Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Запрет на использование заведомо криминальных форм эконо­мического поведения, как принцип осуществления экономической деятельности, означает, что ни при каких условиях субъекты эконо­мической деятельности не могут совершать деяния, носящие явно преступный характер, даже если они способны принести высочай­шую прибыль или любую другую выгоду, например, такие, как подделка каких-либо документов, денежных знаков, кредитных карт, применение насилия к партнерам, использование имущества, полученного в результате преступной деятельности, применение обмана, причиняющего ущерб партнеру или государству, и т. д.

Понимание объективной стороны легализации встречает наи­большие трудности в правоприменительной практике. В значитель­ной степени этим может объясняться и низкая раскрываемость лега­лизации.

Статистические данные о выявленных фактах легализации не отражают реальной картины состояния экономической преступно­сти и показывают значительное расхождение между количеством зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 1 УК РФ, и количеством лиц, их совершивших: в 1999 г. - 965 заре­гистрированных преступлений против 105 выявленных лиц (из них осуждено 22 человека); в 2000 г. - 1784 преступления против 146 выявленных лиц[10]. В 2001 г. количество зарегистрированных преступлений снизилось до 1439, но чуть выросло число выявленных лиц их совершивших, - 176 человек; в 2002 г. количество зареги­стрированных преступлений еще более снизилось - до 1129, а число выявленных лиц сократилось до 89, хотя вместо одной статьи о легализации в Уголовном кодексе стало две.

Даже беглое ознакомление со способами легализации, описан­ными в специальной литературе, показывает, что «отмывание» мо­жет совершаться практически во всех сферах жизни общества. Вы­сокая латентность не позволяет точно оценить реальные масштабы данного явления и достоверно установить, какие способы являются наиболее распространенными в тех или иных регионах. Поэтому ориентироваться можно лишь на различные экспертные оценки и криминологические исследования.

Согласно закону, объективная сторона легализации заключается в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, а также в использовании их в предпринимательской и иной экономической деятельности.

«Совершение» («вершить» - выполнять, распоряжаться, управлять ) - это выполнение юридически значимых, в том числе конклюдентных действий, т. е. действий, свидетельствующих о волеизъ­явлении лица совершить какую-то операцию или сделку. Действия направлены либо на совершение финансовых операций (например, заполнение бланка «Объявления на взнос наличными» или платеж­ного поручения о переводе денег; дача указания банку о проведении финансовой операции с помощью компьютерной программы «Кли­ент-банк» и т. п.), либо на совершение гражданско-правовых сде­лок (например, передача кассиру обменного пункта наличных руб­лей для покупки валюты; передача наличных денег продавцу ювелирного магазина для покупки ювелирных украшений; заполне­ние бланка почтового перевода - для перевода денег по почте; под­писание, в присутствии нотариуса, договора купли-продажи недви­жимости; передача текста договора по факсу или электронной почте, в том числе с использованием личной электронной подписи, и т. п.).

Совершить финансовые операции и другие сделки можно либо лично, либо через представителя. Представительство оформляется доверенностью. В соответствии с ч. 1 ст. 182 ГКРФ, «сделка, со­вершенная одним лицом- (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенно­сти… непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого». Следовательно, действия лица, совершающего финансовую операцию или другую сделку с предметами легализации (отмывания) через представителя, в любом случае надлежит квалифицировать как легализацию.

Необходимо устанавливать также, знал ли представитель о пре­ступном пути приобретения предметов легализации или нет. Если знал, то его действия надлежит квалифицировать как пособничество в легализации; если не знал, то в его действиях не будет состава пре­ступления.

Обращает на себя внимание существенное расхождение между описанием объективной стороны легализации, содержащемся в ст. 174, 1741 УК РФ, и тем, которое, дано в Законе о противодействии легализации. В соответствии с Законом, легализация - это не толь­ко «финансовые операции» и «сделки», а любые действия с денеж­ными средствами или иным имуществом, независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, измене­ние или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязан­ностей. Как видим, законодатель здесь крайне непоследователен - дав максимально широ­кое описание легализации (отмывания) в специальном Законе о про­тиводействии легализации, он необоснованно заузил объективную сторону, определив ее лишь как «финансовые операции» и «сделки» (указанный недостаток не устранен и при внесении изменений в УК РФ Законом, подписанным Президентом РФ 8 декабря 2003 г.). Кроме того, он установил и другое ограничение: финансовые опера­ции и сделки должны быть совершены только с денежными средст­вами, являющимися предметом иных, нежели предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199 и 199 УК РФ, преступлений.

При описании объективной стороны легализации можно обой­тись без разделения на «финансовые операции» и «другие сделки», так как сам законодатель ставит между ними знак равенства. В про­тивном случае можно продолжить терминологическое дробление: «финансовые операции» можно разделить на финансовые операции в рублях и валюте; с деньгами наличными и безналичными; доку­ментарные и бездокументарные; на бумажных носителях и элек­тронных, и т. п. В свою очередь, «сделки» можно разделить на сдел­ки по розничной купле-продаже, продаже недвижимости, продаже предприятия, мене, дарению, аренде, финансовой аренде (лизингу), подряду и т. п. (как это предусмотрено гражданским законодательством), однако есть ли необходимость в подобной детализации? Очевидно, нет.

И главное. Некоторые действия по легализации вообще невозможно определить только как «финансовую операцию» или только как «сделку». К чему, например, отнести покупку валюты в обменном пункте на деньги, вырученные от торговли наркотиками или полученные в результате совершения другого преступления? С одной стороны - это «финансовая операция», так как покупатель пе­редает кассиру наличные рубли. С другой стороны - это «сделка», поскольку покупка валюты является не чем иным, как разновидно­стью договора купли-продажи. Данный пример показывает не толь­ко необоснованность, но и некую «искусственность» разделения легализационных действий на «финансовые операции» и «сделки».

2.2. Характеристика субъективных признаков преступлений, предусмотренных статьями 174 УК РФ и 174.1 УК РФ

Субъектом легализации (отмывания) большинство авторов признают физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет[11], граждан России, иностранцев, лиц без гражданства. Выше было отмечено, что действия, составляющие объективную сторону легализации (финансовые операции и сделки), могут осу­ществляться виновным как лично, так и через посредника (подстав­ное лицо). Для того чтобы отдать посреднику распоряжение осуществить финансовую операцию или сделку с «грязными» деньгами или имуществом, дееспособность лицу не требуется. Поэтому свя­зывать признаки субъекта легализации с его дееспособностью нет необходимости. Недееспособное лицо (в силу своей недееспособно­сти) не в состоянии само совершить действия, составляющие объек­тивную сторону легализации. Однако отсутствие дееспособности не может помешать ему дать соответствующее поручение посреднику.

Владелец «грязных» денег или имущества может действовать через посредника не только из-за своей недееспособности, но и в силу иных причин, например, в связи с нежеланием привлекать к се­бе лишнее внимание со стороны правоохранительных или контро­лирующих органов. В любом случае, в его действиях содержится посредственное исполнение преступления, т. е. совершение престу­пления посредством другого лица, за что он и должен нести ответст­венность (если, конечно, достиг требуемого возраста и вменяем). Если же его недееспособность обусловлена каким-либо психиче­ским заболеванием, исключающим вменяемость, он не может быть субъектом преступления именно в связи с отсутствием вменяемости, а не в силу недееспособности.

Таким образом, вопрос о дееспособности лица не имеет прин­ципиального значения для признания его субъектом легализации (отмывания), поскольку финансовую операцию или сделку он может совершить не только лично, но и через посредника. Например, несо­вершеннолетний, не имея по закону права лично совершить финан­совую операцию или другую сделку, поручает ее совершение взрос­лому, вменяемому субъекту. Представляется, что было бы несправедливым освобождать лицо от уголовной ответственности только из-за того, что оно не достигло возраста полной дееспособ­ности (18 лет).

Пунктом «б» ч. 2 ст. 174 (1741) УК РФ предусмотрена ответст­венность лица, совершающего легализацию (отмывание) с исполь­зованием своего служебного положения.

Понятие «должностное лицо» раскрывается в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ, однако, согласно закону, данное определение рас­пространяется лишь на статьи главы 30 УК[12]. Между тем нормы об ответственности должностных лиц содержатся не только в этой гла­ве (например, ст. 140 УК предусматривает ответственность должно­стного лица за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации). Для определения понятия «лицо, использующее свое служебное положение» при легализации, необходимо прибегнуть к системному анализу норм УК РФ, в которых, так или иначе, упоми­наются должностные лица, а также лица, занимающие какое-либо служебное положение. Исходя из этого, субъектом преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 174 (1741) УК РФ, следует при­знать:

1)  лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняю­щих организационно-распорядительные, административно-хозяйст­венные функции в государственных органах, органах местного са­моуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других вой­сках и воинских формированиях Российской Федерации (Примеча­ние 1 к ст. 285 УК РФ);

2)  лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными зако­нами для непосредственного исполнения полномочий государствен­ных органов (Примечание 2 к ст. 285 УК РФ);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать