Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
В ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
С объективной стороны данный состав преступления состоит в оказании активного воздействия на людей с помощью документов, слов, рисунков и действий, предпринятых с целью побуждения их к совершению определенных действий, зарождению у них решимости и стремления совершить определенные действия или же способствования уже существующему намерению.
Публичность предполагает обращение к неопределенному, как правило, широкому кругу лиц. Если такое обращение адресовано одному или нескольким конкретным лицам, то такие действия не образуют публичности.
Средства массовой информации – это кино, телевидение, радио, печатные издания, подлежащие регистрации, а также сети ЭВМ.
Возбуждение ненависти, вражды, а равно унижение человеческого достоинства может привести к возникновению массовых беспорядков, вооруженному мятежу и другим преступлениям. В подобных случаях содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Закон не конкретизирует действий, характеризующих объективную сторону преступления, а указывает лишь на их направленность. Действия могут быть направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (призывы к расправе с лицами иной национальности, депортации и т.п.); на унижение национального достоинства (оскорбления, затрагивающие национальные чувства, клевета по расовым или религиозным признакам и т.п.). Это может быть пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в законе, независимо от наступивших последствий.
Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.
Совершается это преступление только с прямым умыслом. Виновный осознает характер своих действий и желает их совершить. В этой связи необходимо отделять случайные эмоциональные проявления недовольства от принципиальной позиции, например, политика или представителя той организации, к которой принадлежит то или иное лицо.
Часть 2 данной статьи предусматривает квалифицирующие признаки при совершении этого преступления. Прежде всего, это совершение действий, указанных в ч. 1 этой статьи, с применением насилия или угрозой его применения. Имеется в виду как физическое, так и психическое насилие (угроза). Степень насилия закон не указывает, стало быть, она может быть любой. Однако, если насилие привело к убийству потерпевшего или причинению тяжкого вреда здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.
Совершение данного преступления лицом с использованием служебного положения (специальный субъект) предполагает, что эти действия совершают не только должностные лица, но и любые другие, чье служебное положение позволяет им использовать его для совершения данного преступления.
Квалифицирующим признаком является также совершение этого преступления организованной группой.
Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества
Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[28] (ст. 16) запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[29], принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Особая общественная опасность данного преступления заключена в том, что изначальной целью создания экстремистского сообщества является совершение деяний экстремистской направленности, указанных в диспозиции данной статьи. Исходя из этого сам факт создания преступного сообщества, руководство этим сообществом, либо его частью, либо входящими в него структурами, а равно создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества признается самостоятельным оконченным преступлением.
Признаками экстремистского сообщества для подготовки или совершения экстремистской деятельности являются его организованность, включающая в себя совокупность таких элементов, как наличие устава, руководителя (лидера) или руководящего ядра; сплоченность ее участников вокруг своих руководителей; наличие определенной структуры (например, центра и региональных подразделений), символики, а также дисциплины, основанной на собственных нормах поведения, и системы мер воздействия за ее нарушение. Как правило, экстремистские организации существуют не обособленно, а блокируются между собой, образуют коалиции, создавая сообщество, объединенное вокруг единого центра на основе определенной идеологии. В качестве примера можно назвать создание группировок националистической или профашистской ориентации. К экстремистским относятся некоторые религиозные объединения и тоталитарные секты, такие как Аум Сенрике, Белое Братство.
Вопрос о признании зарегистрированного общественного объединения экстремистским решается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Объективная сторона преступления состоит в деятельности конкретных лиц по созданию экстремистского сообщества или руководство им (разработка устава, составление программы, организация ритуалов принятия клятвы, планирование, принятие решения, подготовка и проведение экстремистских акций и др.). Иными словами, речь идет не о призывах или агитации, а о совершении конкретных действий.
Характерной особенностью большинства экстремистских организаций является отсутствие сведений об их деятельности, закрытость информации о программных документах. Практика свидетельствует о том, что экстремистские организации обычно не включают в свои уставы запрещенные Конституцией и законами виды деятельности, однако занимаются ими.
В соответствии с законом для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации. При этом государственному федеральному органу исполнительной власти в области юстиции или его территориальному органу должны быть представлены соответствующие документы и достоверные сведения о целях и задачах общественного объединения, перечень которых установлен законом. Однако известно немало случаев, когда организации экстремистской направленности уклоняются от государственной регистрации, но тем не менее осуществляют экстремистскую деятельность.
Из диспозиции данной статьи следует, что субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 данной статьи, являются организаторы и руководители экстремистского сообщества. Имеются в виду лидеры экстремистских группировок, т.е. лица, входящие в состав их руководящих органов (в том числе единоличные руководители), уполномоченных определять политику, выражать точку зрения конкретного общественного объединения, принимать решения и организовывать их реализацию. Это создатели объединения, организаторы, руководители или иные представители частей или структурных подразделений экстремистского сообщества.
Участниками экстремистского сообщества (ч. 2 данной статьи) рассматриваются лица, выразившие поддержку целям данного объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности вне зависимости от оформления своего участия, т.е. лица, входящие в его состав и принявшие на себя обязанности члена организации вне зависимости от их участия в конкретных экстремистских акциях. За совершение иных уголовно наказуемых деяний во время этих акций действия участников подлежат квалификации по совокупности преступлений.
В качестве субъектов преступления, предусмотренного ч. 3 данной статьи, могут рассматриваться должностные лица, а также иные лица, состоящие на государственной или муниципальной службе.
При совершении общественными объединениями, в том числе не обладающими правами юридического лица, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за участие в экстремистском сообществе, а также за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Преступления, предусмотренные данной статьей, носят умышленный характер. Действия субъектов преступления прямо направлены на подготовку или совершение преступлений экстремистской направленности по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной или социальной ненависти или вражды.
Данная статья содержит примечание о том, что добровольный отказ от участия в экстремистском сообществе влечет освобождение от уголовной ответственности бывших членов таких организаций, но лишь при условии, что в бытность их участниками они не совершили иных преступлений.
Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации
За нарушение общественным объединением Конституции, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, оно может быть ликвидировано, его деятельность может быть приостановлена или запрещена по решению суда. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность, независимо от факта государственной регистрации.
Основаниями ликвидации или запрета деятельности общественного объединения могут служить: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[30] вступившие в законную силу постановления федеральных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10