Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

Уголовно-правовая политика, основные направления ее реализации должны соответствовать экономическим возможностям общества, иначе все благое, но очень затратное, останется попросту на бумаге. Так, несмотря на возражения правоохранительных органов и ряда ученых о нереальности применения в существующих экономических условиях таких наказаний, как арест, ограничение свободы и обязательные работы ввиду ограниченности средств на их реализацию. В результате этого в Особенной части действующего Уголовного кодекса нарушен принцип сбалансированности альтернативных санкций за преступления небольшой и средней тяжести. Такая ситуация влечет за собой более широкое применение лишения свободы на краткие сроки как альтернативы аресту и ограничению свободы. Такая непродуманная, оторванная от реальных возможностей экономики привела к переполнению следственных изоляторов обвиняемыми, а исправительных учреждений – осужденными, ухудшению условий их содержания.

Проводя исследования одного состава преступления предусмотренного ст. 166 УК РФ, я пришла к казалось бы парадоксальному выводу. Те проблемы, которые стоят перед правоохранительными органами, связанные с пресечением, расследованием, профилактикой угонов является маленькой частью более обширной проблемы имеющей социальные, политические и экономические корни. Просчеты в уголовно-правовой политики имеют не последнее значение. Попытки политического влияния на ее реализацию, независимо от того, с какого фланга они предпринимаются, отрицательно влияют на нормотворчество в сфере уголовного законодательства. Особенно, по моему мнению, это отразилось на экономической безопасности государства. Например, контрабанда, незаконный экспорт технологий и научно-технологической информации, используемой при создании вооружений и военной техники отнесены в новом УК РФ к преступлениям в сфере экономики. Между тем, эти деяния обладают всеми признаками преступлений против экономической безопасности государства.

Нельзя не учитывать и такой важный фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-правовой политики, как состояние правовой науки, прежде всего это касается ее отраслей, изучающих преступность и разрабатывающих меры борьбы с ней. Особая роль в этом принадлежат науке уголовного права, формирующей цели, задачи, принципы, основные формы и направления развития уголовно-правовой политики и уголовного законодательства. Она оказывает влияние на формирование уголовно-правовой политики и уголовного законодательства.

Нельзя не отметить, что криминальная ситуация в России постоянно изменяется, и изменяется в худшую сторону. В частности, происходит постоянный рост в сфере экономики и собственности.

Структурные изменения, ее динамика в значительной мере предопределяют приоритеты государственной политики борьбы с преступностью. Она должна обеспечить правоохраняемые органы организационными, экономическими и правовыми средствами борьбы в первую очередь с преступлениями в сфере экономики.

Неутешителен и прогноз. По данным МВД РФ, ожидается значительный прирост к 2002 году преступлений в сфере экономики в 1,5-2 раза. Все это является проблемой, стоящей не только перед правоохранительными органами, но и перед всем нашим обществом.





























Заключение


Закончив изучение состава преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» я хочу подвести определенные итоги.

Несмотря на то что угоны транспортных средств весьма распространенное преступление, исследуемый мною состав встречается довольно редко большинство угонов транспортных средств совершается с целью хищения и являются по существу кражами.

Основной особенностью неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения является направленность умысла виновного. Неправомерное завладение происходит без цели хищения, т. е. без цели распорядится транспортным средством. Доказывание основного субъективного признака, позволяющего разграничить угон от кражи, всегда представляется довольно проблематичным. Зачастую о направленности умысла виновного приходится судит по определенным признакам. На наличие у виновного умысла определенной направленности (угон или кажа) указывают на прямые и косвенные доказательства, собранные в процессе расследования конкретного уголовного дела. Однако, несмотря на то, что некоторые доказательства называются «прямыми» в соответствии со ст. 71 УПК РСФСР «Никакие доказательства для суда, прокурора, следователя и лица производящего дознание, не имеют заранее установленной силы» [4.162], что тоже создает определенные трудности в доказывании преступления предусмотренного ст. 166 УК РФ. Суть проблемы, заключается в том, что о внутренних побуждениях виновного, приходится делать выводы по объективным признакам, что не дает абсолютно верного результата. Так правоприменительная практика к прямым доказат6ельствам направленности умысла на хищение транспортного средства относит: наличие фиктивных документов на право владения машины; наличие перебитых номеров кузова, двигателя, шасси; принятие мер к сокрытия автомашины; продолжительное время эксплуатации; продажа машины; использование деталей или узлов для ремонта другой машины либо частичная их продажа. По моему только два последних признака указывают достаточно достоверно на наличие цели хищения транспортного средства. Остальные «прямые доказательства» могут указывать, например, на подготовку другого преступления, для совершения которого понадобилось легализованное транспортное средстве. Умысел в данном случае может быть направлен не на хищение транспортного средства, на его использование, с последующим, например, уничтожением. Все это наводит на мысль, что судить о психической деятельности лица, непосредственно связанным с совершением угона транспортного средства без цели хищения исходя их объективных обстоятельств дела довольно проблематично и не всегда дает достоверную картину совершенного преступления.

Далее, раздел системы профилактики преступлений привел к тому, что законодатель пошел по пути ужесточения наказания. Наличие в новом УК РФ санкций, которые не реализуются из за существующих экономических условий, что привело к нарушению сбалансированности альтернативных санкций за совершенные преступление, Данное положение привело к переполнению следственных изоляторов объвиняемыми, а исправительных учреждений осужденными, что отразилось на условиях их содержания.

Основным подразделением правоохранительных органов оперативно пресекающих угоны является ГИБДД. Техническое оснащение данной службы оставляет желать лучшего, что отражается на оперативности и эффективности их деятельности. Деятельность, правоохранительных органов, направленная на пресечение совершенного преступного посягательства очень важна. Однако в свете нового уголовного законодательства, принцип о неотвратимости ответственности и наказания за содеяное, приобрел чисто декларативный характер. В действующем УК РФ этот принцип вообще не закреплен.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблемы применения норм УК РФ не только статьи 166 УК РФ, но и вообще свидетельствует не столько о его недостатках и техникоюридических проблемах сколько об отсутствии современной концепции государственной уголовно правовой политики, непоследовательности и противоречивости политических решений, расплывчатость ее стратегии.

Далее, разрушение системы профилактики преступлений стимулировало репрессивность уголовно-правовой политики усилило общепревентивную роль уголовного закона, хотя не в задачах уголовного законодательства, ни в целях наказания об этом не говорится.

Таким образом можно сделать вывод, что проблемы правоприменения являются только частью, даже не проблем, а скорее просчетов уголовно-правовой политики. В результате этих просчетов правоохранительные органы вынуждены решать проблемы борьбы с преступность фактически без опоры на население, без программы такой борьбы, что не может сказаться на результате.

Перейдем от общего к частному. Борьба с угонами транспортных средств в многом зависит от оперативности быстроты пресечения. Возможность быстро идентифицировать угнанное транспортное средство играет в этом не последнюю роль. Это проблема больше техническая чем правовая. Необходимо, чтобы правоохранительные органы использовали в своей работе технические достижения соответствующего уровня, что достаточно проблематично в нашей действительности так как стоимость такого оборудования весьма значительна.

Применительно к условиям сложившимся в сфере борьбы с преступными посягательствами можно привести выдержки из приложения к постановления Мэра города Благовещенска от 12 февраля 2001 года № 243 «Концепция социально-экономического развития города Благовещенска до 2004 года» «Так в настоящее время остро стоит проблема технического и материального оснащения службы правопорядка». Проблемы с материально техническим обеспеченьем стоит не только по России но и у нас. Далее из того же источника «Усилить профилактическую работу среди молодежи и подростков по предупреждения правонарушений. Способствовать развитию частных охранных структур. Вводить нетрадиционные формы охраны порядка – охрана жилых микрорайонов с привлечением добровольцев из числа жителей. Содействовать укреплению материально-технической базы, внедрению современных технических средств оснащения государственных служб охраны порядка». Как видно из «Концепции социально-экономического развития города Благовещенска до 2004 года» у нас в городе имеются те же проблемы связанные в основном с непродуманной уголовно-правовой политикой, что и в других регионах Российской Федерации. Видны попытки воссоздать систему профилактики преступлений и как-то решить проблему плохого материально-технического обеспечения спецслужб, занимающихся охранной правопорядка. Все эти проблемы невозможно решить в одночасье, но решать их необходимо. В заключении хочу сказать, что моя работа может представлять интерес как для специалистов, так и для граждан.


















ЛИТЕРАТУРА

I. Нормативный материал

1.     Конституция РФ. Ростов-на-Дону. 2000. – С. 64.

2.     Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами/сост. С. В. Бородин, С. В. Замятина., Под ред. В. М. Лебедева. – М.; Спарк. 1998. – С. 942.

3.     Комментарий к уголовнуому кодексу Россйиской Федерации/ Отв. ред. В. И. Радченко: науч. ред. А. С. Михлин. – М.: Спарк, 2000. – С. 862.

4.     Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. Изд. Третье. Перераб. и доп. – М.: Спарк, 2000. – С. 830.

5.     Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. Под ред. А. Я. Качанова – М.: Спарк. 1996. – С. 589.

6.     Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Части 1./ Отв. ред. О. Н. Садиков. – М.: 1997 – С. 448.

7.     Постановление Совета Министров Правительства РФ от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств»/ СПС Консультант Плюс.

8.     Письмо Министра Внутренних Дел РФ от 12 мая 1993 года за № 1/ 2143 «Об упорядочении регистрации транспортных средств»/ СПС Консультант Плюс.

9.     Приказ Министра Внутренних дел РФ от  17 февраля 1994 года № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автотранспортные средства»./ СПС Консультант Плюс.

10.  Постановление Мэра города Благовещенска от 14 ноября 1995 года № 2227 «О ходе выполнения Указа Президента РФ от 14 июня 1994 года «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» и рассмотрении программы усиления борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка в городе»/ СПС Консультант Плюс.

11. Постановление Мэра города Благовещенска от 29 января 1993 года № 92 «О создании отрядов содействия органам внутренних дел по борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка в городе Благовещенке»/ СПС Консультант Плюс.

12. Приложение к Постановлению мэра города Благовещенска от 12 февраля 2001 года № 243 «Концепция социальноэкономического развития города Благовещенска до 2004 года» / СПС Консультант Плюс.


II. Специальная литература

13. Уголовное право России. Общая часть: Учебник/Отв. ред. Б. В. Здравомыслов – М.: Юрист, 1996. – С. 512.

14. Уголовное право Росси. Особенная часть: Учебник/ Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. – М.: Юрист. 1996. – С. 560.

15. Расследование преступление. Руководство для следователей. – М.: Спарк. 1997. – С. 376.

16. Расследование преступлений в сфере экономики: руководство для следователей. – М.: Спарк. 1999. – С. 415

17. И.В. Шмаров. Уголовно-правовая политика и ее влияние на формирование уголовного законодательства./СПС Консультант Плюс

18. И. П. Портнов. Крайняя необходимость в свете нового уголовного законодательства./СПС Консультант Плюс

19.  Р. Ф. Галиева. Правовое обеспечение сделок с транспортными средствами/ Нотариус № 4. 2000/ СПС Консультант Плюс

20. М. Рыбникова. Подстарахуйтесь от угона машины/ Экономика и жизнь. № 9. 1998 г.

21. Популярный юридический энциклопедический словарь/Ред. кол.:
О. Е. Кутайфин, В. А. Туманов, И. В. Шмаров. – М.: Большая Российская Энциклопедия. 2000. – С. 800


III. Судебная практика

22. Сборник постановлений пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк. – С. 528

23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 года № 10/СПС Консультант Плюс.

24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 октября 1994 года № 3. «О судебной практике по делам о возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья». /СПС Консультант Плюс.

25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 октября 1969 года № 50 «О судебной практике по делам о преступлениях связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения». /СПС Консультант Плюс.

26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 года № 3. «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» /СПС Консультант Плюс.

27. Бюллетень Амурского областного Суда. Первый квартал 2001 года «Судебная практика по уголовным делам». /СПС Консультант Плюс.

28. Обобщение практики применения судами Амурской области процессуальных норм, регламентирующих постановление приговора в 2000 году. /СПС Консультант Плюс.

29. Справочник адвоката: транспорт – М.: Юрист. – С. 445.






оглавление

Введение……………………………………………………………….      3     

I. Преступления в сфере экономики…………………………………      6

1. Преступления против собственности (общий характер)………...      6

2.     Транспортное средство как предмет преступления

против собственности…………………………………………………     10

II. Неправомерное завладение автомобилем или иным

транспортным средством без цели хищения (угон) ………………..      12

1.     Квалифицированный состав неправомерного завладения

автомобилем или иным транспортным средством без цели

хищения (ч. 2 чт. 166 УК РФ)………………………………………..      18

2. Обстоятельства исключающие преступность деяния (угона)…..      26

III. Проблемы борьбы с преступным посягательством,

предусмотренным ст. 166 УК РФ……………………………………      32

1. Пресечение преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ….      32

2.     Особенности расследования преступлений по делам об

угонах транспортных средств………………………………………..       35

3. Проблемы уголовно-правовой политики…………………………       42

Заключение……………………………………………………………       48

Литература…………………………………………………………….       52




Дипломная работа сдана на кафедру ________________________________

                                                                          дата подпись студента









Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать