Таким образом, государство отказывается от установки на первостепенность защиты собственной безопасности в пользу охраны прав и свобод граждан. Вместе с тем очевидно, что смена приоритетов в выборе объектов уголовно-правовой защиты не должна вести к снижению эффективности государственного противодействия преступности. Конституционный статус граждан может быть в полной мере обеспечен только авторитетными государственными органами, располагающими необходимым правовым инструментарием в виде уголовного законодательства, неукоснительно соблюдающими законность, следующими принципам уголовного права, и защищенными правом должностными лицами правоохранительных органов. Эффективное противодействие преступности требует наступательности, использования всех возможностей уголовно-правовых запретов и санкций для предупреждения преступных посягательств.
Общее усиление уголовно-правовой охраны безопасности личности в последние десятилетия нашло свое выражение в создании новых составов преступлений и повышении уровня ответственности за их совершение. Эта тенденция в развитии уголовного законодательства вызвана, в частности, объективной необходимостью реагировать на постоянное количественное возрастание объема преступных проявлений, изменение качественной характеристики уголовной преступности в целом в сторону преобладания насильственных посягательств и иных преступлений повышенной общественной опасности, распространенности особенно циничных форм низменной мотивации некоторых преступлений.
Уголовный кодекс определяет, что преступность деяния, его наказуемость, иные правовые последствия устанавливаются только законом. Оценка общественной опасности преступления определяется прежде всего свойствами самого деяния и лишь затем характеристикой субъекта, его совершившего. Такой подход обусловлен установлением законом категорий преступлений и критериев их общественной опасности (ст. 15 УК РФ), сокращением «разрыва» между верхним и нижним пределами санкций в большинстве составов, преобразованием института множественности преступлений и, в частности, заменой фигуры особо опасного рецидивиста понятиями опасного и особо опасного рецидива, насыщением диспозиций большинства составов квалифицирующими признаками объективной стороны преступления, расширяющими круг преступных деяний и усиливающими ответственность за их совершение.
Поэтому характерной чертой Уголовного кодекса РФ является последовательная дифференциация ответственности по степени общественной опасности преступных деяний. Содержательно это выражается в сохранении повышенной ответственности за квалифицированные тяжкие и особо тяжкие преступления, за рецидив, за проявления организованной и профессиональной преступности, с одной стороны, и применении иных, менее суровых мер наказания к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также по неосторожности - с другой.
Избыточность уголовной репрессии в последние годы сохранялась в действующем УК РФ, более того, постоянно нарастала в связи с принятием ряда изменений и дополнений в Кодекс. Следует отметить, что большинство принятых законодателем изменений и дополнений было также направлено на ужесточение санкций действующих норм и создание специальных составов, расширяющих сферу уголовных запретов и усиливающих их карательное воздействие. Выраженная тенденция преобладания криминализации и пенализации в осуществлении уголовной политики нашла свое отражение не только в принятых законодателем в указанный период решениях, но и во многих сотнях поступивших в Государственную Думу предложений об изменениях в УК РФ, значительная часть которых позволяет судить о ментальности многих представителей законодательной власти, их односторонней ориентации на решение социальных проблем и задач укрепления правопорядка предпочтительно методами усиления интенсивности уголовно-правового воздействия.
Попытка переломить эту тенденцию была выражена, в частности, в представленном в Государственную Думу законопроекте "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", принятом Государственной Думой 21 ноября 2003 г. и ставшем Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ. Названный Федеральный закон, содержащий более 250 новых редакций и уточнений изменяемых статей и их частей, принятие которого сопровождалось исключением и признанием утратившими силу ряда статей, частей, пунктов статей и примечаний к ним (более 80), а также обновлением редакции более чем 70 частей действующих статей и принятием совершенно новых статей, охватывает широкий круг проблем совершенствования уголовного законодательства. Идеологической концепцией нового Закона стала настроенность на общую либерализацию уголовного права и прежде всего гуманизацию его институтов наказания и применения их норм судами. Принятие этого Закона представляет собой существенное преобразование уголовно-правового регулирования, направленное на его гуманизацию, дальнейшую дифференциацию уголовной ответственности и наказания.
Объективным импульсом к данным преобразованиям в сфере уголовного законодательства послужили не только значительный количественный рост общего числа преступных проявлений, появление их новых форм и возрастание их общественной опасности (в частности, насильственных посягательств на личность и собственность), но и очевидная неспособность правоохранительной системы эффективно противодействовать криминализации социально-политической жизни общества, способствовать разрядке криминогенной ситуации в стране, обеспечить неотвратимость ответственности и наказания правонарушителей (ежегодно до двух третей миллиона зарегистрированных преступлений оставались нераскрытыми, в 2004 году - почти 40 процентов). Уголовно-исправительная система также не справляется с задачами исправления лиц, осужденных за совершение преступлений. Задачи общего и частного предупреждения решаются как судебной системой, так и всем комплексом правоохранительных органов недостаточно эффективно. Все эти обстоятельства инициировали поиск путей и средств законодательного и организационного решения проблем.
Заключение.
Рассмотренными основными изменениями и дополнениями УК РФ, осуществленными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. и последующими законодательными актами, не исчерпывается проблема должного обновления российского уголовного законодательства. Создание системы непротиворечивых, внутренне и внешне согласованных норм остается практической задачей его совершенствования. Здесь имеются в виду многие расхождения в наименовании и содержании отдельных глав Кодекса, несогласованности отдельных составов с родовым объектом преступных посягательств, изложенных в конкретной главе УК РФ.
Обобщение данных законотворческой практики Государственной Думы приводит к выводу о необходимости утверждения определенных принципов планирования и прогнозирования изменений правового регулирования институтов и отдельных норм уголовного права, установления возможных пределов этого регулирования. Оценка состояния современной практики законодательного противодействия преступности в уголовно-правовой политике, формировании ее приоритетов позволяет констатировать преобладание рефлексивного (эмоционального) подхода. Свидетельством этого выступают запаздывание законодателя в реагировании на новые криминальные проявления, нестабильность в правоприменительной деятельности, поверхностное изучение криминологических процессов, непрофессионализм при внесении предложений об изменении УК РФ. Проблемы реконструкции уголовного законодательства требуют своего разрешения с учетом некоторых положений, учитывающих содержательные особенности уголовно-правового регулирования. В частности, к ним относятся: введение более жестких критериев необходимости изменения норм УК РФ; концепции уголовно-правовой модели новой нормы или системы норм, строящихся с учетом тех противоречий и недостатков, которые существовали при применении прежних конструкций; необходимость формирования новой уголовно-правовой структуры с учетом возможности последующих изменений и дополнений; новый уголовный закон должен учитывать регулятивные и охранительные возможности иных отраслей права, его санкцию необходимо оптимально сбалансировать с иными мерами ответственности; судебная практика исчерпала карательные возможности действующих санкций отдельных уголовно-правовых норм; существенное развитие новой группы общественных отношений либо неблагоприятная динамика правонарушений требуют уголовно-правовой защиты ввиду высокой негативной социально-психологической реакции граждан и должностных лиц правоохранительных органов.
Уголовно-правовое законотворчество представляет собой внешнее выражение правообразования. Поэтому оптимальной является ситуация, когда новые правовые нормы в сфере борьбы с преступностью представляют результат длительного становления и апробации правовых идей, гармонизации интересов личности, общества, государства.
Для дальнейшего совершенствования системы мер борьбы с преступностью сохраняет свое значение направление их упорядочения, дифференциации с учетом тяжести воздействия каждой отдельной меры и конкретизации оснований ее применения в целях повышения эффективности специального предупреждения.
Основным средством реализации этого направления может служить дальнейшая дифференциация уголовной ответственности и наказания, совершенствование регламентации квалифицированных и привилегированных составов преступлений, которое предполагает разработку научно обоснованной системы квалифицирующих и привилегирующих признаков, закрепляемых в Общей части Уголовного кодекса, совершенствование законодательных конструкций и понятийного аппарата, используемых для регламентации таких составов.
Некоторые повторяющиеся и наиболее распространенные признаки (насильственный характер, совместность, вооруженность и др.) следовало бы регламентировать в общей части уголовного закона с указанием на силу влияния такого признака на определение меры наказания. Использование элементов формализации, ограничения судейского усмотрения при назначении наказаний (как в ст. 66, 68 УК РФ) усиленной строгости может быть расширено, в частности путем дальнейшего изменения соотношения принципов поглощения и сложения наказаний при совокупности преступлений, путем дифференциации назначения наказания за различные виды рецидива.
Криминологическая обстановка в России в конце XX - начале XXI вв. характеризуется актуализацией задач борьбы с целым комплексом преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Возрастает значение новых угроз личной безопасности граждан, общественному строю Российской Федерации в форме терроризма, сепаратизма, конфликтов на этнической, межнациональной основе, религиозного радикализма. Интенсификация методов уголовно-правового противодействия этим проявлениям соответствует конституционной задаче государственной охраны прав и безопасности граждан, требует, по моему мнению, изменения структуры раздела IX УК РФ путем выделения в отдельную главу наиболее опасных из этих преступлений (террористических актов, захвата заложников, бандитизма, организации незаконного вооруженного формирования, подготовки и осуществления мятежа), реконструкции содержания их диспозиций, уточнения наименований этих составов, расширения системы квалифицирующих признаков. Учет реалий криминогенной ситуации в стране и общественного мнения широких кругов населения ставит под сомнение целесообразность исключения в настоящее время из системы наказаний его высшей меры - смертной казни.
С другой стороны, важнейшим направлением дальнейшего развития уголовного законодательства является изыскание средств и возможностей сокращения сферы репрессивности применения мер наказания путем расширения условий освобождения от наказания, прежде всего по отношению к лицам, не представляющим повышенной общественной опасности (несовершеннолетним, совершившим неосторожные преступления, при наличии привилегирующих обстоятельств). Гуманизация уголовной политики должна иметь своей целью снижение уровня применения лишения свободы, а разработка концепции гуманизации уголовного права, пределов допустимого смягчения наказания требует своего дальнейшего теоретического исследования и обоснования.
В период существования УК РФ и применения его норм показал, что с его принятием были в главном реализованы принципиальные направления основной концепции реформирования уголовного законодательства. В значительной мере были устранены пробелы уголовного закона, образовавшиеся в связи с изменением предмета правового регулирования, появлением новых форм преступной деятельности и видов преступлений. Кроме того, из Кодекса были исключены многие криминологически необоснованные и не отвечающие современным социальным реалиям нормы.
Период коренных реформ российского уголовного законодательства в начале нынешнего века сменился периодом постепенного совершенствования, относительно ровного эволюционного развития. Вместе с тем критический анализ развития законотворчества в сфере уголовного права в истекший после принятия УК РФ 1996 г. период приводит к выводу об известной односторонности этого процесса. Даже самое общее и поверхностное сопоставление уровня репрессивного потенциала УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г. убеждает в наличии значительного преобладания карательной составляющей в регулировании институтов наказания и его применения в последнем.
Избыточность уголовной репрессии в последние годы сохранялась в действующем УК РФ, более того, постоянно нарастала в связи с принятием ряда изменений и дополнений в Кодекс. Следует отметить, что большинство принятых законодателем изменений и дополнений было также направлено на ужесточение санкций действующих норм и создание специальных составов, расширяющих сферу уголовных запретов и усиливающих их карательное воздействие. Выраженная тенденция преобладания криминализации и пенализации в осуществлении уголовной политики нашла свое отражение не только в принятых законодателем в указанный период решениях, но и во многих сотнях поступивших в Государственную Думу предложений об изменениях в УК РФ, значительная часть которых позволяет судить о ментальности многих представителей законодательной власти, их односторонней ориентации на решение социальных проблем и задач укрепления правопорядка предпочтительно методами усиления интенсивности уголовно-правового воздействия.
Действительно, обобщение большинства внесенных в первые годы функционирования нового УК РФ поправок и дополнений его Особенной части было направлено на расширение круга уголовно-правовых запретов, на усиление репрессии.
Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики
и специальной литературы:
Нормативные акты:
1) УК РСФСР 1960г.
2) УК РФ от 13.06.1996г.
3) Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998.
4) УПК РФ от 18.12.2001.г
5) Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001.
6) Федеральный закон от 08.12.2003 «О внесении изменений и дополнений в УК РФ»
7) Федеральный закон от 21.07.2004 N 73-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ»
8) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
Специальная литература:
1) Кузнецова Н. Мнение ученых о реформе УК // Уголовное право. 2004. N 1. С. 26 - 27.
2) Краткий анализ состояния преступности в России в 2001 году // Российская юстиция. 2002. N 4. С. 77;
3) Краткий анализ состояния преступности в России в 2002 году // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 74;
4) Состояние преступности в России. За январь - ноябрь 2004 г. С. 4.
5) Тихомиров Ю. А. Коллизионное право. М., 2000
6) Малков В. П. Совокупность преступлений. Казань, 1974
7) Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1972
8) Звеков В. П. Международное коллизионное право. М., 1998
9) Пикуров Н. И. Квалификация преступлений при бланкетной форме диспозиции уголовного закона: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1982
10) Яцеленко Б. В. Противоречия уголовно-правового регулирования. М., 1996
11) Комментарий к УК РФ // Под ред. В. И. Радченко. М., 1996. С.;
Материал судебной практики:
1) Обзоры судебной практики Верховного Суда РФ // ВВС РФ. 1997.
[1] Краткий анализ состояния преступности в России в 2001 году // Российская юстиция. 2002. N 4. С. 77; Краткий анализ состояния преступности в России в 2002 году // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 74; Состояние преступности в России. За январь - ноябрь 2004 г. С. 4.
[2] Кузнецова Н. Мнение ученых о реформе УК (или qui prodest?) // Уголовное право. 2004. N 1. С. 26 - 27. Следует заметить, что Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин и Генеральный прокурор РФ В. Устинов также высказываются за возрождение института конфискации имущества в целях более эффективной борьбы с коррупцией. См.: РГ. 2005. 27 янв.