Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной измене либо иным образом. Закон не ограничивает способы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ способствовал предотвращению ущерба интересам Российской Федерации. Вопрос о том, способствовало ли лицо предотвращению дальнейшего ущерба или нет, решает суд.
Статья 276. Шпионаж
Формулировка состава шпионажа не претерпела существенных изменений по сравнению с той, которая была дана в УК РСФСР. В числе признаков шпионажа названо, кроме похищения и собирания, еще и хранение сведений, составляющих государственную тайну с целью передачи их адресатам шпионажа. Из предмета шпионажа исключена военная тайна.
В зависимости от предмета различают два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого являются иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Собирание предполагает любой способ получения сведений, кроме хищения. Хищение – это противоправное, безвозмездное изъятие сведений. Хранение сведений, как и собирание и хищение, должно преследовать цель передачи этих сведений адресатам шпионажа. Шпионаж окончен с момента совершения указанных действий независимо от того, удалось ли передать собранные сведения адресату или нет.
Такие действия, как выдача государственной тайны, не предусмотрены статьей 276 УК РФ. Поэтому факт передачи сведений адресатам шпионажа следует квалифицировать как оконченный шпионаж, независимо от того, предшествовал ли передаче сбор сведений или нет.
Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.
Шпионаж совершается только с прямым умыслом. При совершении второго вида шпионажа необходимо, чтобы субъект осознавал, что сбор и передача сведений осуществляются по заданию иностранной разведки.
Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
В отличие от ст. 66 УК РСФСР (террористический акт) данная статья предусматривает только убийство или покушение на убийство государственного или общественного деятеля. Причинение тяжких телесных повреждений (ст. 66 УК РСФСР) данная статья не предусматривает. В число потерпевших не включены представители власти. Но в понятие государственных и общественных деятелей включены не только деятели, поддерживающие существующую власть и проводящие в жизнь ее политику, но и деятели общественных организаций любого направления и ориентации, в том числе и оппозиционных, негативно относящиеся к существующему строю. Закон категорично запрещает террористический акт как средство политической борьбы, как средство подавления политических противников.
К государственным деятелям относятся руководители государственных органов федерального уровня и субъектов РФ и другие государственные служащие, которые своей деятельностью активно проводят в жизнь политику государства. К государственным деятелям также относятся депутаты, официально зарегистрированные кандидаты для избрания в органы власти, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.
Общественные деятели – это лица, активно участвующие в работе общественных объединений, политических партий, профессиональных и иных общественных объединений.
Террористический акт совершается с прямым умыслом, его целью является прекращение политической деятельности государственных или общественных деятелей или месть за такую деятельность, независимо от характера и направленности этой деятельности.
Месть в данном случае можно рассматривать и как мотив, и как цель преступления, важно, что она осуществляется за политическую деятельность потерпевшего.
Под посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля следует понимать либо убийство, либо покушение на убийство указанных лиц. Если умысел виновного был направлен на причинение телесных повреждений потерпевшему, то его действия нельзя рассматривать как террористический акт даже при наличии указанной в законе цели.
Угроза совершить террористический акт в качестве преступления законом не предусмотрена. В таких случаях действия виновного следует квалифицировать как угрозу убийством по ст. 119 УК.
Террористический акт считается оконченным с момента причинения смерти или же с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего.
Субъектом террористического акта может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если террористический акт совершает гражданин Российской Федерации по заданию иностранного государства, иностранной организации, то его действия следует квалифицировать как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству и террористический акт по совокупности преступлений.
Если террористический акт совершается наемным убийцей, вопрос об ответственности должен решаться следующим образом: если наемный убийца не знал и не мог знать подлинных целей заказчика убийства, он будет нести ответственность за умышленное убийство; если наемный убийца знал о целях убийства, он будет отвечать за террористический акт как его исполнитель, а заказчик – за подстрекательство или организацию террористического акта.
В отличие от первых двух составов преступлений (государственная измена – ст. 275 УК, шпионаж – ст. 276 УК) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля наряду с лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет предусматривает наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы. Это преступление также особо тяжкое.
Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Состав преступления, предусмотренный данной статьей, включает ранее существовавшую в УК РСФСР форму измены Родине – заговор с целью захвата власти, которая не вписывалась полностью в понятие государственной измены. Однако связь с государственной изменой осталась. Так, если виновные совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то действия заговорщиков следует квалифицировать как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и как насильственные действия, направленные на захват власти, по совокупности преступлений.
Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных данной статьей, а делает акцент на целенаправленность этих действий. Первая группа действий – насильственные действия, направленные на захват власти, в нарушение Конституции. Поскольку в законе не конкретизировано, на захват какой именно власти направлены насильственные действия, то следует иметь в виду все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Не оговорен в законе и уровень власти (федеральная, субъекты РФ, муниципальная), а значит, речь должна идти о власти любого уровня. Действия, направленные на захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.
Вторая группа действий направлена на насильственное удержание власти. Речь идет о том, что виновные обладают властью, имеют ее, но обязаны сложить власть согласно Конституции (отрешение от должности, переизбрание и т.п.), однако делать этого не желают и насильственно удерживают ее.
Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти.
Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.
Третья группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Все три группы действий совершаются насильственным способом, причем формы и степень насилия не ограничены законом. Насилие может быть вооруженным, совершаться как одним человеком, так и группой.
Это преступление, согласно закону (ч. 5 ст. 15 УК), относится к особо тяжким. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления.
Если в ходе насильственных действий совершаются акт терроризма, умышленное убийство, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя. Если создана преступная организация для совершения указанных в данной статье действий, то действия ее участников следует квалифицировать по ст. 210 УК (организация преступного сообщества) и по данной статье по совокупности преступлений. Если же существовал заговор с целью захвата власти, но он не оформился в преступное сообщество и заговорщики не совершили других действий, направленных на насильственный захват власти, то действия виновных следует квалифицировать как приготовление к совершению насильственного захвата или удержания власти или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.
Субъектами указанного преступления могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. Действуют они с прямым умыслом и преследуют цели захвата или удержания власти или же изменения конституционного строя Российской Федерации.
Статья 279. Вооруженный мятеж
Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем могут быть совершены в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя Российской Федерации или изменение ее территориальной целостности.
Следует отличать понятие вооруженного мятежа от понятия организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК). Эти составы преступлений отличаются по объективной стороне и направленности умысла. Состав ст. 208 УК не предусматривает совершения активных действий, связанных с вооруженным выступлением в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации. Действия виновных могут рассматриваться как реальная совокупность преступлений и квалифицироваться по ст. 208 УК и данной статье только в тех случаях, когда организация незаконных вооруженных формирований перерастает в вооруженный мятеж.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10