Данное определение применимо к характеристики временного промежутка (стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом уголовно-процессуальной деятельности.
Читая детективный роман или просматривая фильм, можно убедиться, что труд следователя или органа дознания очень нелегок. Для того чтобы запутать следствие преступники используют различные ухищрения, "запутывают следы преступления" в плоть до того, что убивают свидетелей и даже следователей. Органы предварительного расследования находят почти неразличимые следы преступления и уже исходя из них начинают распутывать преступление.
Еще одной проблемой является нынешний экономический кризис, порой просто не хватает денежных средств для быстрого и полного производства предварительного расследования, хотя в то же время организованная преступность растет и крепчает, и пользуется новейшими научно-техническими средствами.
Выполнению задач предварительного расследования служат определенные законам требования, которые называются общими условиями предварительного расследования. Существует несколько классификаций этих общих условий. В соответствии с гл. 10 УПК такие условия можно было сгруппировать применительно к решению в ходе расследования уголовных дел, в частности, таких процессуальных вопросов, как:
v подследственность и место расследования;
v предпосылки для начала расследования;
v сроки расследования;
v процессуальная самостоятельность следователя и иного лица уполномоченного вести расследование;
v обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;
v недопустимость разглашения данных предварительного следствия;
v соединяющие и выделение уголовных дел;
v использование научно-технических средств и специалистов;
v принятие мер к выявлению и устранению причин и условий способствовавших совершению преступлений.1
Теперь я хочу уделить внимание началу предварительного расследования.
После того как собраны достаточные данные, указывающие на признаки объективной стороны состава преступления, должно выносится постановление о возбуждении уголовного дела. Но предварительное расследование начинается даже если таковое и не вынесена.
Для начала предварительного расследования достаточно повода и основания к возбуждению уголовного дела. Тем не менее не любой орган или должностное лицо вправе возбудить уголовное дело, а значит начать предварительное расследование. Компетенция большинства органов дознания ограничена (за исключением милиции) ст. 117 УПК. Так, органы государственного пожарного надзора в праве производить дознание по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; оперативные органы системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации – по делам о нарушении режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и т.п.
Сроки производства предварительного расследования определены в ст. 133 УПК. Срок дознания, по делам, предварительное следствие по которым не обязательно, ограничивается одним месяцем либо двадцатью сутками. если оно осуществляется по преступлениям, по которым возможна досудебная подготовка материалов в протокольной форме. Но надзирающий прокурор в праве его сравнять со сроком предварительного следствия. Предварительное следствие же по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. Срок предварительного расследования включает в себя время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о подаче дела в суд для рассмотрении вопроса о применение принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.
Срок предварительного расследования может быть продлен надзирающим прокурором на один месяц, а по делам, расследования которых представляет особую сложность, прокурор автономной республики, края, области, автономной области, автономного округа, группы войск, флота и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного расследования до шести месяцев. Дальнейшее продолжение сроков может быть произведено только в исключительных случаях Главным военным прокурором, Генеральным прокурором Российской Федерации или их заместителями.
По сложным многоэпизодным делам расследование прокурором или начальником следственного отдела может быть поручено группе следователей.
К сложным делам следует отнести:
- с множеством версий, которые следует отрабатывать одновременно;
- о преступлениях преступников гастролеров, когда совершаемое преступление имели место в различных городах и районах;
- многоэпизодные;
- по преступлениям организациям и сообществам;
- расследование которых усложняется многообразием методов совершения и сокрытие преступлений.
Решение задач уголовного процесса предполагает недопустимость разглашения материалов предварительного расследования. В отличии от судебного разбирательства материалы предварительного расследования предаются гласности лишь с письменного разрешения следователя ли прокурора и в том объеме, котором они признают это возможным.
При рассмотрении предварительного расследования как системы, - пишет С.П. Ефимичев, - можно выделить ее самостоятельные части:1
1) решение о принятии дела к своему производству;
2) производство комплекса следственных и процессуальных действий, направленных на доказывание наличия события и состава преступления и виновности конкретного лица;
3) решение вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого;
4) решение вопроса о мере пресечения;
5) производство комплекса следственных и процессуальных следственных действий, направленных на проверку показания обвиняемого и окончательное установление всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела;
6) принятие решения об окончании расследования и предъявлении следственного производства участникам процесса для ознакомления; процессуальное оформление окончания предварительного расследования;
7) разрешение ходатайств участников процесса и производство дополнительного расследования; составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору; рассмотрение дела прокурорам; рассмотрение дела прокурорам; принятие по нему решения и направление дела в суд.
При производстве предварительного расследования производятся следующие действия.
Российское уголовно-процессуальное законодательство к следственным действиям относит:
- задержание подозреваемого в совершении преступления;
- допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта);
- очною ставку (между подозреваемыми, обвиняемыми, сведетелями, потерпевшими в любом сочетании);
- предъявление для опознания (живых людей, фотографий, предметов, документов, животных, трупов, строений, участков местности);
- обыск (помещений, участков местности, личный обыск);
- выемку (предметов, документов, почтово-телеграфной корреспонденции);
- наложение ареста на имущество;
- осмотр (места происшествия, местности, помещений, предметов, документов, трупов);
- эксгумация трупа;
- освидетельствование (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля потерпевшего);
- следственный эксперимент;
- производство экспертизы;
- получение образцов для сравнительного исследования.1
2. ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Настало время перейти к рассмотрению форм предварительного расследования. Изучая этот вопрос и стараясь как можно глубже вникнуть в него я перебрал множество литературы. Традиционно, то есть в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством существует две формы предварительного расследования:
- Предварительное следствие;
- Дознанание.
Но в литературе встречаются и другие позиции, так П.С. Ефиивич считает протокольную форму досудебной подготовки материалов третьей формой предварительного расследования.1
Учетными по разному воспринимается сущность досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Некоторые его называют разновидностью дознания, другие – порядком проверки оснований к возбуждению уголовного дела, третьи – административной деятельностью, самостоятельной расследования. Более оптимальным представляется определение понятия досудебной подготовки материалов в протокольной форме как особого досудебного производства.
Другие ученые, например А.П. Рыжаков, считают, что существует еще такая форма предварительного расследования, как смешанное предварительное расследование (по делам, для которых предварительное следствие обязательно) и последующее предварительноерасследование.2
Но мне кажется, это нельзя считать третьей формой предварительного расследования, я считаю, что в этом случаем, происходит смена одной формы предварительного расследования (Дознания) на другую предварительное следствие.
И так, уголовно-процессуальное законодательство различает две формы предварительного расследования. Они различаются между собой по процессуальному порядку и по органам, которые их производят.