— оперативно-профилактические учеты;
— книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части;
— уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;
— материалы об административных или других правонарушениях;
— приговоры суда;
— сообщения, извещения, другие материалы, поступающие из ИТУ, специальных учебно-воспитательных учреждений, других служб и подразделений органов внутренних дел, суда, прокуратуры;
— заявления и письма граждан;
— сообщения государственных, негосударственных органов и организаций;
— сообщения в печати, по радио, телевидению и т. д.
Кроме того, необходимую информацию можно получить при сверке данных учетов различных служб органов внутренних дел, при оперативном наблюдении за местами возможного появления и концентрации антиобщественного элемента, при проведении профилактической отработки административных участков, различных рейдов, операции и т.д.
Выявление неразрывно связано с изучением тех лиц, которые могут быть объектами индивидуальной профилактики. Прежде всего оно необходимо для прогнозирования дальнейшего поведения этих лиц, решения вопроса о взятии их на учет и выборе необходимых мер воздействия.
При этом необходимо в первую очередь изучить следующие данные о. личности профилактируемого:
1. Преступное и иное противоправное поведение (когда, где и за что привлекался к уголовной или административной ответственности, какая мера наказания или взыскания была назначена, где отбывал наказание и как характеризовался в этот период).
2. Факторы, детерминирующие преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны эти правонарушения с пьянством или употреблением наркотиков, конфликтом в семейно-бытовой сфере, какие условия способствовали либо облегчали совершение правонарушений и т. п.).
3. Социально-демографические свойства: сведения об образовании, возрасте, семейном положении, составе семьи, месте жительства (общежитие, дом, бомж, мигрант); культурный уровень, социальное положение, специальность, должностное положение, трудовой стаж, отношение к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям и т. д.
4. Индивидуально-психологические особенности: развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, широта и уровень взглядов и т. п.); черты характера (замкнутый или общительный, эгоистичный, легкомысленный, безответственный, деятельный или ленивый, правдивый или лживый, мстительный, жестокий, наглый, хитрый, завистливый и т. д.): волевые качества (настойчивость, решительность, неорганизованность, способность подчинять себе других или поддаваться чужому влиянию и др.); интересы (к чтению, спортивным играм, охоте, рыбной ловле, техническому творчеству и др.).
5. Особые склонности антиобщественного характера (к употреблению спиртных напитков или наркотиков, азартным играм, развратному паразитическому образу жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т. п.).
6. Признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность о методах оперативной работы, участие в преступных группировках и т. п.).
7. Физиологические особенности и заболевания (алкоголизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.).
8. Условия жизни и ближайшее окружение (характеристика членов семьи, семейно-бытовых отношений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-психологический климат в трудовом коллективе, взаимоотношения с сослуживцами, условия работы, материальная обеспеченность, круг общения,
кто из ближайшего окружения может оказать положительное влияние, пользуется авторитетом и т. п.).
В целях всестороннего изучения личности могут применяться следующие основные методы: ознакомление с различными документами (в том числе и обобщение независимых характеристик); анализ поступков профилактируемого, беседы с гражданами, хорошо знающими его, изучение окружающей его среды и т. д.
В процессе изучения личности осуществляется индивидуальное прогнозирование преступного поведения. Индивидуальное прогнозирование — задача большой сложности, и решена она может быть на основании оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным: это прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры профилактики преступления. Возможность предсказать поведение человека зависит от того, насколько мы знаем определяющие его факторы, а также «программу», по которой оно развертывается вовне. Трудности, возникающие при этом, связаны с тем, что нет еще точных методов измерения всех внешних и внутренних факторов, влияющих на преступное поведение.
Задача состоит в том, чтобы на основе эмпирически сложившейся системы признаков, используемых в прогнозе, разработать научно обоснованные программы его осуществления. Информация о прошлом и настоящем личности, ее действиях, социальных связях и ближайшем окружении является основой для прогноза будущего поведения. Причем необходимо учитывать динамику этих характеристик. Факторы, могущие положительно повлиять на человека в будущем, должны быть поддержаны, а возможно, и активизированы; факторы, могущие оказать отрицательное влияние на человека, станут объектом предупредительного воздействия, т. е. индивидуальная профилактика должна быть направлена на то, чтобы прогноз, указывающий на возможное совершение преступления данным лицом, не оправдался.
Прогнозирование преступного поведения и индивидуальная профилактика — во многом единый процесс. Индивидуальная профилактика преступлений сама по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведения, связей и намерений. Полученные в результате этого сведения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной профилактической работы.
Следующая задача — постановка лица на профилактический учет—должна решаться в строгом соответствии с нормативными предписаниями. При этом важно всесторонне оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности фактических оснований для постановки того или иного лица на учет, поскольку это порой очень влияет на судьбу человека, может накладывать на него определенные ограничения, а также иметь достаточно серьезные последствия для дальнейшей его жизни.
Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс индивидуально-профилактического воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути индивидуально-профилактической работы с данными лицами, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей индивидуальной профилактики в сложившейся конкретной ситуации.
Конкретность планирования индивидуально-профилактической работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по некоторым параметрам соответствующих действий сотрудников милиции. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разработки типового плана индивидуальной профилактики, пригодного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного практического значения примерных планов индивидуальной профилактики, разработанных с учетом некоторых типичных ситуаций, складывающихся в этой сложной деятельности.
Применение методов индивидуальной профилактики предполагает достаточно длительное и систематическое воздействие. Но при этом должен комплексно применяться весь арсенал методов, все силы и средства воздействия на личность, соответствующие демократическим принципам отношения к личности.
При этом можно выделить следующие методы индивидуально-профилактического воздействия: убеждение, помощь, принуждение.
Убеждение как метод профилактики—это комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности профилактируемых и закрепления положительной социальной ориентации. Убеждение как метод профилактики применяется в период нахождения лиц на профилактическом учете для преодоления или нейтрализации основных антиобщественных ориентации, могущих привести к совершению преступлений.
Перевоспитание же субъектов, предполагающее сформированность убеждений, взглядов, т. е. когда он не из страха, а по убеждению не нарушает законов и норм морали, достигается в процессе дальнейшего воспитания граждан всеми методами, имеющимися в распоряжении общества.
Основными формами реализации метода убеждения являются индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального и коллективного шефства, совместное участие (воспитателя и воспитуемого) в общественно полезной деятельности и т. д.
В процессе применения методов убеждения, т. е. оказания воспитательного воздействия на профилактируемых лиц, необходимо применять разнообразные психологические и педагогические приемы воздействия на его разум, чувства и волю.
Основной организационно-тактической формой применения различных приемов воспитательного воздействия на профилактируемых лиц является беседа.
В индивидуальной профилактике используются беседы трех видов: предварительная (или ознакомительная), предупредительная и воспитательная. Предварительная беседа проводится в индивидуальном порядке работником милиции. От ее содержания и результатов во многом зависит ход дальнейшей воспитательной работы с профилактируемым. Психологическая атмосфера предварительной беседы, ее тон должны отражать общую линию индивидуально-профилактической работы — сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе профилактируемого с требовательностью к нему, его поведению. Предварительная беседа проводится при постановке лица на учет. Поэтому, чтобы эта беседа была эффективной и предметной, необходимо собрать как можно больше информации о самом лице, его поведении, окружении, связях и т. д.
Предупредительная беседа проводится либо при наличии фактов антиобщественного поведения лица, взятого на профилактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, т. е. в порядке повседневной работы. Предупредительная беседа наряду с главной ее задачей—оказанием непосредственного воспитательного воздействия на профилактируемого — преследует цель контроля за его поведением, а также используется для информационного обеспечения индивидуальной профилактики и иных мер борьбы с преступностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16