Само понятие частное (или специальное) предупреждение может быть рассмотрено в двух смыслах - в широком и узком. В первом смысле оно включает в себя всё то, чем характерно наказание с точки зрения его влияния на осуждённого. Рассматривая наказание в этом плане, Бабаев отмечает, что “специфической целью наказания является предупреждение новых преступлений со стороны самих осужденных и других неустойчивых членов общества. Перевоспитание есть средство достижения этой цели. Другим средством достижения той же цели, особенно когда речь идёт о тяжких преступлениях, является кара”2 .
В этой трактовке частное предупреждение преступлений поглощает цель исправления и перевоспитания осужденных.
В узком смысле частное (или специальное) предупреждение мы понимаем
как несовершение осужденным новых преступлений под влиянием применённого к нему испытанного им наказания, то есть имеем ввиду предупреждение рецидива преступлений с помощью наказания и присущих ему свойств.
В качестве такого свойства выступает сама карательная сущность наказания. Проявление кары, её влияние на осужденного и должно сыграть предостерегающую и предупредительно-мотивационную роль. Сила этого влияния зависит, с одной стороны, от объёма кары в его объективном выражении, с другой - от субъективного восприятия её осужденным.
Если у несовершеннолетнего не выработаны ни чувства собственного достоинства и самоуважения, ни чувства стыда и позора, то трудно ожидать, чтобы он оказался способным к критической самооценке в связи с содеянным и правильно воспринимать наказание. У такого осужденного не приходит раскаяние; отсутствует или трудно пробуждается угрызение совести по поводу совершённого преступления. А между тем эти компоненты являются необходимыми как для предупреждения совершения новых преступлений осужденным, так и для его исправления и перевоспитания.
Бывает ещё хуже, когда несовершеннолетние правонарушители в самооценке содеянного проявляют элементы цинизма, самодовольства, свидетельствующие о высокой степени испорченности и педагогической запущенности, о безразличном отношении к наказанию, об их безбоязненности1 . Предупредительный эффект наказания в отношении таких лиц, конечно, очень низок, поэтому здесь особое значение приобретает исправление и перевоспитание.
Вместе с тем при назначении наказания таким правонарушителям особое значение приобретает учёт данных, характеризующих личность, и в первую очередь сведений о применённых к ним ранее мерах принудительно-воспитательного, общественного, педагогического или административного характера. Без этого нельзя серьезно говорить о достижении предупредительной цели в отношении осужденных несовершеннолетних, о дифференцированном и индивидуальном подходе к ним.
Социальным моментом в механизме достижения частнопредупредительной цели наказания несовершеннолетних является реакция общественности на осуждение конкретных лиц. Особенно важное значение имеет мнение коллектива, в котором до осуждения сходился несовершеннолетний (семья, школа, рабочий коллектив и др.),его отношение как к самому факту преступления, так и к осуждению несовершеннолетнего. Если это мнение совпадает с государственной реакцией - оценкой, выраженной в судебном приговоре, то предупредительная роль наказания гораздо весомее, чем при расхождении в оценках.
Говоря о мнении коллектива по поводу осуждения его члена, мы имеем в
виду не только официальный коллектив, но и непосредственное окружение, микросреду в виде группы сверстников, с которыми несовершеннолетний проводил свое свободное время, чьим мнением, быть может, он дорожит больше всего. Когда эта микросреда состоит из лиц с отрицательной характеристикой, “трудных” подростков и юношей и осужденный встречает их одобрение по поводу содеянного им, то вряд ли можно ожидать эффективного частнопредупредительного влияния наказания. Нередко в такой ситуации сверстники смотрят на осужденного, как на героя, а он принимает это за должное.
Следовательно, предупредительная цель наказания связана непосредственно с его общепредупредительным назначением, с его влиянием на других неустойчивых лиц.
Предупреждение совершения новых преступлений другими лицами из числа несовершеннолетних. Общепредупредительное значение в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних имеют не только наказания, применяемые к несовершеннолетним. Всякое применение наказания должно влиять на всех осведомлённых лиц, в том числе и несовершеннолетних, прививая им сознание неотвратимости ответственности за преступления и неизбежности наказания и тем самым способствуя предотвращению совершения преступлений этими лицами, то есть обеспечению общепредупредительной цели наказания.
Большой интерес в деле общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних представило бы исследование механизма влияния и эффективности наказаний, применяемых, с одной стороны, к взрослым преступникам, а с другой - к несовершеннолетним правонарушителям, выявление того, как эти наказания воспринимаются несовершеннолетними, есть ли здесь момент дифференциации и как он выражен. Но пока материалов таких исследований нет.
Можно предположить, что предупредительно-мотивационное влияние наказания несовершеннолетнего на его сверстников ниже, чем аналогичное влияние наказания совершеннолетнего на взрослое население. Это зависит не только от характера наказания несовершеннолетних, но и от особенностей его восприятия другими несовершеннолетними лицами. Для уяснения этих особенностей нужно разобраться в механизме общепредупредительного влияния наказания.
Этот механизм зависит от тех же компонентов наказания, которые обеспечивают и предупредительное влияние. Налицо прямая зависимость первого от второго (хотя есть и обратная связь, но не она главная), поскольку осужденный наиболее чувствительно и непосредственно испытывает наказание, в то время как другие лица воспринимают его отдалённо во времени и в пространстве, опосредствованно самыми разнообразными обстоятельствами.
В такой взаимозависимости цели частного и общего предупреждения соотносятся друг с другом и проявляются в отношении всех категорий лиц, как осуждённых, так и иных, на которых должно влиять применённое к конкретным лицам наказание. Поэтому я солидарен с теми авторами, которые считают, что задачи (цели) общей и частной превенции неотделимы друг от друга и имеют одинаково важное значение в аспекте всей системы уголовного права.
Общепредупредительную роль наказание играет ещё до применения к конкретным преступникам, поскольку угроза наказанием, объявленная в законе, утверждая правопорядок, предупреждает о незыблемости этого правопорядка и недопустимости каких-либо посягательств на охраняемые интересы; таким образом повышается правосознание граждан, способствуя их воспитанию. А реальное применение наказания в случаях совершения преступлений конкретными лицами подкрепляет это превентивное воздействие, убеждая всех в неотвратимости ответственности и неизбежности наказания.
В принципе общепредупредительное влияние наказания так же, как его частнопредупредительная направленность, способствует воспитанию всех граждан. Притом в отношении всех оно выступает воспитующе (прежде всего в плане правового воспитания), а в отношении лиц, склонных к совершению преступления, имеющих антиобщественные взгляды и намерения, - исправляющие и перевоспитывающие.
Сведения о субъективном восприятии наказания осужденными несовершеннолетними, содержащимися в местах лишения свободы, к сожалению, говорят о незначительном общепредупредительном эффекте применяемых к несовершеннолетним наказаний, в том числе лишения свободы. В беседах с осужденными несовершеннолетними, содержащимися в колониях, выясняется, что многие из них не ожидали “такого оборота дела” и в ином свете представляли последствия совершённого ими преступления. Преобладающее большинство опрошенных (80%) не ожидали, что придётся нести уголовную (по их представлению, судебную) ответственность и отбывать наказание лишением свободы. Одни из них строили расчёт на избежание наказания вообще, значит не понимали или не верили в его неотвратимость, другие полагали, что попадут только в милицию или будут обсуждены комиссией по делам несовершеннолетних, а иные вовсе не думали о каких бы то ни было последствиях. Многие из тех, которые сознавали, что придётся нести уголовную ответственность, заранее знали, что попадут в колонию и не боялись этого1 .
Очевидно, в известной мере эти данные носят отпечаток субъективности. Но тем не менее они отражают два момента: с одной стороны, слабую правовую осведомлённость несовершеннолетних, а с другой - хотя и косвенно, недостаточную действенность как самой угрозой наказанием, так и её реализации.
Успех в обеспечении общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних с помощью наказания, на мой взгляд, зависит не только от его устрашающего влияния (уповать только на это было бы большой ошибкой), но и от общего уровня правового воспитания подрастающего поколения, от привития ему уважения к нравственным ценностям, законам и социальным нормам. Не меньшее значение при этом имеют воспитание к несовершеннолетних самоуважения, умения ценить свои права и свободы и вместе с тем чувство гражданственности и общественного долга. Только при наличии этих компонентов иные лица правильно воспринимают наказания, которым подвергнуты конкретные правонарушители, их влияние падает на благодатную почву и даёт общепредупредительный эффект.
В заключение следует подчеркнуть, что все рассмотренные цели наказания несовершеннолетних, хотя и имеют свои особенности, свой механизм достижения, однако тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правильный учёт их единства и диалектикой связи помогает глубже вникать в сущность наказания несовершеннолетних и проследить пути его эффективности.
Общим связующим моментом целей наказания являются интересы борьбы с преступностью. Ради них реализуется ответственность в объективном смысле, с тем чтобы она, касаясь конкретных осужденных, способствовала также повышению чувства ответственности у остальных граждан.
Вытекающие из закона цели уголовного наказания определяют и принципы его применения к виновным лицам. Причём система этих принципов едина и для взрослых и для несовершеннолетних правонарушителей. Она включает в себя принципы законности, обоснованности, гуманности, индивидуализации и справедливости наказания. Однако применение отдельных принципов к несовершеннолетним имеет определённые специфические черты и свойства, на которых следует остановиться.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20