Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

          Наряду с  этим  допускается  и другой недостаток:  несовершеннолетним иногда назначаются и неоправданно мягкие меры наказания,  не  соответствующие тяжести  совершённых  преступлений и личности виновных.  Так,  находившийся в нетрезвом состоянии 17-летний Ш.,  встретив на улице двух незнакомых женщин - Г. и П. (у второй на руках была маленькая дочь в возрасте 1,5 года), совершил злостное хулиганство.  С нецензурной бранью он набросился на женщин, ударил по голове ребёнка,  нанёс беременной П.  удары по животу ногой и рукой по лицу,  сорвал с неё очки.  После этого Ш.  оказал сопротивление с применением насилия  прибывшему  на  место происшествия работнику милиции,  разбил ему до крови губу и скрылся. Ранее Ш. состоял на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Суд приговорил Ш. к 3 годам лишения свободы и явно необоснованно применил к нему отсрочку исполнения приговора1 .

          При назначении этой меры, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК,  учитываются условия его жизни и воспитания,  уровень психического развития,  иные особенности личности,  а также влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетие законодательство выделено как обстоятельство, смягчающее ответственность. Но оно должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Такая позиция законодателя объясняется тем, что сам по себе несовершеннолетний возраст не может иметь “сверхсмягчающего” значения.

          Кроме того, суд может указать пенитенциарному органу на необходимость учёта при обращении с несовершеннолетним определённых особенностей  его  личности, которые стали известны при рассмотрении уголовного дела: уровень физического, психического и интеллектуального развития, свойства характера, взаимоотношения с родными,  близкими,  сверстниками. Обязательному учёту подлежат лица с психическими расстройствами,  не исключающими вменяемости.  Необходимо иметь  в виду также условия жизни и воспитания подростка,  способность поддаваться чужому влиянию, как позитивному, так и негативному, его ориентацию при совершении преступления (насильственная, корыстная или смешанная).

          Учёт всех индивидуальных особенностей подростка, находящегося в колонии,  позволит сосредоточить усилия на коррекции его отклонений.  Таким образом,  цель исправления обретает чёткие параметры, достижение которых позволит ставить вопрос об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего.

§ 3. 3. Особенности применения наказания несовершеннолетним.


Применение наказания в уголовно-правовом смысле имеет две стороны: 1. назначение наказания за совершённое преступление и

2. досрочное освобождение от наказания в процессе его исполнения в порядке, предусмотренным уголовным и уголовно-процессуальным  законодательством.

          Общие начала назначения наказания в своей основе  распространяются  и на назначение наказания несовершеннолетним. В разделе пятом УК РФ имеются дополнения к общим началам назначения наказания (ст. 89 УК), обязывающие суд учитывать  условия жизни и воспитания несовершеннолетнего,  уровень психического развития,  иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту  лиц.  Под влиянием старших следует,  очевидно,  понимать отрицательное влияние,  которое способствовало или привело несовершеннолетнего к  совершению преступления.  Кроме того,  суд обязан при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать его возраст как смягчающее обстоятельство в совокупности  с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами (ст. 89 УК). Некоторые из приведённых положений нуждаются в,  в дополнениях, связанных главным образом с личностью  несовершеннолетнего  и  обстоятельствами  и характером совершённых преступлений.  Иными словами, речь идёт о тех особенностях назначения наказания несовершеннолетним, которые вытекают из действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства. К ним относятся следующие:

        Обсуждая вопрос о назначении наказания несовершеннолетнему, суд исходит из того,  что такому лицу может быть не только назначено наказание,  но к нему  могут  быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК).

          В числе  смягчающих  обстоятельств  (при назначении наказания) прежде

всего принимается во внимание тот факт,  что преступление совершено  несовершеннолетним (п. “б” ст. 61 и 2 ч. 89 УК).

          При оценке личности несовершеннолетнего,  особенно когда речь идёт  о подростке 14-15 лет,  должно быть выяснено соответствие степени развития личности виновного в преступлении возрасту, которого он достиг к моменту его совершения.

          При совершении преступления в соучастии выясняется роль несовершеннолетнего в группе и его роль в момент совершения преступления. совершение несовершеннолетним преступления без  соучастников  требует повышенного  внимания  суда к тяжести наступивших последствий и поведению виновного как до, так и после совершения преступления.

          Если суд  придёт  к выводу о необходимости назначения наказания несовершеннолетнему организатору,  подстрекателю и исполнителю преступления,  обсуждению  подлежит  вопрос о виде наказания и возможности (когда преступление не относится к числу тяжких и особо тяжких) повлиять на поведение несовершеннолетнего в будущем без применения лишения свободы.

          Принимая решение о виде наказания несовершеннолетнему, суд обязан обсудить вопрос о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК), и об условном осуждении (ст. 73 УК).

          Подлежит обсуждению  вопрос  о необходимости назначения несовершеннолетнему общественного воспитателя в случаях условного  осуждения,  применения наказания, не связанного с лишением свободы (ст. 401 УПК РСФСР).

          Имеется ряд указаний пленумов Верховных Судов СССР и  РФ,  в  которых определяются  подходы  к  назначению наказания несовершеннолетним, сохранившие свою актуальность. Так, например, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР №5 от 9 июля 1982 года, посвящённом исполнению законодательства о несовершеннолетних, говорится о том, что назначенное наказание должно быть в максимальной  степени  подчинено  целям  исправления несовершеннолетних и суды обязаны строго соблюдать индивидуальный подход к определению вида и  размера  наказания. При этом подчёркивается, что лишение свободы может быть назначено лишь в случаях, когда, исходя из конкретных обстоятельств и данных о личности виновного, суд придёт к выводу о невозможности избрания несовершеннолетнему иного наказания.  Пленум Верховного Суда РФ постановлением №11 в редакции от 21 декабря 1993 г.  “О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободы” обязал суды при назначении наказания  несовершеннолетним  подсудимым  в полной мере использовать предоставленные законом возможности для применения к ним видов наказания, не связанных с изоляцией от общества. В этих целях рекомендовано  в каждом случае выяснять и оценивать условия жизни и быта подростка, данные о негативном воздействии на него взрослых лиц, учитывать иные обстоятельства, влияющие на ответственность виновного1 .

         При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, мотивы содеянного, характер и размер причинённого вреда, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Все положения УК применительно к несовершеннолетним имеют особенность.  Так,  характер общественной опасности преступления в  первую очередь  зависит от объекта преступления.  Однако при совершении преступления несовершеннолетним следует выяснить,  насколько подросток осознавал  ценность объекта. Несовершеннолетние не всегда могут полно и правильно осознавать многообразные стороны и элементы общественных отношений, охраняемых законом; нередко  по  их представлению они посягают на менее ценный объект в сравнении с его действительной значимостью.

          При определении  степени общественной опасности совершённого преступления следует исходить из совокупности всех обстоятельств  при  которых  было совершено преступное деяние (форма вины,  мотив,  способ, обстановка и стадия совершения преступления,  тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления и пр.).

          Касаясь различных форм вины,  следует иметь в виду,  что даже в умышленных  преступлениях умысел может быть различным по степени осознанности виновным своих действий, степени предвидения последствий, времени возникновения умысла (прямой и косвенный,  заранее обдуманный и внезапно возникший и т.д.). В преступлениях, совершённых подростками, в большинстве случаев умысел беднее по содержанию, чем у взрослых.

          Ещё сложнее дать оценку субъективной стороны неосторожного преступления,  совершённого подростком.  Так, совершая преступление по легкомыслию, несовершеннолетнему бывает затруднительно предвидеть абстрактную возможность наступления общественно-опасных последствий, а если они её и предвидят, то нередко, преувеличивая свои возможности, самонадеянно         рассчитывают на предотвращение этих последствий. Аналогично и в преступлениях, совершённых подростками по небрежности, довольно часто слабо        бывает выражен субъективный критерий,  т. е. способность подростка по своим индивидуальным качествам (незавершённость  интеллектуального развития,  особенности психики,  недостаточность жизненного опыта, незаконченность образования и т.д.) предвидеть наступление общественно опасного последствия.

          При определении характера и степени общественной опасности преступления,  совершённого подростком, большое значение имеют мотив и цель преступления. Довольно часто даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные,  а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения  иногда  мотивируются  у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства,  стремлением утвердить себя в группе,  желанием  заполнить свободное время. Хулиганские действия, изнасилование подчас связаны со стремлением не отстать от товарищей,  выглядеть взрослым, смелы, самостоятельным и т.д.

          Значительно понизить степень общественной опасности совершённого подростком преступления может второстепенная роль виновного в преступлении.  Велико значение личностных данных в индивидуализации ответственности и  наказания несовершеннолетнего. Основными элементами, характеризующими личность подростка,  совершившего преступление,  являются возраст,  образование, семейное положение,  психические особенности, потребности и интересы, отношение к нормам права и морали,  отношение к родителям, к учёбе или своим обязанностям по работе, связь с антиобщественными элементами и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать