Языческие верования смолян

                            Колокольчики звенят:

                            Диги – дон, диги – дон

                            Убегай скорее вон!

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперёд, а водящий пытается догнать. « Если кого поймает , то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары становиться впереди гореть ( водить ); если же горевший никого не поймал, то снова становится гореть».

При этой игре пелись разные припевки, в каждой местности свои.

Вот некоторые из них:      

Гори, гори жарко           Жена на кобылке      Погляди – ка вверх -

Едет Захарка,                  Дети на тележках     Там несётся пест!

Сам на кобыле,                Слуга на собака

                   Стой, гори на месте,

                   Гори, не сгорай,

                   По бокам глазами

                   Поменьше стреляй,

                   А гляди на небо,

                   Там журавли,

                   А мы ноги унесли!


Если горевший не разъединит бежавшую пару, его дразнят:

                            Ярка, не ярка,

                            Баран, не  баран,

                            Серая овечка не женится,

                            Дай сенца – объягнится.

Иванов день – день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проазов нежити (домовых, водяных, лешех, русалок).

Ведьмы собираются на лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший путает вошедших в лес, заводит их в чащобу и пр.

Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.

Иван Купала – Хорошие травы.

Иванов день пришёл – траву собирать пошёл.

Часть трав и цветов собирают днём, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Когда рвут травы, говорят: « Земля мати, благослови меня травы братии, и трава мне мати!».

Травы и цветы, Собранные на Иванов день, кладут под Иванову росу, Высушивают и сберегают их, Почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, употребляют их и для разжигания любви или для « отсушки».

В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван – да – Марьи, лопуха, бородицкой травы и медвежьего уха; вечером выпускают эти венки, на воду наблюдая, как и куда они поплывут. Если венок тонет, то значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «плакун – траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем  свойство прогонять злого духа;        владелец же корня будет внушать тебе страх; «терлыч – трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич хлопцев покличь!». Трава  чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу и приговаривают: «Мать – земля, отец – небо , дайте рабам вашим от них здоровья!». 

Живого образа Купалы народная фантазия не сохранила, зато его спутницы и помошницы – русалки – представлялись молодыми и красивыми девушками и женщинами в белом одеянии или  нагими – с длинными волосами, спускающимися по спине и груди. Само слово  «русалка», видимо происходит от слова « русло» реки, может быть , от «русых» волос, которыми эти языческие бржества прикрывали своё тело. В.Н.Добровольский записал на Смоленщине  песни о русалках, просящих у девушек и молодых женщин платья, чтобы прикрыть свою наготу:

                   У ворот берёза зелена стояла,

                   На той берёзе русалка сидела,

                   Рубахи просила.

                   Девки, молодухи! Дайте мне рубаху,

                   Хоть худеньку, худеньку,

                   Так белым беленьку.   

В лучшую пору лета, когда всё вокруг цвело и буйствовало, русалки выходили из рек  и озёр и странствовали по берегам, заманивая молодых мужчин, увлекая их с собой в омут, где они жили в кристальных дворцах.

И  Ярило и Купала воплощали в себе и высокое  (божественное) и низкое (бесовское): Ивана Купала представляли и как  Иван Креститель, и как шут на  «том бесовском игрилище, когда емшеся за руки,  нечестиво ходят и скачут, и песни поют». Конечно, со временем эта «двойственность» преодолевается: языческое  мифологическое сознание порождает новое божество – Волоса  или Влеса, или Велеса смоляне отмечали зимой. В этот день, сохранившийся и до сих пор  в ряде мест, выпекались хлеба в форме животных, поскольу Влес считался, прежде всего « скотским богом», защитником земледельцев. В посвящённые ему дни люди  наряжались в звериные шкуры, чтобы  приблизится хоть по  внешнему обличию к нему, надевали маски зверей, выворачивали тулупы.

4. Предхристианская пора язычества.


Со временем языческие божества абстрагировались в  сознании наших далёких предков, как бы отдаляясь от них, приобретая особое положение. Собственно, таким образом, в сознании язычников появился Сварог – высшее божество,    которому подчинялось всё небесное, земное и подземное.

Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а прежде, по мысли славян, - и это вполне созвучно современным представлениям – на  Земле царил каменный век, люд пользовались палицами и камнями. К тому же Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине – одного мужа.

В «Слове о полку Игореве» среди богатейшей языческой символики можно найти иносказательное название ветров: «Стрибожьи внуки». Значит, ветры считались внуками неба.

Чтобы следить за жизнью на земле, Сварог создаёт  помошника себе в лице сына Дажьбога – светлое существо, солнце. Когда появился этот божий божий глаз, люди решили, что через него они будут осуществлять все свои сношения с высшими небесными силами. По представлению смолян – язычников, Дажьбог жил где - то  на востоке, в стране вечного лета. Свой трудовой день он начинал с объезда на колеснице отведённого ему царства. В колесницу были впряжены белые кони. Как пишет  А.Н.Афанасьев в книге  «Поэтические воззрения славян на природу», Дажьбогу в его неустанных трудах помогали две любимые сестры: Утренняя  Заря, выводившая из стойла коней, и Вечерняя Заря, заводившая их обратно за конюшню, после окончания работ. 

Как отмечает В.Н.Добровольский, смоляне сравнивали Дажьбога с солнцем, с зерном. О  хорошей урожайной пшенице  говорили:  «Пшаница, як солнце». Эта яровая или озимая культура в народной поэзии наших предков ассоциировалась образом  юной красивой девушки и солнца: «А у поли пашеничка  пирястой стояла».

Дажьбог, как видно из изложенного, осуществлял  связь человека с высшими божествами, связывал в единый узел жизни небо и землю, которые представлялись в его сознаньи как муж и жена, от брака которых  рождается всё живое.

Землю мы до сих пор называем Матерью, и это трудно оспорить. Только вот мы далеко не всегда  обращаемся с ней как положено почтительным детям. Язычники же  относились  к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем  же. В одной из былин героя предостерегают,  чтобы он не вздумал сражаться с каким – то  богатырём. Этот  герой непобедим, а почему? -  «Его Земля  - Матушка  любит»…

Из женских божеств смоляне, как и другие славянские народы, поклонялись Макоши – матери урожая, главной роженице, вместе с её подручными Ладой и Лелей, которые были активнейшими посредницами любви и браков.

Макош,  по утверждению современного историка О.М.Рапова, в более поздние христианские времена стала именоваться Параскевой Пятницей – искусной рукодельницей, пряхой, которую полностью  посвящался пятый день недели.

В позднейшую, предхристианскую пору язычества, у славян заметно выделяются  два божества: Сварог – бог, господин неба и земли, и Перун – громовержец, унаследовавший огонь от Дажьбога, покровитель славянского воинства.

5. Былина о Михаиле Потоке.


К моменту принятия христианства этот языческий пантеон почти сравнялся с пантеоном христианским. Видимо, поэтому смоляне приняли новую веру без особого надрыва и нервных потрясений, хоть не без противодействия, на что намекает известная былина о Михаиле Потоке.

Смысл этого огромного устно – поэтического произведения связан с русским богатырством. Оно повествует о том, что Илья Муромец посылает из своей богатырской заставы Михаила потока « в черны – то грязи смоленские», где он должен покорить «кобру тёмную», кривичей язычников.

Прибыв на Смоленщину, Михайло встречает Марию Белую Лебедь – дочь местного языческого князя. Княжна – красавица оказалась чародейкой: в одно время – птица, а в другое – девица, которая поставила целью погубить христианского богатыря. После того, как они повенчались, Мария Белая Лебедь трижды пытается умертвить Михайлу. В первый раз она напоила его допьяна и живого закопала в землю. Только проезжавшие друзья – товарищи из богатырской заставы выручили его.

Мария Белая Лебедь поставила Михайле условие: если кто умрёт первым, то в гроб должен лечь и второй, по старинному языческому обычаю. Находясь по делам службы  отлучке, Михайло Поток узнаёт, что жена его умерла. Убитый горем, он возвращается домой, видит жену мёртвой и даёт  распоряжение приготовить на двоих просторную могилу.

         Спустили их во матушку – землю,

         Зарыли – то их в белы пески…

Очутившись в домовине, Мария превращается в змею подколодную и пытается ужалить мужа – богатыря. Но так как в домовине у Михайлы было припасено всё необходимое, в том числе и оружие, он обнажает меч и разрубает язычницу – оборотня на мелкие куски. Правда, защитив себя от колдуньи, он вскоре меняет гнев на милость и оживляет  жену с помощью живой  и мёртвой воды. Супруги выходят из могилы – домовины целыми и невредимые.

Пытаясь погубить русского богатыря с помощью хитрости и коварства, Мария Белая Лебедь прибивает сонного Михайлу к городской стене – по рукам и по ногам. У неё  не хватило пятого гвоздя, чтобы пронзить его через грудь. И пока она искала гвоздь, сестра смоленского кривического князя Ивана Акульивича – Анастасия – освобождает Михайлу. По освобождении он убивает жену – чародейку и князя – язычника, Женится на Анастасии, обратив её в христианскую веру. Добро торжествует над злом, благодарность христианская разливается по  всей Русской земле.

Былина о Михаиле Потоке создавалась в переходный период  и отразила сложность взаимоотношений между старым язычеством и новым христианством в сознании людей. Как и по всей святой Руси великой, смоленские языческие божества уступили место христианским. Новое наслаивалось на старое – тем более, что оно было вполне подготовлено, чтобы перейти в новое качество. Наслаиваясь на старое, структурно изменяя его, оно само внутренне прообразовывалось спокойным естественным путём. Вот почему ряд языческих верований и ритуалов перешёл в христианские, продолжая существовать на новой основе.

Язычество смолян опиралось на мифологическое сознание, ярко отразившееся в разных жанрах устно –поэтического творчества, письменное  художественное творчество  их основывалось уже на других, Христианских воззрениях, хотя и в нём, особенно на первых порах, заметное место занимали языческие верования.


6. Заключение.


Обычаи и обряды складывались веками, и сейчас они возвращаются в нашу жизнь. Я думаю, что это очень хорошо, нам есть чему поучиться у наших предков. Ведь в эпоху, когда складывались  мифы, люди, умели думать не хуже, чем теперь. Просто они думали и выражали свои познания на другом языке  - на языке мифа. Вот один пример. Много столетий живёт на севере Европы, в тундрах Кольского полуострова, такой народ – саамы.

 «Земля – живое существо, - говорили саамы. – Деревья и травы – её волосы. Зелёный дёрн, тундровые мхи – её кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя её ранить»… « Дикое суеверие,  - отмахнулись наши современники.  И приехали в тундру на вездеходах и тракторах. А теперь мы хватаемся за головы: оказывается, северная природа очень ранима. Там, где один раз прошёл вездеход, вскоре возникает страшный овраг – незаживающая рана Земли… Между тем саамы знали это всегда. И в просторах северной тундры от века  уживались друг с другом  Земля, олени и человек. И что с того, если закон этой жизни был записан не на  языке формул, а на языке мифа?

Есть такая хорошая поговорка: кто выстрелит  в прошлое из пистолета, в того  будущее выстрелит из пушки…

7. Список использованной литературы.


1.   Брудницкий В.И. «Обряды вчера и сегодня».  - М., 1968.

2.   Коринфский А.А « Народная Русь» - Смоленск: «Русич», 1955 – 656 стр.

3. Носова Г.Я  «Язычество в православии».  - М., 1975.

4. Руднев В.А  «Обряды народные и обряды церковные». – Лениздат. 1982 – 159 стр.

5. Рыбаков Б. А  «Язычество древних славян». – М., 1981.

6. Рыбаков Б.А  «Языческое мировоззрение  русского средневековья». -  В.И., 1974; №1.

7. Суханов  И.В  « Обычаи, традиции и преемственность поколений». – М., 1976.

8. Тейлор Э. « Первобытная культура». – М., 1976.

9.  Угринович Д.М « Обряды «за» и «против». – М., 1975.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать