Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы

Проведенные автором исследования свидетельствуют о том, что гарантии защиты являются весьма специфичной категорией в юриспруденции, обладающей неоднозначностью форм своего проявления и многоаспектностью влияния на правовое положение рассматриваемой нами группы лиц. Это, в свою очередь, предполагает обращение к вопросам выделения самостоятельных видов этого структурного элемента юридических гарантий и раскрытия их сущности.

Проблема гарантий защиты прав и свобод в научной литературе имеет достаточно однозначное решение, характеризующееся схожестью позиций различных ученых. Как правило, авторы придерживаются традиционной схемы, называя общеизвестные виды юридической защиты – прокурорский надзор, судебную защиту, обращение в специализированные органы, или пытаются расширить рассматриваемое понятие, включая в него некоторые иные категории. Так, по мнению С.А. Волкова, помимо вышеназванных к гарантиям средств защиты прав и свобод следует также относить парламентский и президентский контроль. Указанные и подобные им точки зрения, несомненно, достаточно полно характеризуют виды юридической защиты, однако к их недостаткам можно отнести отсутствие определенной системности, позволяющей комплексно рассматривать исследуемую нами проблему.

На наш взгляд, гарантии защиты прав и свобод осужденных следует рассматривать как единую двухуровневую систему: 1) средства национальной юрисдикции, включающие в себя государственные и общественные механизмы защиты и 2) средства международно-правовой защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Учитывая специфику их правового положения, несколько отличного от законопослушных граждан, попытаемся исследовать предложенную нами систему более подробно.

К гарантиям государственной защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, мы предлагаем относить: ведомственный контроль, контроль государственных органов и органов местного самоуправления, прокурорский надзор и судебную защиту. Указанный перечень не является исчерпывающим; мы не стали включать в него основополагающие средства охраны и защиты прав и свобод любого человека (например, парламентский контроль или надзор Конституционного суда РФ), т.к. они достаточно полно освещаются в юридической литературе. В этой связи представляется целесообразным подробнее остановиться на средствах юридической защиты прав и свобод рассматриваемой категории лиц, которые определяются особенностями их правового положения.

Первым и наиболее традиционным, ввиду его широкой распространенности, следует назвать ведомственный контроль, который представляет собой деятельность вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы по проверке состояния законности в исправительном учреждения. Сферы осуществления ведомственного контроля весьма обширны и могут носить достаточно специфичный характер (проверки финансово-хозяйственной деятельности администрации и др.). Однако нас интересует лишь одна, но, пожалуй, самая значимая по степени важности сторона его содержания – защита прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В данном случае органы Министерства юстиции выступают в качестве инстанции, которая не только осуществляет контроль за субъектами правоотношений в сфере, очерченной рамками их компетенции, но и обеспечивает законность в своем ведомстве.

Формы осуществления этой деятельности весьма различны. К ним мы отнесли следующие:

1) непосредственное выявление нарушений прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В качестве способов осуществления такой деятельности могут выступать осмотры, опросы, принятие жалоб от осужденных к лишению свободы на ущемление своих прав;

2) изучение на соответствие действующему законодательству локальных нормативных актов и актов правоприменения, затрагивающих сферу реализации указанными лицами своих прав и свобод. В случае обнаружения несоответствия данных актов требованиям норм вышестоящего законодательства, связанного с регулированием правового положения осужденных к лишению свободы, они подлежат немедленной отмене.

Следующим видом юридических гарантий защиты прав осужденных к лишению свободы является контроль государственных органов и органов местного самоуправления, специфика которого отражена в ст.19 УИК РФ. Согласно ее нормам, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказание. Далее там указано, что порядок осуществления такого контроля регулируется законодательством РФ. Однако каких-либо конкретных норм или даже ссылок, относящихся к данному виду юридических гарантий прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, мы не нашли абсолютно ни в одном нормативно-правовом акте. Представляется, что данный пробел необходимо незамедлительно устраненить путем внесения дополнений в действующее законодательство. На наш взгляд, указанный вид контроля целесообразно закрепить аналогично с ведомственным, но с одной разницей – в случае установления фактов нарушения прав и свобод осужденных по результатам проверок в соответствующие инстанции (вышестоящие органы, прокуратуру и т.д.) должны направляться все полученные в их ходе материалы. Это позволит значительно повысить качество нормативного регулирования компетенции государственных органов в этой сфере деятельности, создаст основу механизма эффективной реализации их полномочий по охране прав и свобод, позволит усилить их правозащитные функции.

Особая роль в деле защиты прав и свобод рассматриваемой категории лиц отводится органам прокурорского надзора. Несмотря на достаточно часто высказываемые претензии к организации данного направления деятельности прокуратуры и даже предложения с его отмене и передаче этих функций в руки судебных органов, до тех пор, пока существуют единые требования Закона РФ «О прокуратуре», следует устанавливать эффективное осуществление этой деятельности в его рамках.

Учитывая весьма многогранную специфику данной области прокурорского надзора, мы попытались вычленить ее ключевые стороны, непосредственно относящиеся к защите прав и свобод осужденных к наказанию в виде лишения свободы. На наш взгляд, данный вид деятельности должен осуществляться по следующим направлениям.

I. Инициативный надзор за исполнением действующих нормативно-правовых актов, а также за нормотворчеством со стороны администрации исправительного учреждения, прямо затрагивающим вопросы реализации прав и свобод содержащихся в них лиц.

II. Рассмотрение обращений осужденных к лишению свободы по поводу нарушения их прав (различных писем, жалоб, обращений и т.д.).

В случае выявления фактов нарушения прав и свобод органами прокурорского надзора принимаются соответствующие меры, обусловленные как требованиями закона, так и характером и степенью нарушения (внесение представления, возбуждение уголовного дела и т.д.). Высокое значение таких мер, на наш взгляд, кроется не только в своевременности пресечения нарушений и восстановлении прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, но и в том, что они являются фактором, обеспечивающим недопустимость осуществления подобных действий в будущем.

В ряду юридических гарантий прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, реализация ими права на судебную защиту занимает особое место. Так, при изучении ее влияния и значимости для защиты прав и свобод абсолютное большинство опрашиваемых (95,8%) поставили судебную защиту в системе юридических гарантий на первое место. Такое положение вещей, на наш взгляд, объясняется желанием людей видеть судебную власть не только эффективной и независимой, но и обеспечивающей равный доступ к правосудию для каждого человека, в каких условиях бы он ни находился.

В юридической литературе сложилось необоснованное мнение, что право осужденных к лишению свободы на судебную защиту следует воспринимать лишь в узком смысле как право на обжалование незаконных действий и решений должностных лиц. Однако такой подход, на наш взгляд, страдает не только односторонностью суждений, но и прямо противоречит ч.1 ст.46 Конституции РФ, которая гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, не уточняя при этом конкретные формы ее выражения. В связи с этим указанное право, по нашему мнению, должно рассматриваться как широкое комплексное понятие, включающее все известные законодательству способы защиты правосудия (рассмотрение споров, вытекающих из гражданско-правовых, трудовых, семейных правоотношений и т.д.).

Значение юридической гарантии лиц рассматриваемой категории в виде права на судебную защиту состоит в следующем: 1) выступая в качестве основного юридического средства защиты при отстаивании частных интересов лиц данной категории, оно в конечном счете содействует обеспечению режима законности и правопорядка во всем обществе; 2) служит эффективной формой контроля за деятельностью государственных органов, средством борьбы со злоупотреблениями властью.

На основании изложенного попытаемся дать определение права осужденных к лишению свободы на судебную защиту. Под ним следует понимать предусмотренную Конституцией и законодательством РФ и служащую обеспечению режима законности в обществе юридическую гарантию в виде возможности лиц, находящихся в исправительных учреждениях, на обращение к органам правосудия в случаях, когда они считают, что их права и свободы были нарушены или ущемлены в любой сфере жизнедеятельности. Содержанием указанного механизма юридической защиты в данном случае являются три вида правомочий: а) возможность требования восстановить нарушенное право (например, путем устранения препятствий к его осуществлению, отмены незаконного правового акта и др.); б) возможность возмещения причиненного ущерба (морального, имущественного и др.); в) право требования о привлечении виновных к ответственности (например, должностного лица администрации исправительного учреждения).

На наш взгляд, являются ошибочными мнения некоторых исследователей, высказывающих суждения о том, что, предоставляя осужденным к лишению свободы возможность обращаться в суд за защитой своих субъективных прав и законных интересов, необходимо сделать оговорку: лица данной категории могут обжаловать действия должностных лиц в суд лишь после обжалования этих действий в вышестоящие органы и в прокуратуру. Такое положение вещей ведет к прямому противоречию не только с действующим законодательством, но и с Основным законом государства – Конституцией РФ. Содержащиеся в них правовые нормы предоставляют любому гражданину не обусловленную обязательным предварительным рассмотрением в других инстанциях возможность обращения за судебной защитой.

Учитывая многочисленные нарушения в сфере функционирования уголовно-исполнительной системы, мы склонны присоединиться к точке зрения В.И.Селиверстова, который считает, что для более действенного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, а также исполнением ими своих обязанностей необходимо учреждение специальных пенитенциарных судов, целесообразность создания которых диктуется неэффективностью защиты прав и законных интересов осужденных с помощью иных средств. Одновременно следует уточнить, что такие суды, на наш взгляд, в целях уменьшения материальных затрат должны функционировать в системе судов общей юрисдикции в виде пенитенциарных палат либо отдельных специализированных судей, наделенных соответствующей компетенцией.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать