Закрытие операционных и результатных счетов на примере колхоза имени К. Маркса Семилукского района В...

В России данный метод официально был разрешен с 1992 по 1994 год и временно ограничен для применения в 1995 г. по причине отсутствия соответствующих нормативных актов (см. пояснения к счету 26 Инструкции в редакции приказа Минфина РФ от 28 декабря 1994 г. № 173).

Следует обратить внимание, что в соответствии с законодательством предусмотрено два варианта учета затрат, которые описал в своей статье "Методы включения затрат в себестоимость продукции" Минькин Ю. М. [13]

Традиционный для отечественного учета так называемый калькуляционный вариант, при котором все затраты делятся на прямые и косвенные. При этом в течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.) с кредита счетов собираются затраты отчетного периода с подразделением на прямые, относимые в дебет счетов 20 и 23 (то есть непосредственно связанные с производством данного конкретного вида продукции, оказанием услуги или выполнением работы), и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26 (не связанные непосредственно с конкретным продуктом (работой, услугой), а обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления им. Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счетов 20 и 23 по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования, в разрезе которых организуется аналитический учет пропорционально той или иной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готовой продукции.

Другой принципиально новый для отечественной теории и практики вариант предполагает разделение всех затрат за отчетный период на условно-переменные и условно-постоянные. В состав условно-переменных можно отнести все косвенные производственные расходы, объем которых напрямую зависит от объема производства. Они учитываются на счете 25. К условно-постоянным затратам относятся те затраты, объем которых не зависит от объема производства. Они учитываются на счете 26. При таком подходе к организации учета затрат применяется метод "директ-костинг", который подразумевает полное списание всех условно-постоянных затрат не на счет 20, а на счет 90 "Продажи". В этом случае на счете 20 "Основное производство" формируется сокращенная себестоимость, то есть себестоимость продукции складывается только из условно-переменных затрат.

Использование того или иного метода определяется принятой на предприятии учетной политикой (Приказ Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. №60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98)), которая остается неизменной в течение всего отчетного года. То есть запрещается в один месяц определять полную себестоимость, а в другом сокращенную.[5]

Несмотря на то, что у нас было принято говорить о двух вариантах организации учета затрат на производство, применение второго варианта практически не вносило принципиальных изменений в систему учета затрат на производство. Он кардинально меняет отечественную концепцию калькулирования, учета и расчета финансовых результатов, в частности основного финансового результата - от реализации продукции (работ, услуг).

Для отечественного учета, по мнению Минькина Ю. М., традиционной является первая схема, при которой все косвенные затраты за отчетный период списываются со счетов 25 и 26 на счет 20. Обратим внимание, что учет на счете 20 обычно ведется в аналитическом разрезе видов продукции (видов номенклатуры), статей затрат и подразделений. В этой связи необходимо списываемые затраты распределить на счете 20 по всем аналитическим объектам в какой-то пропорции. В учетной практике такие затраты наиболее часто распределяют пропорционально затратам на заработную плату основным рабочим по видам продукции и другим аналитическим объектам на счете 20.

Правила учета затрат в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическим указаниями по бухгалтерскому учету (Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (п. 10 ПБУ 10/99)). [8]

Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения его деятельности для достижения поставленных целей. Целью нормально функционирующего предприятия является получение максимальной прибыли с наименьшими затратами для формирования источников последующего экономического развития предприятия. Финансовый результат деятельности предприятия в свою очередь во многом зависит от правильно выбранной стратегии управления себестоимостью. Модели, основанные на изучении взаимоотношения затрат, объема производства и прибыли, дают возможность руководителям предприятия планировать и прогнозировать деятельность фирмы.

В условиях применения системы "директ-костинг" меняются не только подходы к расчетам себестоимости, но и к финансовым результатам, поскольку помимо традиционного показателя финансовых результатов прибыли добавляется не менее важный показатель маржинального дохода.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.[4]

Учет финансовых результатов (Рис. 1) деятельности сельскохозяйственных предприятий ведут на счете 99 "Прибыли и убытки". По кредиту его отражают суммы полученной прибыли, по дебету - убытки. На основе сопоставления дебетового и кредитового оборотов за отчетный период выводят финансовый результат деятельности предприятия - чистую (балансовую) прибыль или соответственно чистый убыток.

Рис. 1 Схема учета финансовых результатов

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним, Планом счетов предназначен счет 90 "Продажи". На этом счете отражаются выручка и себестоимость продаж. Правила отражения в бухгалтерском учете продаж определяются требованиями Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. №129 (п. 2 ст. 8). [3]

Учет финансовых результатов на счете 99 ведут в разрезе трех источников:

1.                 Финансовые результаты от продажи продукции (работ, услуг).

2.                 Финансовые результаты от прочих доходов и расходов.

3.                 Финансовые результаты от чрезвычайных доходов и расходов.

1. Финансовые результаты от продажи продукции (работ, услуг) списываются в установленном порядке со счета 90 "Продажи". Следует иметь в виду, что на сельскохозяйственных предприятиях в течение года по дебету счета 90 учитывают проданную продукцию в оценке по плановой себестоимости. Только в конце года после калькуляции фактической себестоимости и списания калькуляционных разниц плановая себестоимость проданной продукции может быть доведена до фактической и соответственно выведен уточненный (с учетом калькуляционной разницы) финансовый результат от продажи продукции.

2. Финансовые результаты от прочих доходов и расходов выводятся на счете 91 и перечисляются на счет 99, как и по предыдущему счету, сальдо, перечисляемое на счет 99, может быть и кредитовое (прибыль), и дебетовое (убыток). Доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99.[7,8]

3. Если по двум предыдущим каналам на счет 99 "Прибыли и убытки" перечисляются результаты, полученные путем сопоставления оборотов по счетам 90 и 91, то по данному каналу на счет 99 зачисляются конкретные суммы доходов и расходов по чрезвычайным обстоятельствам хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и др.).

Разумеется, по этому каналу в основном суммы поступают на дебет счета, то есть они уменьшают полученную общую прибыль.

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. При этом записью 31 декабря делается заключительная проводка: сумма чистой прибыли списывается со счета 99 (Дт - 99 "Прибыли и убытки"; Кт - 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"). При наличии на счете 99 убытка последний списывается на счет 84 обратной записью. После этого счет 99 закрывается и в балансе на 1 января следующего года сальдо не имеет.

Определив сущность метода "директ-костинг" как системы управленческого учета, основанной на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства, Ивашкевич В. Б. выделил присущие ему особенности, положительные моменты и проблемы.

Отметим ряд преимуществ, которыми обладает данная система:

1.                 Большую роль играет установление связей и пропорций между затратами и объемом производства. Используя методы корреляционного анализа, математической статистики, графические методы, регрессионный анализ можно определять формы зависимости затрат от объёма производства и загрузки производственных мощностей; строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства; рассчитывать критическую точку объёма производства; прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объёма или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.

2.                 "Директ-костинг" позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям, выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск.

3.                 Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.

4.                 В отчете о финансовых результатах четко видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать