В случае создания указанных структур, как представляется, к их компетенции должны быть отнесены три блока вопросов: 1) обжалование нормативных актов и действий должностных лиц администрации исправительного учреждения, нарушивших права и свободы осужденных к лишению свободы (например, обжалование незаконно наложенного дисциплинарного взыскания); 2) рассмотрение исков, вытекающих непосредственно из правоотношений, возникших в период нахождения лица в исправительном учреждения (например, вынесение решений по гражданско-правовым спорам между администрацией и осужденным); 3) решение вопросов, которые традиционно относятся к уголовно-процессуальной сфере исполнения приговора (об изменении вида исправительного учреждения и др.). В остальных ситуациях осужденные к лишению свободы, на наш взгляд, вправе обращаться в суды общей юрисдикции, как и законопослушные граждане.
Одним из видов гарантий, входящих в национальную систему защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, мы также назвали общественный контроль. До недавнего времени, когда наша страна являлась тоталитарным государством, вести речь о контроле общественности за деятельностью каких-либо властных структур, а тем более за соблюдением прав и свобод человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы не было никакой возможности. В условиях же современного общества, когда Россия стремится к построению правового государства, деятельность различных общественных объединений, ставящих в качестве своих целей контроль за соблюдением прав человека, обретает достойное место в системе их гарантированности.
Логичным продолжением данной ситуации стало внесение на рассмотрение в Государственную Думу законопроекта, регулирующего порядок и формы деятельности общественных объединений, ставящих своей задачей защиту прав и свобод человека. Одним из направлений осуществления ими своих функций, безусловно, должен стать общественный контроль за соблюдением прав и свобод человека в исправительных учреждениях.
Несмотря на то, что перспективы принятия данного закона пока не ясны, а соответственно и механизм общественного контроля за учреждениями уголовно-исполнительной системы остается неразработанным, уже в настоящее время существуют определенные общественные формирования, активно занимающиеся проблемами защиты прав человека.
Соответственно в качестве еще одной гарантии защиты прав осужденных к лишению свободы может быть возможность обращения в специальные органы, компетенцией которых является рассмотрение вопросов соблюдения прав человека (Уполномоченный по правам человека, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, Комиссии по помилованию и др.). Конечно, назвать их в полной мере общественными можно с определенной долей натяжки, т.к. они зачастую действуют при государственных органах власти, но, тем не менее, элемент социальности в них присутствует.
Основные задачи функционирования учреждений такого типа сводятся как к рассмотрению индивидуальных обращений, так и к сбору и анализу совокупной информация о нарушениях в области прав человека, в частности, и осужденных к лишению свободы. Данная информация находит свое отражение в докладах указанных учреждений о деятельности за отчетный период, предложениях и рекомендациях в компетентные органы, при обсуждении различных проблем на заседаниях и конференциях.
В настоящее время наблюдается значительное несовершенство законодательной базы, регулирующей работу указанных учреждений. Так, существенным отличием от других механизмов защиты прав человека и, одновременно, крупным недостатком функционирования этих органов является отсутствие властных полномочий, что фактически не дает им возможности полноценно решать возложенные на них задачи. Например, Комиссия по правам человека при Президенте РФ на своих заседаниях неоднократно рассматривала вопросы о нарушении прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы, но, к сожалению, смогла принять лишь рекомендации по их устранению, большинство которых в силу разных причин осуществляется исключительно медленно. Наделение же их в законодательном порядке хоть какими-то контрольными функциями за исполнением этих рекомендаций, на наш взгляд, способствовало бы значительному повышению законности в исправительных учреждениях. Помимо того, в число дополнений, которые следовало бы внести в законодательство, касающееся правового статуса специальных органов по правам человека, необходимо включить положения, позволяющие формировать их по отраслевому принципу (органы по делам молодежи, детей и др.). Несомненным является тот факт, что среди них свое место должны занять и учреждения по защите прав осужденных к лишению свободы.
Исследование проблем защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, было бы не до конца полным без изучения международных механизмов контроля за рассматриваемой нами сферой общественных отношений. Соответственно очередным элементом системы юридических гарантий выступает деятельность государств и различных международных организаций по защите прав человека.
Создание системы международного контроля за претворением в жизнь обязательств, взятых на себя государствами в области прав человека, является одним из наиболее значительных достижений в этой сфере. Наличие иных, помимо национальных, институтов, занимающихся проблемами контроля за соблюдением, обеспечением и защитой прав и свобод граждан различных стран, стало обстоятельством, позволившим суверенным государствам сделать еще один шаг на пути интеграции всего человечества.
Несмотря на то, что роль международных средств защиты в современных условиях постоянно возрастает, до недавнего времени их осуществление международным сообществом ограничивалось лишь взаимным контролем, регулярными докладами государств-участников интернациональных соглашений о выполнении принятых на себя обязательств в области прав человека и др.
В нынешних условиях ситуация изменилась кардинальным образом. Огромное значение в механизме защиты прав и свобод лиц, отбывающих наказание, приобрели международные органы и организации, деятельность которых прямо направлена на контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств в гуманитарной сфере. Наибольшее их число действует в рамках или под эгидой системы Организации Объединенных Наций. К ним, в частности, относятся Верховный комиссар по правам человека, основным направлением деятельности которого является защита любых прав человека; Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней, представляющий собой орган по рассмотрению реализации Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; органы ООН, занимающиеся проблемами прав человека, включая Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и рассматривающий жалобы о нарушениях данного Пакта и др. Основным значением, которое имеет факт существования данных структур, является учет информации об их деятельности, используемой Генеральным секретарем ООН при подготовке своего отдельного ежегодного доклада о ходе осуществления Минимальных стандартных правил на территории государств-членов ООН.
Помимо этого имеется и ряд региональных соглашений, играющих существенную роль в механизме международной защиты прав осужденных к лишению свободы. Среди них огромное значение имеет Европейская конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, вступившая в силу в 1989 г. С ее помощью решаются задачи превентивного характера, она предусматривает периодическое посещение государств-участников Комитетом независимых экспертов в целях осмотра любых мест заключения. Определенную роль в гарантировании прав и свобод лиц рассматриваемой категории играет и деятельность одноименного Комитета, образованного в соответствии с указанной конвенцией.
Однако поистине грандиозное значение, перевернувшее отношение государств к проблеме защиты прав человека, имело принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1950 г. Для нашей страны таковым событием стало вступление Российской Федерации в Совет Европы и ратификация этой конвенции весной 1998 г. По мнению М.Л. Энтина, все значение данного международного документа выявилось лишь спустя десятилетия. С одной стороны, конвенция оказалась наиболее эффективным из всех ныне действующих международных инструментов защиты прав человека и в качестве такового послужила образцом при составлении других подобных документов, а с другой – дала толчок глубоким изменениям, во многом преобразившим современное международное право в области прав человека.
С 1 ноября 1998 г. вступил в силу Протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с этим протоколом, ставшим неотъемлемой ее частью, была осуществлена широкомасштабная реформа контрольных механизмов защиты прав человека в Европе. Частные лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Европейской конвенции, в том числе и осужденные к лишению свободы, наконец получили право напрямую обращаться в международный судебный орган – Европейский суд по правам человека, в случае, если они считают, что какое-либо из их прав или свобод было нарушено соответствующим государством. Целью таких нововведений стало повышение эффективности защиты прав любого человека, обеспечение ее высокого качества, а также сокращение сроков рассмотрения жалоб. Протокол подробно раскрывает весь порядок, условия и механизм реализации возможности всех физических лиц на защиту своих прав, поэтому останавливаться на этой процедуре мы считаем нецелесообразным.
Далее хотелось бы отметить, что международные средства контроля за соблюдением прав человека нельзя воспринимать как кассационную инстанцию в отношении внутригосударственных решений. Однако указанная процедура рассмотрения жалоб лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, по поводу нарушения их прав призвана стать эффективным механизмом деятельности мирового сообщества, проводящего своеобразную экспертизу национального законодательства на соответствие нормам международного права, причем в той сфере, которая ранее всецело относилась к внутренним вопросам деятельности государства.
Рассматривая вопрос о гарантиях, следует сказать несколько слов и об организационных гарантиях. Хотя они непосредственно не входят в структуру правового положения осужденных к лишению свободы, мы не можем не учитывать их влияния на процесс реализации данными лицами своих прав и свобод. Не умаляя самостоятельного значения организационных гарантий, необходимо отметить, что их в какой-то степени можно назвать организационно-правовыми, потому что они не всегда отделимы, а зачастую неразрывны с юридическими.
Под организационными гарантиями предлагается понимать целенаправленную деятельность различных государственных органов и общественных организаций по созданию максимально благоприятных условий для реализации прав и свобод личности. К видам этих гарантий можно, в частности, отнести деятельность различных комиссий, координационных советов, которые тем или иным образом занимаются вопросами обеспечения прав и свобод граждан (например, разъяснительная деятельность Комитета Государственной Думы РФ по вопросам соблюдения прав человека). Подобного рода мероприятия прямо не влияют на процесс реализации и защиты прав осужденных к лишению свободы, но оказывают большое моральное влияние на деятельность всех государственных органов и учреждений, связанных с проблемами обеспечения законности в исправительных учреждениях.
Таким образом, мы закончили рассмотрение проблем, связанных с определением юридической природы гарантий реализации и защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. На основе анализа существующего правового массива и научных публикаций, относящихся к исследуемым аспектам темы, нами была предложена их классификация, включающая отдельные виды гарантий; исследована правовая природа каждого из них; на базе полученных результатов предложено внести соответствующие изменения в текущее законодательство, обоснованные необходимостью совершенствования правового регулирования процесса реализации осужденными к лишению свободы своих субъективных прав.
Литература:
1. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой/ под ред. Никулина С.И., Издательство «Менеджер», М., 2006.
2. Уголовное право / Общая часть/ под редакцией Рарога А.И., М., 2005.
3. Бюллетень Верховного суда 1998-2006 гг.
4. Антонов О.А. Система наказаний в Российском уголовном праве и проблемы применения отдельных видов наказаний: учеб. пособие / О. А. Антонов, С. И. Коновалова, Н. Г. Осадчая. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 100 с.