Доказывание по делам о преступлениях несовершеннолетних
Содержание
1. Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних. 5
2. Предмет и пределы доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних 12
3. Особенности собирания, проверки и оценки доказательств по делам несовершеннолетних. 26
Список используемой литературы.. 38
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью для современного общества проблем борьбы с подростковой преступностью; приоритетом охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном процессе; необходимостью совершенствования уголовно-процессуального законодательства в области ювенальной юстиции.
Сложное социально-экономическое положение в стране, отсутствие идеологии в обществе, социальная незащищенность подрастающего поколения, законодательная неурегулированность вновь сформировавшихся общественных отношений, в том числе уголовно-процессуальных, повлекли нарастание криминогенности на фоне снижения общественной нравственности и усиления правового нигилизма, что вызывает рост преступности среди несовершеннолетних.[1]
Анализ литературы и нормативных актов, проведенный при подготовке данной работы, показал, что в результате проводимых в настоящее время на основе новой Конституции Российской Федерации правовых преобразований, смещения акцентов в уголовно-процессуальном законодательстве на обеспечение прав и законных интересов личности, повышается значение установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам несовершеннолетних, и, в частности, изучения личности обвиняемого (подсудимого). Однако, несмотря на многочисленные исследования, отдельные вопросы этой проблемы остались вне поля изучения уголовно-процессуальной науки и практики.
Российское уголовное судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом отвечает современным международно-правовым требованиям, сформулированным в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.[2], в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правилах»[3]) от 29 ноября 1985 г., в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, от 9 декабря 1988 г.[4], в других международных актах, а также в Конституции РФ[5] и иных национальных законах.
В соответствии с международными обязательствами российская система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения, а также содействовали их перевоспитанию.
Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает особый порядок уголовного судопроизводства по делам лиц, которые к моменту совершения преступления не достигли возраста 18 лет.
В структуре УПК РФ[6] имеется специальный разд. XVI, в который включена самостоятельная гл. 50, содержащая совокупность норм об особенностях производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Специфическое правовое положение в обществе лиц, не достигших совершеннолетия, диктует необходимость регламентировать особые правила и процедуры обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного процесса.
1. Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних
Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних регламентируется гл. 50 УПК РФ.
Вместе с тем порядок судопроизводства в отношении этой категории лиц изложен и в статьях других глав УПК РФ – в ст. ст. 27, 48, 51, 96, 105, 108, 132, 154 и др. Именно поэтому в ч. 2 ст. 420 УПК РФ указано, что производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном частями второй и третьей УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 50 УПК РФ.
По существу, в указанной главе, как и в ранее действовавшей гл. 32 УПК РСФСР, описаны дополнительные гарантии для несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых, подсудимых). Однако в новом УПК РФ эти гарантии расширены. В частности, если ст. 397 УПК РСФСР давала возможность следователю или прокурору по их усмотрению решать вопрос об участии педагога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста или достигшего этого возраста, но отстающего в психическом развитии, то в ч. 3 ст. 425 УПК РФ указано, что в этих случаях участие педагога или психолога обязательно. В случае нарушения этих требований закона протокол допроса несовершеннолетнего должен быть признан недопустимым доказательством, не имеющим юридической силы (ст. 75 УПК РФ).
В соответствии со ст. 423 УПК РФ задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу производится в порядке, установленном ст. ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ.
При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном ст. 105 УПК РФ.
О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) незамедлительно извещаются его законные представители.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 Постановления от 14 февраля 2000 г. № 7[7] обратил внимание судов на то, что при назначении судебного заседания по делам о преступлениях несовершеннолетних следует тщательно проверять обоснованность ареста (заключения под стражу) несовершеннолетнего, имея при этом в виду, что такая мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях как единственно возможная в данных условиях, когда это вызвано тяжестью совершенного преступления при наличии оснований, указанных в ст. ст. 89, 91, 96 УПК РСФСР (ст. ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ). В случае несоблюдения органами следствия этих требований и необоснованного ареста (заключения под стражу) несовершеннолетнего суду следует эту меру пресечения изменить или отменить.
УПК РФ (ст. 421) обязывает органы предварительного следствия и суд наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 73 УПК РФ, по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, в обязательном порядке устанавливать возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения, условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
Необходимо учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.
Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ[8], если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, следует назначать психолого-психиатрическую экспертизу для решения вопроса о наличии у него отставания в психическом развитии и степени умственной отсталости.
При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых лиц, необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий.
Практика рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних подтверждает необходимость специализации правосудия в отношении этих лиц. Судья, специализирующийся на рассмотрении этой категории дел, должен быть компетентен не только в вопросах права, но и в вопросах педагогики, социологии и психологии, должен владеть информацией обо всех социальных службах для несовершеннолетних, знать специфику деятельности этих служб и объем предоставляемых ими социальных услуг.
Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Эти правила включают надежные гарантии и механизмы всестороннего исследования обстоятельств преступления и усиленной охраны прав и законных интересов несовершеннолетних.
Международные стандарты и правила призваны содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Они: а) нацеливают на то, чтобы любое дело в отношении несовершеннолетнего с самого начала велось быстро, беспристрастно и без каких-либо задержек; б) предусматривают возможность прекращения уголовного преследования без судебного рассмотрения, с тем чтобы ограничить негативные последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласке содеянного, судимость и др.); в) обязывают проводить судебное разбирательство таким образом, чтобы оно отвечало интересам несовершеннолетнего и обеспечивало ему возможность участвовать в нем и свободно излагать свои показания; г) требуют, чтобы должностные лица, ведущие производство по этим делам, обладали соответствующей квалификацией; д) предписывают уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность, чтобы избежать причинения вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации; е) рекомендуют последовательно проводить принцип соразмерности (минимальной достаточности) при выборе мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть, мотивы и причины деяния, а также особенности личности подростка и другие обстоятельства дела.