Формы предварительного расследования

Производство дознания осуществляется на основании того же законодательства, что и предварительное следствие. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия.

В ст. 117 УПК указывается перечень органов дознания:

-         милиция;

-         командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений;

-         органы федеральной службы безопасности;

-         начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов;

-         органы государственного пожарного надзора;

-         органы федеральной пограничной службы;

-         капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

-         федеральные органы налоговой полиции;

-         таможенные органы.

Основное место среди этих органов занимает милиция. На нее возложена обязанность, принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и решать возникшие по ним вопросы.

Надзор за деятельностью милиции как органа дознания осуществляет территориальная прокуратура.

Командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений в праве возбуждать дела в пределах своей компетенции. Дознание по этим делам проводят дознаватели, которые назначаются командиром воинской части, на два года, из числа более подготовленных офицеров.

Органы службы безопасности осуществляют дознание по особо опасным государственным преступлениям. Вся тяжесть расследования этих преступлений лежит на следователях Федеральной службы безопасности, а помощь им оказывают оперативные отделы, выступающие в роли дознания.1

Начальники исправительно-трудовых учреждений действуют как органы дознания по делам совершенным в расположении исправительно-трудового учреждения, заключенными либо сотрудниками. Дознание проводит либо сам начальник, либо кто-то из командного состава по письменному распоряжению начальника.

Органы государственного пожарного надзора являются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Дознание является дополнительным средством к разрешению основных задач этих органов.

Оперативные органы системы Федеральной пограничной службы пользуются правилами органов дознания по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании производят дознание, по делам совершенным на судне лично или назначает одного из своих помощников дознавателем. Капитан в праве задерживать, в одном из помещений лиц которые угрожают безопасности судна, до передачи их в один из портов Российской Федерации либо на военный корабль.

Начальник зимовки осуществляет деятельность органа дознания только при отсутствии транспортных деятельности органа дознания только при отсутствии транспортных связей, а при других обстоятельствах дознание ведется соответствующими территориальными органами.

Главное управление налоговых расследований является органом дознания по налоговым преступлениям.

Правами органов дознания обладают: Департамент налоговой полиции РФ, Департамент управления налоговой полиции субъектов РФ, органы налоговой полиции городов, районов Санкт-Петербурга, округов Москвы, межрайонные отделы управления, отделы департамента налоговой полиции.

Таможенные органы Российской Федерации обладают полномочиями органов дознания по делам о контрабанде,  о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации, об уклонении от уплаты таможенных платежей.

В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации, органами дознания являются Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления Российской Федерации, таможня Российской Федерации, таможенные посты.

Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целом выявления и раскрытия преступлений, изобличение лиц, их совершивших. Этадеятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренным Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими актами.

Закон возложил на органы дознания осуществление следующих уголовно-процессуальных функций:

a)     рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;

b)    дознание;

c)     досудебную подготовку материалов в протокольной форме;

d)    производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;

e)     оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.1

Существует две формы дознания:

1. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Если первичный материал о преступлении, по которому требуется обязательно предварительное следствие, поступает непосредственно в милицию, а следователь по каким-либо причинам не может приступить к расследованию, орган дознания возбуждает уголовное дело и руководствуясь нормами Уголовно-процессуального кодекса, производит неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступлений.

Выполнив неотложные следственные действия органы дознания обязан передать дело следователю для производства предварительного следствия.

После передачи дела следователю органа дознания уже не в праве самостоятельно, без поручения следователя, производить по делу какие-либо следственные действия. Но если в течение десятидневного срока производства неотложных следственных действий орган дознания не смог обнаружить лицо, совершившее преступление, он продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя об этом следователя.

Таким образом, этот вид дознания предшествует предварительному следствию и он ограничен по срокам т объему следственных действий.

2. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. К числу таких дел относятся дела о преступлениях указаниях в 4.1. ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса.

По делам об этих преступлениях орган дознания ведет расследование в полном объеме, начиная с возбуждения уголовного дела и кончая составлением обвинительного заключения.

Орган дознания во время расследования руководствуется теми же процессуальными нормами, что и следователь.

В отличие от следователя орган дознания обжалует указания прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливая выполнения этих указаний.

Еще одной особенностью при дознании является то, что по окончании дознания лишь обвиняемый знакомится с материалами дела, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания.

По делам, по которым предварительное следствие необязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В своей курсовой работе я рассмотрел два вопроса:

—  Понятие и содержание стадии Предварительного расследования;

—  Формы предварительного расследования.

В них я отразил задачи решаемые органами предварительного расследования и в какой форме эти задачи решаются. Я отметил так же, что труд органов предварительного расследования очень интересен, но в то же время опасен. Чем ближе следователь находится от раскрытия преступления, тем больше пытаются ему помешать лица не заинтересованные в удачном расследовании преступлении.

"Труд следователя – писал Ганс Гросс, – не есть искусство, но искусная деятельность, состоящая из действий и приемов, которые надо знать!"

Возможно,  если бы я не выбрал себе профессию офицера Внутренних Войск, меня бы заинтересовала деятельность следователя, и я смог бы стать профессионалом в этом деле. Но кто знает, с чем столкнет человека жизнь, и что мне предопределила судьба на моем пути, возможно, мне придется выполнять обязанности дознавателя в дальнейшей службе.

И так я считаю, что вопросы раскрыты в полном объеме, цель поставленная мною перед написанием курсовой работы выполнена.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.

2.     Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. – М., 1994 г.

3.     Журнал Проблемы предварительного следствия и дознания. – М., 1996 г.

4.     Зуев В.Л. Профилактическая деятельность дознавателя. – М., 1995 г.

5.     Рыжаков А.П. Предварительное расследование. – М., 1999 г.

6.     Уголовный процесс / Под ред. Гуценко К.Ф.  – М., 1997 г.

7.     Уголовный процесс / Под. общ. ред. проф. Лупинской П.А. – М., 1995 г.

8.     Уголовный процесс. / Под ред. Божьева В.П. – М., 2000 г.

9.     Уголовный процесс. / Под ред. Кобликова А.С. – М., 1999 г.

10. Уголовный процесс. / Под ред. Рыжакова А.П. – М., 1999 г.

11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 1995 г.



1 Учебник Уголовный процесс. Божаев В.П., - М., 2000.

2 Уголовный процесс. А.С. Кубликов. – М., 1999.

1 Уголовный процесс. А.П. Рыжаков. – М., 1999.

1 ст. 20 УПК.

2 А.П. Рыжыков Предварительное расследование. – М., 1997.

1 К.Ф. Гуценко. Уголовный процесс. – М., Зерцало, 2000.

1 А.П. Рыжаков. Предварительное расследование. – М., 1997.

1 В.П. Божьев. Уголовный процесс. – М., 2000.

1 А.П. Рыжаков Предварительное расследование. – М., 1997.

2 А.П. Рыжаков Уголовный процесс. – М., 1999.

1 А.П. Рыжаков Предварительное расследование. – М., 1997.

1 ст. 125 УПК.

2 ст. 127 УПК.

1 ст. 71 УПК.

2 Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология. – М., 1995.

1 М.И. Еникеев, Э.А. Черных Психология следователя.

1 А.С. Кобликов Уголовный процесс. – М., 2000.

1 А.С. Кобликов Уголовный прцесс. – М., 2000.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать