Незаконное пересечение государственной границы

Так, в ночь с 4 на 5 июня 2006 года в районе г. Грайворон Белгородской области российскими пограничниками при попытке незаконного пересечения границы была задержана крупная партия обуви. Сотрудниками Грайворонского отдела ПУправления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий при пересечении Государственной границы из Украины в РФ был задержан гражданин, который на автомобиле КамАЗ с прицепом без государственных регистрационных знаков незаконным путем пытался переправить вне пункта пропуска крупную партию обуви.

 В ходе задержания водитель автомобиля оказал сопротивление и, не подчинившись законным требованиям пограничного наряда остановиться, пытался осуществить прорыв в глубь территории России.

 В ходе досмотра транспортного средства была выявлена партия товара на общую сумму свыше 1 млн. 500 тыс. рублей. Задержанный оказался гражданином Украины.

 Транспортное средство и груз установленным порядком были переданы сотрудникам Белгородской таможни.

Уголовная ответственность за пересечение Государственной границы исключается в тех случаях, когда подобные действия совершаются в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастный случай, авария, сильный шторм, спасение людей и иные ситуации чрезвычайного характера, поскольку в таких ситуациях применяются правила крайней необходимости (ст. 39 УК).

В соответствии с примечанием к ст. 322 УК не подпадает под действие этой статьи пересечение Государственной границы РФ с нарушением установленных правил, если иностранный гражданин или лицо без гражданства использует право политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации и в деяниях этих лиц нет состава иного преступления.

В заключение - о разграничении анализируемого преступления с иными деяниями, ответственность за которые была введена в уголовное законодательство сравнительно недавно.

Так, один из квалифицированных составов торговли людьми включает в качестве обязательного признака перемещение потерпевшего через Государственную границу РФ (п. "г" ч. 2 ст. 127.1 УК), которое может выражаться в незаконном ее пересечении, т.е. с использованием поддельных документов, удостоверяющих личность преступника (или без визы). В этом случае содеянное квалифицируется одновременно по п. "г" и "д" ч. 2 ст. 127.1 УК. Дополнительной квалификации действий по ст. 322 УК не требуется, так как нарушение установленных правил въезда или выезда в этом случае выступает в качестве способа осуществления квалифицированного состава торговли людьми. В одних случаях людей провозят через границу нелегальным путем или без законного разрешения на проживание, в других - легальным, в качестве туристов, будущих жен, артистов, домашней прислуги, а также соискателей убежища - в зависимости от законодательства того или иного государства.

Международное законодательство предусматривает меры по защите таких пострадавших лиц. Например, международные правовые документы призывают государства предусмотреть в своем законодательстве возможности, не допускающие судебного преследования, заключения под стражу или наказания ставших предметом торговли людей в связи с незаконным въездом или проживанием. Таким образом, следуя стандартам международного права, пострадавших от рассматриваемого преступления не следует привлекать к уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы РФ. Видимо, было бы целесообразно дополнить примечание к ст. 322 УК новым пунктом, включив в него положение, в соответствии с которым лица, ставшие жертвами торговли людьми, не подлежали бы уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы РФ.

Пособничество незаконному пересечению Государственной границы РФ следует отграничивать от организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК). Объективную сторону незаконной миграции составляют действия, связанные с организацией незаконного въезда в РФ лишь иностранных граждан или лиц без гражданства, а также их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Как правило, такие действия носят систематический характер, совершаются неоднократно и поэтому выделены законодателем в качестве самостоятельного состава преступления.

 § 2. Производство предварительного расследования органами государственной безопасности


В соответствии с частью 3 п.3 ст.151 УПК РФ, предварительное расследование производится дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности по уголовным делам, предусмотренных частью первой статьи 322 - Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, -(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 98-ФЗ) Уголовного кодекса Российской Федерации и следователями органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 322 - Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, - (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 98-ФЗ) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Правоохранительные органы, в частности Федеральная служба безопасности (ФСБ), все чаще сталкиваются с деятельностью различных структур, занимающихся организацией незаконных пересечений Государственной границы РФ гражданами России и третьих стран, т. е. организацией нелегальной миграции из стран Азии, Африки, государств — бывших республик СССР в страны Европы, Северную Америку. Это связано с рядом причин. Так, в последние годы многие российские граждане, проживающие в приграничных зонах, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, занимаются «челночным» бизнесом, нанимаются на сезонные работы, выезжая на территорию скандинавских и других европейских государств. Нередко данные граждане совершают на территории зарубежных стран либо в России правонарушения, например, мелкую контрабанду спиртных напитков, сигарет и др. Незаконные пересечения Государственной границы РФ нередко являются частью подготовительных действий либо частью действий по непосредственному совершению иных, порой тяжких и особо тяжких, преступлений как на территории Северо-Западного региона России, так и на территории других ее регионов и за рубежом. В перечень названных преступлений входит контрабанда, в том числе оружия, культурных ценностей, наркотических средств и т. д.

Так, 8 февраля 2005 г. приговором Рыльского райсуда Курской области гр.Украины Комаров Виктор Владимирович признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.188, ч.2 ст.228, ч.1 ст.322 УК РФ и ему назначено наказание в виде 3 лет и 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в ИК общего режима. Комаров признан виновным в том, что совершил незаконное пересечение границы без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, в хранении без цели сбыта наркотического средства в особо крупном размере и перемещении через таможенную границу РФ наркотического средства помимо таможенного контроля.

Данные преступления были совершены Комаровым при следующих обстоятельствах: В сентябре 2004 г. около 13 час. на территории дороги, ведущей из с.Бояро-Лежачи Путивльского района Сумской области Р.Украины у неустановленного следствием лица, Комаров В.В.приобрел полиэтиленовый пакет с наркотическим средством "марихуана" в высушенном состоянии массой 163,2 гр, что согласно справки эксперта, является особо крупным размером. Данный пакет с наркотическим средством Комаров В.В. хранил на руле собственного велосипеда, затем переместил его через государственную границу РФ помимо таможенного контроля и на территории России в районе пос.Теткино был задержан сотрудниками Курской таможни. Кроме того, у Комарова В.В. имеющего прямой умысел на пересечение Государственной границы РФ, отсутствовал паспорт (или иной документ, его заменяющий и дающий право въезда и выезда на/с территории РФ), либо надлежащее разрешение на въезд на территорию РФ минуя пункт пропуска.

В начале июня 2006 года ночью пограничники Белгородской пограничной комендатуры задержали около поселка Ясные Зори Белгородского района, практически на линии Государственной границы, УАЗ-452 с украинскими номерами. Управлял транспортным средством гражданин Украины Иванчик Роман. Он пытался незаконным путем вывезти из Белгородской области свежемороженую рыбу на общую сумму более 20000 рублей.

Аналогичный случай произошел в р-не Красной Яруги, Там была пресечена очередная попытка провоза через границу контрабандного груза. Гражданин России Литвинов Виктор на машине РАФ-22031 пытался провезти яблоки в количестве 1т.200кг. Весь груз был задержан пограничниками и согласно установленным документам передан сотрудникам Белгородской таможни

По сообщению командования Белгородского Пограничного Отряда, самые частые нарушители российско-украинской границы - незадачливые предприниматели. Они пытаются без документов на перевозимый груз объехать пункты пропуска, скрыться от пограничных нарядов, а при задержании – откупиться и «замять» дело.

Так, например, 7 июля 2005 года автоколонна из трех «Газелей», перевозившая фрукты и овощи, была задержана пограничным нарядом. Возглавлял колонну уроженец города Курска, а двумя другими автомашинами управляли граждане солнечного Азербайджана.

На следующий день задержан житель Саратовской области, перевозивший в неустановленном месте электроинструменты, также на автомобиле «Газель».

В середине июля задержан автомобиль «ЗИЛ» принадлежавший гражданину Украины, на котором он пытался незаконно перевезти в Россию мебель.

На Грайворонском направлении пограничники задержали гужевой транспорт с запасными частями на трактора. На нем житель Великописаревского района Сумской области намеревался ввезти на свою родину топливные насосы, коленвалы, диски сцепления.

Через сутки после этого случая на участке пограничного отряда задержан житель поселка Октябрьский. На личном микроавтобусе «Фольксваген» он пытался ввезти на Украину автомобильные запчасти на сумму более 20 тысяч рублей.

Все задержанные граждане привлечены к административной ответственности, а контрабандный груз передан в Белгородскую таможню.


§ 3. Проблемы организационно-правовой основы взаимодействия подразделений органов внутренних дел, таможни и органов государственной безопасности


Современная система силовых структур Российской Федерации включает 14 ведомств, наладить взаимодействие между которыми в силу ряда причин сложно.3 Существует проблема несоответствия требований нормативных актов, регулирующих многие аспекты деятельности данных ведомств, в том числе и в рассматриваемой области, федеральным законам. По этой причине снижается качество межведомственного взаимодействия в сфере охраны границы Российской Федерации. Поэтому реализация программ, рассчитанных на это взаимодействие, наталкивается на практические трудности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать