Информация о транспортном средстве, объявленном в розыске, направляется для постановки на автоматизированный учет в соответствующий банк данных. Порядок внесения таких данных устанавливается Приказом МВД России от 31.08.93 г. № 400.
Инструкция предусматривает проведение различных мероприятий подразделений следствия (дознания), служб криминальной милиции и милиции общественной безопасности.
Задержание транспортных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством. Для обеспечения информационной поддержки подразделений Госавтоинспекции МВД России в рамках автоматизированной информационно-поисковой системы розыска автотранспортных средств создаются федеральные, межрегиональные, региональные центры. Все это называется – АИПС «Розыск». В состав этой системы входят: межрегиональный отдел информационного обеспечения при ГУГАИ МВД России, межрегиональные отделы информационного обеспечения, региональные подразделения информационного обеспечения, отделы оперативного реагирования и розыска Управлений (отделов) ГАИ МВД, УВД республик, краев, областей, входящих в состав Российской Федерации, городов федерального подчинения Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также сеть контрольных постов милиции.
В ведении персонала системы находятся технические и програмные средства АИПС «Розыск».
Руководство АИПС «Розыск» осуществляет отдел оперативного реагирования ГУ ГИБДД МВД России.
Основной задачей персонала Автоматизированной информационно-поисковой системы «Розыск» (сокращенно АИПС) является обеспечение розыска транспортных средств путем постоянной актуализации и поддержания федеральной, межрегиональной, региональной базы данных, программно-технических средств системы в работоспособном состоянии. Вдаваться в подробности организации этой информационной системы я не буду. Отмечу следующий момент. Данная система не позволяет входить в нее оперативно, например из автомобиля ГИБДД и получать исчерпывающую информацию в короткий промежуток времени. Я думаю, такое положение снижает эффективность применения этой системы. Не позволяет работать с нею во время патрулирования инспектора ГИБДД. Технически, данная проблема давно уже с успехом разрешена (например в США, ФРГ и некоторых других странах).
2. Особенности расследования преступлений по делам об угонах транспортных средств
Тактика и методика проведения первоначальных следственных действий по делам об угонах во многом зависит от конкретно сложившейся ситуации. Работа по каждому отдельно взятому уголовному делу без анализа криминогенной ситуации в целом, без взаимодействия всех заинтересованных служб органов внутренних дел, без налаженной системы профилактики данной категории преступлений вряд ли принесет результаты. Составными частями такой системы являются: постоянный анализ криминогенной ситуации, складывающейся в конкретном городе, районе, области: создание банка данных о месте и времени совершения преступлений, марках автомобилей, пользующихся наибольшим спросом у преступников местах обнаружения похищенного и угнанного автотранспорта, маршрутах перегона; эффективность функционирования федеральных и региональных учетов, таких как «Розыск», «Автопоиск», «Автомобиль», «Технодокумент», организация постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственно-оперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений: стабильное оперативное прикрытие мест реализации, оформление автомобилей, различных коммерческих и государственных организаций, занимающихся ремонтом автомобилей (это касается в первую очередь хищений транспортных средств).
Эффективность расследования угонов транспортных средств во многом зависит от полноты имеющейся информации о случившемся. Значительная часть такой информации получается в процессе проведения осмотра места происшествия. По делам об неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ). Как право, проводятся осмотры трех основных видов: собственно места происшествия (откуда совершен угон транспортного средства); места обнаружения транспортного средства; обнаруженного транспортного средства.
При осмотре места совершения преступления возможны две ситуации: во-первых, автомашина угнана с открытой стоянки; во-вторых, автомашина угнана из гаража. При осмотре могут быть обнаружены различные вещественные доказательства (следы ног и рук преступника, различные предметы, принадлежащие преступнику и т. п.). Осмотр места совершения угона транспортного средства лучше всего проводить в присутствии потерпевшего, который точнее может показать место, откуда угнана машина, заявить, какие предметы пропали из гаража и какие появились дополнительно.
Большое значение в установлении преступника имеет осмотр обнаруженного брошенного транспортного средства. Его наиболее целесообразно проводить в присутствии работника ГИБДД, который зафиксирует имеющиеся неисправности, что важно для определения материального ущерба потерпевшего.
Осмотр, как правило, проводится в присутствии потерпевшего, который может рассказать об изменениях, происшедших с транспортным средством, о пропавших вещах. Это необходимо для правильной квалификации преступления (угон или хищение). Главная цель такого осмотра – выявление вещественных доказательств, с помощью которых можно установить преступника.
Обязательно фиксируется техническое состояние дверных замков, замка зажигания, имеющиеся показания спидометра и датчика топлива, имеющиеся повреждения транспортного средства. В некоторых случаях показания спидометра и датчика топлива позволяют установить маршрут транспортного средства, управляемого преступником.
Во всех случаях производится осмотр места обнаружения автомобиля. При этом необходимо тщательно привязать его к местности, можно путем составления плана, кинофотосъемки и т. п. Также, как и в предыдущих случаях осмотра, упор делается на обнаружение вещественных доказательств.
Большую по объему информацию может дать допрос потерпевшего. У него можно выяснить разнообразную информацию о предшествующих угону обстоятельствах, таких как: в какой период времени произошел угон и в каком конкретно месте машина была припаркована; вид, марка, год выпуска, цвет транспортного средства; каковы были показания спидометра; сколько топлива всего в бензобаке; было ли транспортное средство оборудовано противоугонными средствами и какими именно, где и когда они установлены; пользуется ли транспортным средством кто-либо из членов семьи или другие лица; не заметил ли он или члены его семьи что либо подозрительное за несколько дней до совершения угона; какие детали места происшествия бросились ему в глаза при обнаружении транспортного средства и т. п.
После осмотра места происшествия и допроса потерпевшего следователь уже может выдвигать версии и составить план расследования. Во многом характер заложенных в план мероприятий зависит от такого обстоятельства, как обнаружено ли транспортное средство и преступник или нет.
В случае, если транспортное средство обнаружить не удается основные усилия направляются на его обнаружение. С этой целью следователь, в производстве которого находится дело, составляет идентификационную карту на угон транспортного средства в двух экземплярах. Один экземпляр в течение суток направляется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД для регистрации и оформления регистрационного учета, а дубликат остается в деле и оформляется при установлении и задержании разыскиваемого транспортного средства с отметкой об обнаружении.
В настоящее время регистрация транспортных средств ведется по нескольким признакам, основными из которых являются единые номера кузова, двигателя и шасси. На территории Российской Федерации действует единая автоматизированная информационно-поисковая система «Дорожное движение». Первая подсистема учитывает весь автотранспорт в конкретном регионе. Информация об угнанных, похищенных, задержанных, бесхозных автомобилях и их владельцах содержится во второй подсистеме. Третья подсистема учитывает все технические паспорта и справки-счета, выпущенные по стране, утраченные и похищенные.
Наибольший интерес для целей расследования угонов имеет подсистема «Автопоиск». В случае, если не удается определить старые номера на агрегатах со следами подделки, выявление даже нескольких цифр в сочетании с иными розыскными признаками, учитываемыми в данной подсистеме, позволяет определить группу автомашин, агрегаты которых имеют сходные цифры в нумерации, что очень важно при расследовании хищений транспортных средств. Такая ситуация возможна, когда угнанный без цели хищения автомобиль одним преступником, после того как он его бросил, был похищен другим преступником. В настоящее время с успехом действует АИПС «Розыск» выполняющаяся во многом те же функции.
В случае, если уголовное дело возбуждается по факту задержания преступника на угнанной машине, в числе неотложных следственных действий проводится обыск по месту жительства, работы, в гаражах, на дачах всех задержанных лиц. Особое внимание уделяется обнаружению запасных частей к транспортным средствам, иных предметов, по которым можно судить о направленности лица на хищение транспортного средства, а не на правомерное завладение им без такой цели.
Следственная практика показывает, что преступники часто оставляют себе какие-либо мелочи (инструмент, аудиокассету и т. п.), что впоследствии одним из главных доказательств их вины.
Планируя дальнейшее расследование по делу, следователь на основании имеющихся у него данных, должен хотя бы в общих чертах представлять какое же преступление совершенно – неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения или кража. Несмотря на то, что разграничение этих двух деяний проводится по субъективной стороне преступления, обстоятельства объективной стороны могут свидетельствовать о направленности умысла виновного.
Допрос подозреваемого по делу об угоне транспортного средства производится по правилам, закрепленным в ст. 123 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (далее УПК РСФСР). При расследовании преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ одним из главных вопросов, подлежащих выяснению, вопрос о том когда цель угона или кражи автомототранспортного средства. Не лишним выяснить, проводились ли преступником какие либо подготовительные мероприятия, каким способом было осуществлено проникновение в транспортное средство, осуществлялся ли сбыт похищенного транспортного средства или отдельные его деталей и т. п. Все это направлено на выявление субъективной и объективной стороны преступления.
Предъявление обвинения и допрос в качестве такового допустимо только при наличии достаточных доказательств, дающих основания для предъявления обвинения в совершении преступления. В описательной части постановления о привлечении в качестве обвиняемого указываются факты, соответствующие юридическим признакам состава преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ (когда, кем, где, у кого, откуда, какой был угнан автомобиль). В случае, если угон совершен организованной группой лиц, то обвинение индивидуализируется (описывается, что именно совершил каждый из привлекаемых к уголовной ответственности лиц). Признание обвиняемым своей вины в полном объеме подкрепляется ссылкой на конкретные факты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8