Причем на преступность влияет(вызывает ее) не только конкретное проявление социальных несообразностей, конфликтов и несправедливости, но и общая атмосфера в обществе, когда провозглашенные лозунги опровергаются делами властей, в том числе пришедших к власти на волне критики несправедливости прошлого.
Социальная ткань общества состоит из разных слоев населения, разных его стран (слоев, групп), объединенных общими условиями функционирования общественного организма, но имеющих в этом общем свои, групповые, плановые и т.п. интересы.
Противоречия между групповыми интересами внутри общества – реальность, которую игнорировать нельзя. Конечно, вовсе не всегда эти конфликты рождают преступность, но наиболее острые формы их – безусловно. Причем не редко ненависть одних слоев населения к другим разжигается искусственно , например с помощью средств массовой информации. Лозунги типа: «Бей коммунистов!», как и бездымные призывы к расправам с буржуями или с кулаками, как было в конце 20-х годов, и т.п., которые привели страну к столь печальным последствиям, будоражили общество. Социальный климат в обществе, разогретый подобными призывами, приводит к неустойчивому, конфликтному положению между различными социальными слоями и неизбежно ведет к преступлениям.
Нельзя при этом игнорировать неприязнь одних слоев общества к другим, например, по поводу большей заработной платы, наличия дач или больших квартир, возможностей ездить за рубеж и т.д. Людям веками вбивали в головы идеи равенства (вбивают, вопреки тому, что происходит в обществе и сейчас) хотя абсолютного равенства нет и быть не может. Но следует добиваться в обществе наиболее полного соблюдения принципа социальной справедливости и обеспечения нормального, обеспеченного в правовом отношении существования людей.
Вот почему, когда люди совершали акты вандализма и кражи из дач, скажем, представителей творческой интеллигенции , они говорили, что грабят советских буржуев, а когда воры очищают квартиры торговых работников (или отъезжающих за границу), они говорят, что восстанавливают социальную справедливость, ибо крадут у тех, кто сам обкрадывает государство и людей. Так или иначе, но эти действия приоткрывают нам причины конфликтов между различными социальными группами и причины многих проявлений преступности.
Низшим звеном в причинах преступности, определяемых социальным бытием человека, являются межличностные отношения (конфликты) – в семьях, между близкими и знакомыми, наконец, случайно возникающие на почве конкретной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы людей, не нашедших иного способа, разрешения конфликта, кроме как через преступление.
Итак, социальные конфликты весьма многообразны и подавляющее большинство их может выявляться в процессе практической деятельности как обществом и его социальными ячейками на разном уровне, так и правоохранительными органами, в первую очередь милицией и следствием. Однако меры предупреждения преступлений в подобных случаях должны по преимуществу носить обще социальный характер.
Глава 2.
Профилактика хищений
§ 1.
Общая профилактика
Современные условия развития общества требуют пересмотра устоявшихся подходов к определению понятий, отражающих сущность тех или иных социальных явлений и процессов. Не является исключением и общая профилактика преступлений.
Долгое время применительно к существовавшему строю она определялась как деятельность, конечной целью которой является искоренение не только преступности , но и ее причин.
Мировой опыт показывает, что объективно, с точки зрения возможностей и условий развития любого общества, следует вести речь о сдерживании преступности, контроля за процессами, ее детерминирующими. Многие страны идут сейчас именно этим путем, отдавая предпочтение тем специальным мерам общей профилактики, которые в первую очередь имеют характер защиты личности, общества и собственности от преступных посягательств. Современные показатели и тенденции преступности во всех демократических государствах сегодня таковы, что говорить об испарении этого явления, даже в достаточно отдаленном будущем, значит впадать в утопию.
Объективный подход требует более сдержанных оценок. С учетом этого специальную профилактику можно представить как целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных и других негосударственных организаций, учреждений и их представителей и осуществлению мер, направленных на их устранение либо нейтрализацию действия.
Раскрывая содержание предложенной дефиниции, следует остановиться на рассмотрении субъектов этой деятельности . К ним относятся:
1. Представительные и исполнительные органы власти
2. Правоохранительные органы
3. Должностные лица органов власти и управления
4. Администрация предприятий всех форм собственности
5. Трудовые коллективы
6. Общественные организации и добровольные формирования граждан, участвующие в борьбе с правонарушениями
7. Предприятия частной детективной и охранной деятельности
8. Средства массовой информации
Представленный перечень субъектов обще профилактической деятельности не является исчерпывающим и может быть дополнен другими органами, организациями, учреждениями и их представителями.
Объектами общей профилактики являются:
1. Преступность, ее виды и группы преступлений
2. Причины преступности, ее видов и групп преступлений
3. Условия, обстоятельства, ситуации, поводы, другие факторы, способствующие либо облегчающие совершение преступлений
4. Криминогенные группы населения
5. Виктимогенные (в наибольшей степени подверженные опасности стать жертвами преступлений) группы населения
Объективными целями общей профилактики в современных условиях следует считать сдерживание негативных тенденций преступности, снижение общественной опасности ее наиболее тяжких разновидностей, сокращение отдельных видов и групп преступлений.
Меры общей профилактики преступлений должны отвечать соответствующим требованиям, диктуемым современными условиями и самой действительностью. Среди них, в первую очередь следует назвать:
- объективность, отражающую как адекватную реалиям потребность в осуществлении этих мер, так и возможности соответствующих субъектов по их исполнению;
- комплектность, предполагающую обязательное объединение усилий различных субъектов обще профилактической деятельности;
- актуальность, обеспечивающую планирование и исполнение мер, в наибольшей степени отвечающих как криминологической ситуации, так и интересам населения;
- оптимальность (эффективность), способствующую при наименьших кадровых, финансовых,, материальных затратах достижению наибольших результатов;
- приоритетность, обеспечивающую выбор из множества задач главной и определяющей – примат общегосударственных интересов над ведомственными.
Особого внимания в современных условиях заслуживает требование обеспечения законности при осуществлении мер общей профилактики преступлений, поскольку речь идет о правовой основе этой деятельности.
Первостепенное значение в данном смысле имеет Конституция Российской Федерации. Во многих ее формах заключен юридический потенциал, обеспечивающий надлежащую регламентацию всей предупредительной деятельности, включая общую профилактику. Важную роль играют так же принятые Россией международные правовые акты . В рассматриваемом аспекте следует прежде всего назвать Всеобщую декларацию прав человека, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотреблений властью, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.
Основополагающий характер носят законы, а так же другие нормативные акты, направленные непосредственно на борьбу с преступностью (Законы РСФСР «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии», Указы Президента Российской Федерации «О защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью», «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» и др.).
Особенность общей профилактики состоит широкой адресности и одновременно неперсонифицированности профилактических мероприятий.
Общая профилактика тесно смыкается с обще социальным предупреждением, поскольку причины преступлений коренятся во всей системе общественных отношений. Вместе с тем ОВД имеют достаточно ограниченные возможности воздействия на весь причинный комплекс преступности. Поэтому в практической деятельности ОВД преобладают меры по устранению причин и условий, способствующие совершению конкретных преступлений.
С учетом комплектации ОВД, определенных Конституцией РФ, Законом РСФСР «О милиции», другими нормативными актами, основные направления общепрофилактической деятельности ОВД включает в себя : информирование властных структур о выявленных причинах и условиях преступлений и возможных мерах по их ликвидации; участие в разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ борьбы с преступностью; изучение и формирование общественного мнения о преступности и профилактической деятельности ОВД; проведение криминологической экспертизы правовых и социально-экономических проектов и решений; правовое воспитание, оказание консультационной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16