Применение милицией административного законодательства о мелком хулиганстве

 Патрульно-постовая служба милиции общественной безопасности РФ.  (далее – ППСМ) В настоящее время сотрудники ППСМ в своей работе регламентируется «Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ», утвержденный приказом МВД РФ от 18 января 1993 г. № 17.

Главными задачами ППСМ являются: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и общественной безопасности;  предупреждение и пресечение  преступлений и административных правонарушений1.

Для предотвращения и  пресечения административного правонарушения, в том числе и мелкого хулиганства, как сотрудники ППСМ, так и другие сотрудники милиции, в соответствии с разделом 4 Закона о милиции и ст. 164 Устава ППСМ, «…имеют право  применить физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения административных правонарушений, задержание лиц их совершивших, преодоления противодействия  законным требованиям, если  ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на милицию обязанностей2».

Таким образом, тактика предупреждения и пресечения  мелкого хулиганства  определяется спецификой юридической природы данного правонарушения и конкретными условиями его совершения. Как правило, оно совершается в условиях очевидности, отсюда следует, что сотруднику милиции  необходимо создать  среди граждан  обстановку полной их защищенности, что составило бы положительный социальный фон  его действий по предупреждению и пресечению правонарушений.

§2.Возбуждение милицией дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ

Статья 28.1 КоАП РФ регламентирует  возбуждение дела об административном правонарушении - это первая стадия производства по делам об административных правонарушениях.

 Перечень поводов к возбуждению дел об административном производстве ограничен в ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ.   

В ч. 7 ст. 141 УПК РФ сказано: «Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела». Аналогичного правила КоАП РФ не содержит, однако само это правило действует по аналогии.

 В соответствии с ч. 2, 3 ст. 28.1 КоАП РФ  уполномоченные должностные лица обяза­ны рассматривать поступившие материалы, сообщения, заявления при нали­чии одного из названных выше поводов и достаточных данных, позволяющих сделать вывод о вероятности события административного правонарушения.

В КоАП РСФСР не было нормы, которая определяла бы момент воз­буждения дела об административном правонарушении. Часть 4 ст. 28.1 лик­видировала этот пробел. Теперь дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого официального до­кумента, указанных в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. Закон четко устанавливает, что составление этого документа ли­цом, уполномоченным осуществлять производство по делам об администра­тивных правонарушениях, признается особым юридическим фактом — воз­буждением такого дела1.

Это, в первую очередь, составление первого протокола о применении к лицу мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ1. В этой статье закреплены меры обеспечения производства, о применении которых должен быть составлен протокол, но применительно к мелкому хулиганству, следующие меры:

·        доставление;

·        административное задержание;

·        личный досмотр, досмотр вещей, документов, находящихся при фи­зическом лице;

·        изъятие вещей и документов;

·        медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

Дата составления протокола признается датой возбуждения дела, если он является первым процессуальным документом данного дела.

Кроме того, дело о совершении мелкого хулиганства, считается возбужденным — если ранее по нему не со­ставлялись иные процессуальные документы — с даты:

·        составления протокола о совершении административного правонарушения;

·        вынесения прокурором постановления о возбуждении дела.

Таким образом, датой возбуждения дела об административном правона­рушении – мелкого хулиганства - признается день, когда впервые по делу было совершено одно из следующих процессуальных действий:

1.     вынесено специальное постановление, определение о возбуждении дела;

2.     составлен протокол о применении меры обеспечения производства
или о совершении административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом, без которого, дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено, а значит, не может  быть вынесено постановление  (определение) по делу1

 Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ  - в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об адми­нистративном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жи­тельства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, ста­тья КоАП РФ, предус­матривающая административную ответственность за данное административ­ное правонарушение, объяснение физического лица или законного представи­теля юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела2.

Но при осмотре и анализе протоколов об административном правонарушении, выявлены такие недостатки, как:

1.   У лица, привлекаемого к административной ответственности, отбирается объяснение, которое наряду с иными  фактическими данными  является доказательством по делу, отбираются неполные объяснения - состоящие из нескольких слов, не отражающие отношение правонарушителя  к совершенному деянию. (Например: «Для связки слов», «Поругался с женой (соседкой)», «От дачи объяснения отказался»).

2.   Так же, в протоколах не излагаются обстоятельства, при которых совершены правонарушения, не выясняются обстоятельства, отягчающие и смягчающие  административную ответственность правонарушителя.

3.   Не всегда указывается часть ст.20.1 КоАП РФ, по которой правонарушитель привлекается к административной ответственности.

Протоколы об административном правонарушении, предусмотренным ст. 20.1 КоАП РФ,  на данный момент могут составляться всеми должностными лицами ОВД (милицией).

Часть 1 ст. 28.5 КоАП РФ содержит общее правило составления протоколов об административных правонарушени­ях: протокол дол­жен составляться немедленно после того, как выявлен факт совершения ад­министративного деликта. Но ч. 2 ст. 28.5 содержит исключение, это в тех случаях, когда требуется дополнитель­но выяснить обстоятельства дела, данные о субъекте, привлекаемом к адми­нистративной ответственности, протокол об административном правонару­шении должен быть составлен в течение 2 суток с момента выявления ад­министративного деликта.

          Сроки составления протоколов об административных правонарушени­ях, закрепленные ст. 28.5, являются не давностными, а процессуальными.
Это означает, что сам факт нарушения такого срока не прекращает производство по делу.

В ходе осуществления милицией стадии возбуждения дела об административном правонарушении к лицу, совершившему мелкое хулиганство, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ  применяются различные меры обеспечения  производства  по делам об административных правонарушениях1.

Согласно ст. 27.2 КоАП РФ, доставление – это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составления протокола является обязательным.1

После доставления правонарушителя в ОВД сотрудник милиции составляет протокол о доставлении, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании, где указывают мотивы доставления или административного задержания.

Административное задержание – это кратковременное ограничение  свободы физического лица, осуществляемое должностными лицами органов внутренних дел.

Срок административного задержания не должен превышать трех часов и исчисляется с момента доставления в ОВД, а лиц, которые находящихся  в состоянии алкогольного опьянения, с момента их вытрезвления (ст. 27.5 КоАП РФ)2.

Кроме этого, на данной стадии необходимо  выяснить: наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения  дела, и зафиксировать все обстоятельства происшедшего.

С этой целью сотрудники милиции, выявившие административное правонарушение, должны опросить в устной форме либо письменной, потерпевшего, свидетелей, правонарушителя,  затем приобщить к материалам дела в виде объяснения на отдельном листе или мотивированного рапорта.

На практике чаще бывает, что сотрудники милиции, выехавшие на место происшествия, отбирают заявление от потерпевшего, написанное в свободной форме (где потерпевший иногда указывает данные свидетелей правонарушения). После чего, правонарушителя доставляют в ОВД для установления личности и составления протокола об административном правонарушении, при этом сотрудники милиции пишут рапорт, в котором указывают, те обстоятельства, которые они выяснили на месте происшествия, но мотивированные рапорта бывают редко. Так, например: (дословно) «01.11.2004 года в 11 часов 20 мину гр. В. по ул. Курчатова, 15 выражался грубой нецензурной бранью в общественном месте, назойливо приставал к гражданам, чем оскорблял  человеческое достоинство и общественную нравственность». Так же, в рапорте указаны данные свидетеля. 

При составлении протокола об административном правонарушении, дежурный по разбору  с доставленными и задержанными дежурной части ОВД, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ,  выясняет у правонарушителя все сведения необходимые для составления протокола об административном правонарушении. В графе «краткая фабула» (на том же примере) записано: «01.11.2004 г. В 11 часов 20 минут по ул. Курчатова, 15 в общественном месте выражался грубой нецензурной бранью, назойливо приставал к гражданам».  Далее в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» имеется запись - объяснение правонарушителя: «Выражался для связки слов», других объяснений в деле не имеется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать