Заболеваемость студентов ИГМА
ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра общественного
здоровья и здравоохранения
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ИГМА
Дипломная работа
По специальности 060109 – Сестринское дело
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие здоровья и факторы, влияющие на здоровье
1.2. Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья
1.3. Здоровье и образ жизни студентов
1.4. Основные принципы распределения студентов на медицинские группы по физкультуре
1.5. Заболеваемость студентов, обучающихся в медицинских учебных заведениях
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА III. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ИГМА
3.1. Анализ заболеваемости населения Удмуртской Республики
3.2. Заболеваемость студентов ИГМА по данным обращаемости
3.3. Анализ заболеваемости по данным медицинских осмотров
3.4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших итогов реализации национального проекта «Здоровье», который включает три приоритетных направления – развитие первичной медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, управление проектом и его информационная поддержка, предполагают укрепление здоровья населения Российской Федерации. В Концепции отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 – 2010 г», предусматривается сочетание общественных мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретной целенаправленностью мероприятий в группах населения высокого риска, к которым вполне обоснованно можно отнести подростков и студенческую молодежь.
Проблема сохранения здоровья молодого поколения приобретает в настоящее время особую остроту. По имеющимся данным [1], лишь около 15% вновь родившихся являются здоровыми. За годы обучения в школе в 10 раз увеличилось число детей с нарушениями зрения, до 70% школьников имеют нарушения опорно – двигательного аппарата, в 4 раза возросло число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов пищеварения. Более 60% подростков-девочек нуждаются в гинекологической помощи, более половины юношей имеют отсрочку от призыва в армию по состоянию здоровья.
Среди старших школьников число курящих достигает 70%, число часто употребляющих алкоголь – 30%, прогрессивно растет количество наркоманов, токсикоманов, растет подростковая проституция.
Более 60% студентов средних и высших учебных заведений страдают хроническими заболеваниями.
В Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации за 2005 г.[11], также указывается на ухудшение состояния здоровья подростков за последние годы. Так, общая заболеваемость подростков (15-17 лет) в 2005г. по сравнению с 2004 г. увеличилась на 2,9% и составила 177 526,5 на 100 тыс. подростков ( в 2004 – 172 493,9). Рост заболеваемости произошел по всем классам болезней, прежде всего за счет инфекционных и паразитарных болезней – на 24,8%, новообразований на 6,5%, болезням нервной системы – на 6,0%, болезням костно-мышечной системы – на 5,3%, болезням мочеполовой системы – 4,5%, травмам и отравлениям – на 4,4%, болезням кожи и подкожной клетчатки – на 2,6%.
На фоне соматической патологии отмечается увеличение заболеваний органов репродуктивной системы у девочек – подростков. В структуре гинекологических заболеваемости в возрасте 10 – 18 лет ведущее место занимают расстройства менструального цикла и воспалительные заболевания. За последние 5 лет отмечается снижение числа абортов у девочек – подростков на 21,6%. Однако, по - прежнему каждый 10-й аборт в стране производится до 20 лет.
Несколько снизились показатели заболеваемости подростков инфекциями передаваемыми половым путем: в 2005г. было выявлено 2782 заболевания сифилисом ( в 2004 г. – 3290), гонореей – 5118 ( в 2004г. – 6316). У девочек- подростков в 2005 г. сифилис регистрировался в 2,8 раза чаще, чем у юношей.
Показатель распространенности алкоголизма среди подростков составляет 27,5% на 100 000 подростков, за последние 2 года он увеличился в 1,5 раза. Распространенность наркомании за последние 10 лет возросла в 14,8 раза.
При всем при этом не стоит забывать о том, что подростковый возраст является важным периодом роста и формирования человека, когда возникает, развивается и завершается ряд морфологических и психологических процессов, происходит становление многих жизненно важных систем организма. В этом периоде человек наиболее уязвим к различного рода катаклизмам, происходящим вокруг него, восприимчив к воздействующим факторам среды.
Подростки – это особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшевствующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы[9].
В то же время, реформирование образовательной системы высшей школы, интенсификация учебной деятельности и переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям, существенным образом повышает требования к состоянию здоровья студентов, среда которых формируется из тех же самых детей и подростков уже в школьные годы имеющих многочисленные заболевания. К тому же, ситуация обостряется еще и в связи с возрастающей популярностью в молодежной среде привлекательности различных видов не физической деятельности и с ростом распространенности вредных привычек.
Одним из главных факторов неудовлетворительного состояния здоровья студентов (и не только) является образ жизни. Удельный вес его вклада в показатель смертности составляет почти 60% при отравлениях и травмах, 43% при инфекционных заболеваниях, 30-35% при болезнях кровообращения, дыхания, пищеварения и нервной системы. Доля влияния на развитие заболевания такого фактора, как образ жизни, составляет более 60% при ишемической болезни сердца и сосудистых поражениях головного мозга, 35% при злокачественных новообразованиях. Особенно отрицательно влияют на здоровье вредные привычки. По данным ВОЗ, от такой наиболее распространенной вредной привычки, как курение, ежегодно в мире умирают 6,8 млн. человек.
К большому сожалению культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди студенческой молодежи. Поэтому так важна разработка программ воспитания здоровому образу жизни для современных подростков. Сохранение здоровья, индивидуальное психическое и физическое развитие обучающихся, формирование общемедицинской культуры человека и устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни должны стать основными тезисами разработанных программ.
Укрепление здоровья обучающихся непременно должно стать одной из приоритетных задач любого учебного заведения, так как молодые специалисты не только служат базой и резервом для работы в различных отраслях народного хозяйства после окончания ВУЗа, но и являются важной составной частью интеллектуального потенциала страны.
Таким образом, проблема состояния здоровья студенческой молодежи является одной из самых актуальных для общества в целом и для медицины и педагогики в частности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.Понятие здоровья и факторы, влияющие на него
В современной литературе более ста определений и подходов к понятию «здоровье». Они часто сводятся к следующим формулировкам:
1) здоровье – отсутствие болезней;
2) здоровье и норма – понятия тождественные;
3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических составляющих.
Как известно, общепринятым является сформулированное еще в 1948 году ВОЗ определение понятия « здоровье». Итак, «здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека».
Принято выделять 4 уровня изучения здоровья:
1-й уровень - здоровье отдельного человека.
2-й уровень - здоровье малых или этнических групп – групповое здоровье.
3-й уровень - здоровье населения, т.е. людей, проживающих на конкретой административно-территориальной единице (область, город, район и.т.д.).
4-й уровень – общественное здоровье - здоровье общества, населения страны, контингента, мира, популяции в целом.
В жизни мы чаще сталкиваемся с конкретными людьми и их здоровьем. В этом случае, если речь идет об отдельных людях, мы имеем дело с индивидуальным здоровьем, или с несколькими людьми, их сообществами, мы говорим о групповом здоровье, если речь идет о населении, проживающем в городах, на селе, определенной территории, о всем населении, вводим понятие здоровье популяции, здоровье населения. Каждый уровень требует своих подходов, своего осмысления здоровья. Индивидуальное здоровье мы оцениваем по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, трудоспособности, физическому состоянию и развитию, личным ощущениям бытия, радости жизни и другими критериями и признаками. Для оценки здоровья общества, в свою очередь, мы абстрагируемся от отдельного, конкретного человека и переходим на язык медицинской и демографической статистики, на язык оценок группового и популяционного здоровья, или проще говоря – здоровья населения, общественного здоровья[8].
Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-этическом, психофизиологическом и др. Основной предпосылкой для этого является то, что нельзя определить здоровье и болезнь вообще, а следует говорить о здоровье и болезни людей. А это обязывает подходить к человеку не только как к биологическому, животному организму, а существу биосоциальному. Здоровье современного человека выступает результатом естественной эволюции вида homo sapiens, в которой все большее влияние занимают социальные факторы. Их роль за весь период развития цивилизации возросла во всех отношениях. Человек получает здоровье, в известном смысле, как дар природы. Однако в процессе социализации уровень здоровья изменяется либо в одну, либо в другую сторону, законы природы проявляются в особой, свойственной только человеку форме. Биологическое в человеке всегда опосредуется социальным. Проблема соотношения социального и биологического в человеке – основа к пониманию природы и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоциальные категории.