Суть конкуренции по Портеру можно выразить посредством анализа воздействия пяти конкурентных сил, определяющих место фирмы в структуре рынка. Степень воздействия можно ранжировать по пятибалльной системе, где 5 баллов - это самое сильное воздействие, 1 балл - самое слабое. Обобщенные результаты такого анализа приведены в таблице 8.
Таблица 8
Степень воздействия конкурентных сил на ООО «Дубль-Дон»
Силы, определяющие конкуренцию в отрасли |
Баллы |
Угроза появления новых (потенциальных) конкурентов |
5 |
Соперничество между имеющимися конкурентами |
4 |
Угроза появления товаров и услуг-заменителей |
3 |
Способность поставщиков торговаться |
2 |
Способность покупателей торговаться |
1 |
Результаты анализа показывают, что самым уязвимым местом ООО «Дубль-Дон» является угроза появления новых конкурентов. Наиболее серьезным конкурентом на ростовском мебельном рынке кроме «Шатуры» может в ближайшее время стать крупный шведский концерн «IKEA». Его основным преимуществом является целевая направленность к любым пожеланиям покупателя, который хочет сам планировать мебель «под свои потребности». Мебель «IKEA» отличают относительно невысокие цены, высокое качество, оригинальный дизайн и возможность приобретения в одном магазине вместе с мебелью так называемых сопутствующих товаров для дома. В ближайшие годы концерн «IKEA» намерен построить в г. Аксае, находящимся рядом с г. Ростовом, крупный торгово-выставочный центр мебели, который может «забрать» значительную часть нашей целевой аудитории.
Помимо указанных наиболее мощных потенциальных конкурентов существует целый ряд мелких, но достаточно мобильных конкурирующих фирм из 75 мебельных салонов в городе. Среди них в первую очередь надо назвать такие салоны и центры как: «От А до Я», «Фея», «Диваны ТУИ», «Лагуна».
На основе информации, полученной при личной беседе с клиентами указанных салонов и собственного наблюдения, маркетологами нашей фирмы был проведен позиционный анализ по десятибалльной шкале, который помогает уточнить место, занимаемое ООО «Дубль-Дон» на ростовском рынке мебели (табл. 9).
Таблица 9
Позиционный анализ основных конкурентов ООО «Дубль-Дон»
Позиции |
Оценка каждой позиции в баллах |
||||
Дубль-Дон |
ОтА до Я |
Фея |
Диваны ТУТ |
Лагуна |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Первое впечатление |
5 |
9 |
5 |
5 |
8 |
Внутренний дизайн |
8 |
6 |
7 |
6 |
7 |
Наружный дизайн |
5 |
7 |
5 |
8 |
8 |
Местоположение |
6 |
9 |
7 |
8 |
6 |
Наличие автостоянки |
5 |
8 |
6 |
5 |
7 |
Рекламные указатели |
7 |
1 |
7 |
7 |
7 |
Рекламная продукция |
7 |
2 |
7 |
1 |
7 |
Ассортимент |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
Уровень цен |
8 |
5 |
7 |
4 |
6 |
Качество работы продавцов |
6 |
6 |
6 |
8 |
7 |
Условия и сроки поставок |
8 |
8 |
5 |
6 |
8 |
Отличительные особенности |
7 |
9 |
2 |
9 |
6 |
ИТОГО |
80 |
79 |
72 |
75 |
85 |
Данный анализ не выявил явного лидера на рассматриваемом мебельном рынке, но он установил, что ООО «Дубль-Дон» удерживает лидерство по таким позициям, как: внутренний дизайн, ассортимент, уровень цен, условия и сроки поставок, опосредуемых гибкой системой скидок в зависимости от сезонных факторов, а также категорий потребителей.
При такой политике сбыта реализация стратегии расширения сети мебельных салонов в городе дает значительный рост (в 3...5 раз) товарооборота фирмы в 2006 году (рис. 11), что позволяет ей занимать около 10% емкости ростовского мебельного рынка.
Рисунок 11 - Динамика продаж мебели ООО
«Дубль-Дон в 2004-2006 гг.
Анализ внутренней среды. Для уточнения конкурентных позиций ООО «Дубль-Дон» был проведен стратегический анализ внутренней среды, результаты которого приведены в таблице 10.
Таблица 10
Анализ внутренней среды ООО «Дубль-Дон»
№ |
Наименование позиции |
Качественная оценка позиций |
||
S |
N |
W |
||
Сильная |
Нейтральная |
Слабая |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Стратегия организации |
|
|
XXX |
2 |
Бизнес-стратегия в целом, в том числе |
|
|
XXX |
3 |
Оргструктура |
|
XXX |
|
4 |
Общее финансовое состояние, в т.ч. |
|
XXX |
|
4.1 |
Состояние текущего баланса |
|
XXX |
|
4.2 |
Уровень бухучета |
XXX |
|
|
4.3 |
Структура финансов |
|
XXX |
|
4.4 |
Доступность инвестиционных ресурсов |
XXX |
|
|
4.5 |
Уровень финансового менеджмента |
|
XXX |
|
Продолжение таблицы 10
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11