По кругу органов, осуществляющих производство по делу, правосудие уже уголовного процесса. Правосудие исчерпывается деятельностью суда (судьи), тогда как уголовный процесс, помимо суда, включает органы дознания, предварительного следствия и прокуратуры. Эти органы возбуждают и расследуют уголовные дела, а также проводят подготовку к отправлению правосудия.
1.2 СТАДИИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Закон устанавливает такой порядок поэтапного прохождения дела, который содержит оптимальные возможности для реализации всех целей процесса. Самостоятельные, связанные между собой, части уголовного процесса называются стадиями.
Каждой стадии свойственны:
1) непосредственные задачи;
2) определенный круг участвующих субъектов;
3) особый порядок (процессуальная форма) производства процессуальных действий, определяемый содержанием не посредственных целей данной стадии и особенностями выражения в ней принципов процесса;
4) специфический характер уголовно-процессуальных отношений;
5) итоговый процессуальный акт (решение), завершающий цикл процессуальных действий и отношений и влекущий переход дела на следующую ступень (если дело не прекращается или не приостанавливается). [6,c. 194]
Совокупность стадий, связанных между собой общими задачами и принципами судопроизводства, образует систему уголовного процесса. В этой системе различаются стадии, в которых:
1) устанавливаются основания для начала производства по делу (возбуждение уголовного дела);
2) исследуются все обстоятельства дела (предварительное расследование, судебное разбирательство);
3) проверяются результаты проведенного исследования (назначение судебного заседания, кассационное производство, производство в порядке судебного надзора, возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам);
4) реализуются принятые по делу решения (исполнение приговора, определений и постановлений суда).
Названные стадии сменяют одна другую в строгой последовательности.
Возбуждение уголовного дела состоит в том, что компетентный орган государства (должностное лицо) при наличии признаков преступления принимает решение о начале производства по делу. Акт возбуждения уголовного дела служит правовой основой для предусмотренных законом процессуальных действий в последующих стадиях процесса.
Предварительное расследование производится по возбужденному делу и заключается в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию и исследованию доказательств, устанавливающих событие преступления, лиц, виновных в его совершении, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, характер и размер причиненного преступлением ущерба и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Лишь в случаях, точно указанных в законе, возбуждение уголовного дела не требует предварительного расследования. [14,c. 321]
Если предварительное расследование завершается составлением обвинительного заключения, то после утверждения его прокурором дело передается в суд для назначения судебного заседания. Назначение судебного заседания — первая стадия процесса. Судья, придя к выводу, что при расследовании дела соблюдены все требования УПК по обеспечению всех прав гражданина, привлеченного в качестве обвиняемого, отсутствуют иные препятствия для рассмотрения дела в суде, выносит постановление о назначении судебного заседания.
Судебное разбирательство является важнейшей стадией уголовного процесса. В ней суд рассматривает и решает дело по существу, т.е. решает вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а также о применении или неприменении к нему меры уголовного наказания либо мер общественного, воспитательного или административного воздействия.
Кассационное производство осуществляется в связи с кассационной жалобой участника процесса или кассационным протестом прокурора и состоит в проверке вышестоящим судом законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу. В итоге такой проверки суд либо оставляет решение без изменений, либо изменяет его.
Исполнение приговоров, определений, постановлений суда, вступивших в законную силу, заключается в реализации этих судебных решений и разрешении вопросов, возникающих в этой связи. Стадия исполнения приговора наступает либо по истечении срока кассационного обжалования (когда судебное решение не было обжаловано и опротестовано), либо по рассмотрении дела в кассационном порядке. [9,c.358]
Помимо перечисленных стадий уголовному процессу известны еще две исключительные стадии - производство в порядке судебного надзора и возобновление уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам. На той и другой стадии в особом порядке производится проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.
1.3. ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Уголовно-процессуальная деятельность имеет определенные направления, связанные со специальным назначением и ролью в уголовном судопроизводстве каждого из его участников. Такие виды, направления действий субъектов участников уголовного процесса, обусловленные их ролью, назначением и целью участия в деле, называются уголовно-процессуальными функциями. Функции служат объективным показателем непосредственной цели, назначения и предмета деятельности субъекта, определяют его правовой, статус, роль и место в уголовном процессе. Круг функций, формы и границы их осуществления установлены законом. Если субъект действует не согласно с предписанной законом функцией, то это свидетельствует не о свободе выбора функции, а о нарушении функции.
Те функции, осуществление которых так или иначе связано с достижением общих целей процесса или определенной их части, относятся к числу основных. Эти функции выполняют органы государства (в силу публично-правовых обязанностей), а также участники процесса и участники судебного разбирательства. Основные процессуальные функции взаимно связаны, обусловлены друг другом и в своем единстве обеспечивают правильный ход и исход дела.
При производстве предварительного следствия (дознания) следователь (орган дознания по делам, не требующим предварительного следствия) направляет свои усилия на обнаружение и раскрытие преступлений, их предупреждение, выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, исследование всех обстоятельств, связанных с общественно опасными деяниями, решает вопрос о дальнейшем движении дела и тем самым выполняет функцию предварительного расследования. Указанная функция в качестве составного элемента включает в себя обвинение. Следователь, формулируя и предъявляя обвинение обвиняемому, применяет к нему меры процессуального принуждения, составляет обвинительное заключение, в котором указывает, какое преступление совершил обвиняемый и по какому обвинению может быть назначено судебное заседание. [10,c. 25]
Функция защиты состоит в действиях обвиняемого и его защитника, направленных на полное или частичное опровержение обвинения, выяснение обстоятельств, свидетельствующих о невиновности обвиняемого либо о меньшей степени его вины. Для обвиняемого осуществление данной функции — право, для защитника — обязанность. Защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в- целях выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность, оказывать им необходимую юридическую помощь.
В стадии расследования осуществляется также функция прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов, которая является одинаково важной для всех стадий уголовного процесса.
В судебном разбирательстве уголовно-процессуальные функции распределяются между его участниками и судом.
Прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение. В качестве государственного обвинителя он изобличает подсудимого в совершении преступления, доказывает его вину, добивается применения к нему справедливого наказания либо мер общественного или воспитательного воздействия.
Государственное обвинение как особая форма и метод осуществления функции надзора за законностью занимает основное место среди других видов обвинения в судебном разбирательстве — общественного, поддерживаемого общественными обвинителями, и личного (гражданского), поддерживаемого потерпевшим. Оно является наиболее острым способом реагирования прокурора на факты преступного нарушения закона и находит выражение по большинству уголовных дел.
Общественное обвинение, будучи каналом передачи сведений об общественном мнении по поводу оценки преступления и личности подсудимого, позволяет суду лучше разобраться в обстоятельствах совершенного деяния и назначить по делу справедливое наказание. Личное обвинение дает возможность гражданам, пострадавшим от преступления, более полно защитить свои права и законные интересы. [12,c. 189]
Обвинение — обязательный момент правосудия по уголовным делам. Без него не возникают функции не только защиты, но и правосудия. Правосудие осуществляется не иначе как в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления. Таким образом, функция обвинения в судебном разбирательстве выполняется государственным обвинителем, общественным обвинителем и потерпевшим.
Дело по существу разрешает суд, осуществляющий функцию правосудия. Только суд, который ни от кого не зависим и не связан выводами участников судебного разбирательства, может объективно разрешить уголовное дело и вынести по нему законный и обоснованный приговор. Всестороннее, полное и объективное исследование судом всех обстоятельств дела и его разрешение определяют основное содержание функций правосудия.
Указанная функция отделена от остальных процессуальных функций, прежде всего от обвинения и защиты. Уголовный процесс должен быть построен на началах подлинной состязательности. Тем самым предполагаются не только разделение и персонификация функций обвинения, защиты и разрешения дела, не только равноправие сторон обвинения и защиты, но и предоставление им в состязательном процессе равных возможностей по воздействию на окончательное решение суда.
Таким образом, ключевыми положениями судебной реформы являются:
1) дифференциация форм уголовного судопроизводства;
2) судебный контроль за законностью и обоснованностью производства на ранних стадиях процесса;
3) всемерное развитие принципа состязательности на досудебных стадиях процесса и в судебном разбирательстве;
4) лишение правосудия обвинительных черт;
5) определение жестких критериев допустимости доказательств и введение практики правил своевременного исключения недопустимых доказательств;