян.


Язычники, в отличии  от христиан и  последователей других мировых религий, поклонялись различным природным явлениям, обожествляя их. У первобытного населения  территории Смоленщины  был развит культ  животных - коня и медведя, почитавшихся  в качестве родовых или общеплеменных тотемов (духов покровителей ). Поклонялись Смоляне и  божеству солнечного диска. Большим почитанием также пользовались различные природные объекты: камни и священные рощи, в которых, по легендам, жили духи. Существовали и особые святилища, на которых стояли  идолы и где совершались  языческие обряды, в том числе и жертвоприношения. Порой  круглые жертвенники сооружались и в самих домах.

Наиболее  ярким памятником  языческих обрядов являются курганы – большие земляные насыпи, под которыми хоронили наших предков. Нередко богатых Смолян погребали  вместе с жёнами и слугами. В курганы  помещали также  разнообразные вещи, которые, по мнению язычников, могли пригодиться покойному в загробном мире. Смоляне, как и многие другие язычники, сжигали тела умерших. Они считали, что душа покойного с пламенем и дымом костра  быстрее достигает загробного  мира. После захоронения на могильном холме устраивалась богатая тризна – поминальный пир. Язычники верили,  что душе умерших ходят  по земле и населяют поля, реки и озёра.

Проявило язычество себя и в быту. Наши предки стремились украсить  себя различными амулетами. Их носили как женщины, так и  мужчины. Часто амулетами становились просверленные зубы диких зверей.


2. а. Этапы развития  язычества.


Язычество нельзя представить как нечто неподвижное и застывшее. Как всякое явление оно  изменялось, проходя через стадии, периоды, этапы своего развития. Академик Б.И.Рыбаков отмечает четыре этапа.

Первый этап характеризуется верой людей в особую силу природной стихии. Добрые и злые силы ещё четко не определены и существуют в их сознании в виде  «упырей», «вурдалаков», «берегиней». Страшные рассказы о них и их проделках  долго сохранялись в народной памяти. В.Н.Добровольский, например , приводит сюжет  о девичьих посиделках, когда на вечеринку явились парни и пустились с ними в пляс. Во время    танца самая маленькая девушка пригнулась и неожиданно для себя заметила у них  хвосты. Это были «вурдалаки, они перегрызли девушкам шеи и ушли».

На втором этапе смоляне, как и другие славянские народы, поклонялись Роду и Роженицам, на третьем – Перуну и Хорсу, а также Макоши,  на четвёртом этапе выступал на первый план Перун как княжеский бог, покровитель дружинников. Я не нашла сведений, насколько роскошно он выглядел на капище в Смоленске, но в сознании смолян он казался чужим, враждебным, жестоким богом. До сих пор сохранилось проклятие: «Перун тебя забей!». Параллельно ему тоже до сих пор имеет хождение  выражение: «Радимец тебя забей!», «Сто тебе радимцев!», «Почучь тебя радимец один, да двенадцать годин!», «Разорви тебя на двенадцать радимцев и с припадками!». Позднее появились проклятия: «Радимец тебя забей, француз тебя положи!», «Поляруш Польский тебя забей!».

3. Славянская религия.


Возникнув как результат   полной зависимости человека от природы, славянская религия в тоже время воплощала в себе ещё одну очень важную особенность – полное единство с природой, чаще всего как радость и нравственное удовлетворение. Божества у смолян-язычников выполняли разные функции – врагов, и защитников человека, его дома, очага; все они, за исключением Перуна, по сути своей были добрые существа, внимательные ко всем людским нуждам. Неслучайно с самого зарождения языческой веры упырям, вампирам и другим злым духам противостояли берегини, в ведении  которых находились рощи, озёра, реки, колодцы, огонь, дающие тепло, воду и пищу людям и излечивающие их от болезней.

Очистительная сила огня и воды закреплялась ритуально – в жертвоприношениях, что нашло своё отражение в массовых песнях, заклинаниях всякого рода, гаданиях, раскрывающих их очистительную силу. Так, смоленские крестьяне старались  в узелок золу из печи старой избы. Праздник  «свечи» на Смоленщине также связан с огнём и проходит в семейной обстановке – с песнями и плясками в честь хозяина и его  рода – племени.

В наше время во многих местах Смоленщины возбраняется плевать в огонь, не говоря уже о колодцах; целебную  воду испокон веков давали пить больным людям, на воде гадали, девушки ходили зимой к проруби, чтобы узнать своих суженых и т. д.


3.а.   Добрые и злые  силы природы.


К древнейшим обычаям, уходящим  в далёкое языческое прошлое, можно также отнести стремление прасмолян к перевоплощению в животных и птиц с тем, чтобы перенять их силу, ловкость и выносливость, что  широко отразилось в сказках Смоленского края.

Первый период язычества был особенно продолжительным у всех славянских народов. Только постепенно они поднимались всё  выше и выше по ступенькам сознания. Очистительные реки, озёра, облюбованные ими для поклонения, звери и птицы, которым они приносили жертвы, со временем превращались в их сознании в мифологические существа, персонифицировались в кумиров, олицетворявших  добрые и злые силы природы. Свои новые  божества человек творил по своему образцу и подобию. Так появился Ярило – божество, с именем которого связывалось обновление жизни весной, существо, дающее животворную силу и энергию всей фауне и флоре. Ярин упоминается на Смоленщине   в ряде заговоров. Если соотнести название этого божества с современными понятиями, то ему созвучны   «ярость», «яростный».

Это понятие вошло в древнерусские имена: Ярослав, Яромир, Ярополк; отсюда название весенних посевов -  «яровые»; слово  «яриный» имеет у нас значение  -   «голубой», а зелёный цвет – цвет радости и надежды; синий цвет  - цвет яровых; хорошие овсы всегда синие; в основе овсеня лежит культ зерна, весны, жизни.

С Ярилы  в древние времена смоляне начинали свой год. Ранней весной,  когда  всё в мире, они представляли   Ярило в образе румяного юноши,  мчащегося на белом коне в белоснежных одеждах. Он являлся в их мир дважды году – в раннюю и позднюю весну. Во втором случае он представлялся уже не безбашным юношей, которому всё по плечу, а убогим стариком, которого хоронили со всеми почестями.

Бога весны и обновления  Ярило сменял Купала – бог  лета, со своими многочисленными  помощницами – русалками. В самый продолжительный день, 23 июня, смоляне устраивали гулянья в чес этого  божества: обливали друг друга водой, а вечером зажигали костры. Молодёжь попарно прыгала через огонь. Здесь,  безусловно, было что – то от прежних обрядов, пришедших из глубоких времён язычества, когда вода и огонь были очистительными  атрибутами веры.

 Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее.

Костры устраивали за селением, или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колёса, поджигали их и спускали с пригорков.

«Огонь очищает от всякия  скверны плоти  и духа, - писал один из этнографов 19 века, - и на Ивана Купалу  прыгает через него вся русская деревенщина».

В некоторых местах  через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину, чтобы уберечь её от мора.

 В купальских кострах матери сжигали  снятые с хворавших детей сорочки, чтобы с одеждой сгорели и самые болезни.

 Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Участники выстраивались парами  друг за другом, водящий ходил перед ним и выкрикивал ( или пели, выкрикивали все хором):

                            Гори , гори ясно

                            Чтобы не погасло.

                            Глянь на небо –

                            Птички летят,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать