Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия

Возбуждению уголовного дела может предшествовать пред­варительная проверка обстоятельств пожара, производимая ор­ганами государственного пожарного надзора, в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 109 УПК РСФСР. Выяв­ление наличия или отсутствия признаков преступления проис­ходит путем получения объяснений, заключений ведомственных комиссий и специалистов о причине пожара. По окончании проверки выносится либо постановление о возбуждении дела, либо мотивированное постановление об отказе в его возбуж­дении.

Поводом к возбуждению дела чаще всего служит непосред­ственное обнаружение на месте пожара признаков преступле­ния. Основаниями же для возбуждения дела о пожаре являют­ся данные, свидетельствующие о том, что: 1) пожар произо­шел в результате умышленного поджога или неосторожного об­ращения с огнем; 2) сопровождался человеческими жертвами;  3) им причинен крупный материальный ущерб.

В тех случаях, когда пожар повлек человеческие жертвы или иные тяжкие последствия (крупный материальный ущерб, гибель скота и т. д), дело подлежит возбуждению независимо от того, установлена ли причина пожара к моменту его воз­буждения. Дело квалифицируется в таких случаях в зависи­мости от известных к этому времени обстоятельств с последу­ющим уточнением.

Состав оперативной или следственно-оперативной группы, выезжающей на место пожара, формируется из следующих лиц: следователь или оперативный работник, которому поруча­ется дознание; инспектор уголовного розыска; инспектор служ­бы БХСС (при пожарах в местах хранения товарно-материаль­ных ценностей); участковый инспектор; инспектор государст­венного пожарного надзора; эксперт-криминалист; инспектор - кинолог со служебной собакой. В случаях гибели при пожаре людей в состав группы включается судебно-медицинский экс­перт, а в случае гибели животных–ветеринарный врач.

Руководство группой осуществляет следователь, а при его отсутствии оперативный работник, которому поручено произ­водство дознания. Функции остальных участников группы за­ключаются в следующем: инспектор уголовного розыска по при­бытии на место пожара принимает все необходимые оперативно-розыскные меры по выявлению его причин, установлению и за­держанию виновных лиц.

Инспектор БХСС устанавливает время проведения послед­ней ревизии или инвентаризации товарно-материальных ценно­стей, хранившихся на объекте пожара, принимает меры к об­наружению бухгалтерской документации, относящейся к хра­нившимся материальным ценностям или денежным средствам, организует работу по учету остатков сохранившихся матери­альных ценностей, проводит мероприятия по установлению причин пожара и выявлению виновных в этом лиц.

Участковый инспектор осуществляет меры по охране места происшествия, выявляет свидетелей и очевидцев пожара, соби­рает информацию, которая может иметь значение для установ­ления причин пожара и виновных лиц.

Инспектор государственного пожарного надзора руководит силами и средствами тушения пожара, оказывает следователю или работнику дознания помощь в осмотре места пожара, в ус­тановлении причин, времени и места возникновения пожара, по­могает отыскать следы горючих материалов и изъять их. Он же составляет акт о пожаре и участвует в работе комиссии по установлению размера убытков, причиненных пожаром.

Эксперт-криминалист, выполняя при осмотре функции спе­циалиста, помогает следователю или дознавателю б обнаруже­нии, фиксации, изъятии и упаковке различных следов и веще­ственных доказательств.

Инспектор-кинолог применяет служебно-розыскную собаку для преследования преступника или же производит отбор проб воздуха со следами запахов, оставленных преступником.

Успех в работе группы на месте пожара во многом зависит от технического ее оснащения. Помимо следственного портфе­ля или следственного чемодана в ее распоряжении должны находиться диктофон, магнитофон, магнитный подъемник, металлоискатель, фотографическая и осветительная аппаратура, специальное устройство для ограждения места пожара, набор жирорастворимых красителей для выявления следов горючих жидкостей. Отсутствие технических средств существенным об­разом снижает эффективность работы группы.

Осмотр места пожара является не только неотложным, но и обязательным следственным действием, без производства ко­торого трудно, а чаще всего невозможно установить причины пожара и виновных в нем лиц.

В соответствии со ст. 178 УПК РСФСР, в случаях, не тер­пящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Именно такие случаи характерны для расследования дел о пожарах.

Если на место пожара выехал следователь, руководство ос­мотром осуществляет он. Если же следователь по тем или иным причинам на место происшествия не прибыл, его функции вы­полняет дознаватель.

Основные особенности осмотра места происшествия пожара состоят в следующем. С целью ориентации в обстановке проис­шествия на месте пожара выявляются и кратко опрашиваются лица, являющиеся очевидцами возникновения пожара, а также лица, последними уходившие из помещения, в котором прои­зошел пожар. Если к моменту прибытия на место пожара он полностью не потушен, это не может служить препятствием к осмотру. В таких случаях в первую очередь осматривается прилегающая местность с целью обнаружения оставленных преступником следов и брошенных им предметов.

Лицо, производящее осмотр (следователь или дознаватель), должно учитывать, что значительные изменения в обстановку места происшествия вносятся при тушении пожара. Они мо­гут быть умышленно внесены преступником с целью скрыть следы преступления и направить расследование по ложному пути. Вследствие этого целесообразно опросить (а при необхо­димости в последующем и допросить) пожарных, производив­ших тушение, и свидетелей, которым известны изменения, вне­сенные в обстановку как в момент тушения пожара, так и поз­же. Без учета полученных таким путем данных могут быть сде­ланы ошибочные выводы, которые позднее не всегда удается исправить.

Осмотр производится как статическим, так и динамическим методом, однако уже при статическом осмотре нередко удает­ся определить причину пожара. Тем не менее осмотр не пре­кращается. При динамическом осмотре продолжаются выявле­ние и фиксация доказательств, подтверждающих установлен­ную причину. Если же при статическом осмотре причина воз­никновения пожара остается неясной или возникает несколько версий, динамический осмотр приобретает особенно важное значение. Установить причину пожара в этих случаях можно путем разборки и раскопки остатков пожара. И то и другое рекомендуется делать в местах предполагаемых очагов по­жара.

При наличии человеческих жертв осмотр должен произво­диться следователем прокуратуры, который немедленно в этих случаях вызывается на место происшествия вместе с судебно-медицинским экспертом.

Данные осмотра места пожара если и не позволяют непос­редственно установить причину пожара, то всегда дают мате­риал для построения версий. При этом учитываются следую­щие факторы: количество выявленных очагов пожара, их рас­положение; наличие признаков взлома и других следов; тех­ническое состояние приборов, находившихся на объекте пожа­ра; особенности возникновения и развития пожара; время, про­шедшее с момента окончания работ на объекте до возникнове­ния пожара и др.

К числу признаков, позволяющих выдвинуть версию о под­жоге, относятся: множественность очагов пожара; наличие взломов и проломов; обнаружение средств поджога; наличие запахов пли остатков легковоспламеняющихся веществ; обнару­жение предметов, оставленных преступником на месте пожара; установление данных, указывающих на умышленное создание условий, благоприятствующих распространению огня; предна­меренное выведение из строя предметов тушения пожара, средств связи и т. д.; данные, указывающие на то, что пожар явился средством сокрытия другого преступления (например, убийства, кражи и т. д.).

Право задержания подозреваемого принадлежит органу дознания, в данном случае органу государственного пожар­ного надзора, а не дознавателю, ведущему расследование. Следовательно, ответственность за соблюдение процессуаль­ных условий задержания лежит на начальнике органа до­знания.

При производстве по делам о пожарах могут допраши­ваться подозреваемые, потерпевшие, свидетели, сообщившие о пожаре, пожарные работники, принимавшие участие в ту­шении пожара, очевидцы, представители администрации уч­реждений и предприятий, на которых произошел пожар, лица, ответственные за противопожарное состояние объекта. Могут быть допрошены и другие лица, которые хорошо знакомы с объектом пожара.

Не существует единой для всех случаев схемы допроса.

Выявив причины и условия, способствовавшие возникнове­нию пожара, органы государственного пожарного надзора вносят в соответствующие организации представления с пред­ложением о срочном их устранении.

Проведя неотложные следственные действия, органы госу­дарственного пожарного надзора не позднее чем через 10 су­ток передают дело по подследственности соответствующему следственному органу. После передачи дела следователю ор­ганы государственного пожарного надзора, как и иные орга­ны дознания, могут производить следственные и розыскные действия только по поручению следователя.


2.6. Дознание в органах пограничной охраны


Закон  Союза Советских Социалистических Республик о государственной границе СССР, принятый Верховным Со­ветом СССР 24 ноября 1982 г.,[10] перечисляя в ст. 29 основные права пограничных войск, устанавливает их право вести до­знание по делам о нарушениях государственной границы СССР–предпринимать необходимые оперативно-розыскные меры, производить задержания, осмотры, обыски, допросы и другие необходимые следственные действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик.

В большинстве уголовно-процессуальных кодексов союзных республик указывается, что органами дознания по делам о на­рушениях государственной границы являются органы погра­ничной охраны.

При обнаружении нарушения границы и задержании на­рушителя пограничным нарядом выполняются следующие дей­ствия: принимаются меры к сохранению следов; составляется акт о нарушении (попытке нарушения) границы; вычерчива­ется схема места задержания нарушителя и осмотренной местности; осуществляется личный досмотр нарушителя в при­сутствии лиц, его задержавших; производится изъятие доку­ментов и предметов, оказавшихся у задержанного или обна­руженных вблизи места задержания; составляется опись изъ­ятых документов и предметов; у нарушителя берутся пись­менные объяснения; составляются письменные докладные записки об обстоятельствах задержания военнослужащими– участниками наряда и гражданскими лицами, принимавшими участие в задержании; на имя начальника пограничного от­ряда оформляется рапорт о задержании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать