Незаконное получение и разглашения сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну

Незаконное получение и разглашения сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну

ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РФ

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: “Незаконное получение и разглашения сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну”

 

 

 

 

Выполнил:        __________________________

                         __________________________

Проверил:         __________________________

                         __________________________

 

 

2003

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ.. 4

ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ.. 8

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ИЛИ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ.. 10

АНАЛИЗ СТАТЬИ 183 УК РФ.. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа написана на тему «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну». Основным источником ее написания явились книга Клебанов Л.Р. с одноименным названием («Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну») и Корчагина А.Г, Иванова А.М, и Щербакова А.В. «Экономические преступления», хотя использовались и другие источники. В работе подробно проанализирована ст. 183 УК РФ, а также другие нормативно-правовые акты, в которых дается понятие «коммерческая (банковская) тайна», т.к. ст. 183 УК РФ является бланкетной и это понятие в ней не раскрывается. Данная статья является новой, и ее появление весьма своевременно, т.к. построение нормально функционирующей рыночной экономики без создания условий охраны основной ее составляющей – коммерческой тайны (необходимой для здоровой конкуренции) – не представляется возможным.

ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Развитие свободного предпринимательства и связанной с ним конкуренции настоятельно требует правового обеспечения защиты информации, представляющей коммерческую ценность, разглашение которой может причинить вред субъектам экономической деятельности. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» относит получение, использование и разглашение информации, составляющую коммерческую тайну, к типичным проявлениям недобросовестной конкуренции.

Специалисты указывают, что в настоящее время в России в сфере правового регулирования отношений, связанных с защитой коммерческой тайны, действует более ста законодательных и иных нормативных актов. К ним, в частности, относятся: Конституция РФ (ст.34), Гражданский кодекс РФ (ст.139, 727), Таможенный кодекс РФ (ст.16, 158, 161, 163, 165, 167, 186, 286, 287, 344), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст.9), Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» (ст.8, 10, 21), «О конкуренции и ограничении монополистистической деятельности на товарных рынках» (ст.10, 15), «О государственной тайне» (ст.10), «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ст.3), «О средствах массовой информации» (ст.4, 20, 40, 41, 58), «О федеральных органах правительственной связи и информации» (ст.10, 11, 18, 23), «О государственной налоговой службе Российской Федерации» (ст.7), «О федеральных органах налоговой полиции» (ст.10), «О стандартизации» (ст.4), «О недрах» (ст.27, 43, 49), «О естественных монополиях» (ст.13), «Об основах государственной службы» (ст.10, 12, 21), постановление  Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. №3 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», Положение о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 31 января 1994 г. № 228 и др[1].

Само понятие коммерческой тайны раскрывается в ч.1 ст.139 Гражданского кодекса РФ, согласно которой информация составляет коммерческую тайну в случае, когда эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности[2].

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего, коммерческая тайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса и ноу-хау. Коммерческой тайной могут являться и другие «секреты» хозяйствующих субъектов, как-то: сведения о производстве, планах развития предприятия, финансах, сроках и сумме кредитования, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах и др[3]. Вместе с тем существует перечень сведений, который не могут составлять коммерческую тайну. В настоящее время такой перечень установлен постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35. В него входят: учредительные документы и Устав, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии и патенты), сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы о платежеспособности, сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест, документы об уплате налогов и обязательных платежей, сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба и др.

Кроме того, в целях предупреждения злоупотреблений в процессе приватизации указанное постановление Правительства запретило государственным и муниципальным предприятиям относить к коммерческой тайне данные о размерах имущества предприятия и его денежных средствах, о вложении средств в ценные бумаги других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставный фонды совместных предприятий, о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями и отдельными гражданами[4].

Нужно отметить, что сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, не исчерпываются указанным Перечнем. В ряде других нормативных актов также можно встретить положения, что соответствующие сведения не могут считаться коммерческой тайной. Например, в ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»[5] подчеркнуто, что не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах, численности и составе работников, об оплате труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации. Чрезвычайно важным являются положения ст.30 Федерального закона от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг»[6], где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.

Таким образом, организация, предполагающая придать каким-либо сведениям режим коммерческой тайны, должна определить круг сведений, составляющих такую тайну, установить порядок ознакомления с этими сведениями и круг лиц, имеющих право знакомиться с названными сведениями, т.е. обеспечить их конфиденциальность.

ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ

Применительно к деятельности банков и других кредитных организаций следует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений как коммерческих организаций и банковскую тайну. «Под банковской тайной понимаются профессиональное обязательство банка держать в строжайшей тайне всю информацию, относящуюся к финансовым и личным аспектам деятельности клиентов и некоторых третьих лиц при условии, что такая информация получена в результате нормального банковского обслуживания этих клиентов»[7]. В отличие от коммерческой тайны, когда круг относящихся к ней сведений устанавливается самой организацией, круг сведений, являющихся банковской тайной, определен законом и одинаков для всех банков, их клиентов и корреспондентов. Законом определяется также круг лиц, которые в соответствующих случаях имеют право получать сведения, составляющие банковскую тайну. Сама кредитная организация по своему усмотрению не может ни расширить, ни сузить ни перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих право получать эти сведения. На мой взгляд, прав О. Олейник, полагающий, что банковская тайна – это компромисс частных интересов и потребностей банка и клиента с публичной необходимостью обеспечения прозрачности или открытости банковской или иной предпринимательской деятельности[8].

Основные принципиальные положения о составе сведений, составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст.857 ГК РФ и в ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 7 июля 1995 г.)[9]

Так, ст.857 ГК РФ устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

Это положение конкретизируется в ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», согласно которой кредитные организации и Центральный банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций. Аудиторские организации также не в праве раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать