Поручительство общественной организации
Поручительство общественной организации состоит в даче письменного обязательства в том, что общественная организация ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызовам лица, проводящего дознание, следователя, прокурора и суда.
Общественная организация, дающая поручительство, должна быть поставлена в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения.
Понятие общественной организации содержится в Федеральном законе (ФЗ) от 19.05.95 “Об общественных объединениях” 1. Общественная организация является одной из организационно-правовых норм общественного объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения 2 .
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан .
______________________________________
1 Российская газета № 14. 25.05.95. С. 43.
2 ст. 5 ФЗ.
Обязательным признаком общественной организации, в отличие от других форм общественного объединения, является наличие членства. Поэтому при применении рассматриваемой меры пресечения представляется необходимым приобщение к материалам уголовного дела свидетельства о государственной регистрации и устава данной общественной организации.
Хотя комментируемая статья прямо не указывает, но из ее смысла вытекает, что общественная организация может дать поручительство только за обвиняемого (подозреваемого), являющегося ее членом.
Решение о поручительстве принимается на общем собрании (съезде) членов организации или ее выборным коллегиальным органом. Согласие большинства — обязательно.
Инициатива о поручительстве может исходить как от самой организации, так и по просьбе обвиняемого (подозреваемого), либо ЛПД, следователя, прокурора, суда, судьи.
Учитывая краткосрочность нахождения лица в качестве подозреваемого, данная мера пресечения в его отношении применяется исключительно редко.
Должностные лица и органы, решающие вопрос о поручительстве общественной организации, должны тщательно изучить побудительные мотивы принятия данного решения, а также может ли она положительно воздействовать на лицо. Их отсутствие, явная недостаточность или надуманность могут быть основанием для отказа в применении данной мерой пресечения.
Об уходе или выбытии обвиняемого (подозреваемого) из организации, а также о дальнейшей возможности осуществлять поручительство сообщается ЛПД, следователю, прокурору, суду, судье.
Общественная организация в любой момент вправе отказаться от поручительства через общее собрание или ее выборный орган. Представляется, что процедура должна быть обычной: собрание, наличие большинства голосов и письменная информация должностному лицу или органу, избравшему меру пресечения.
Общественная организация вправе поставить обвиняемому (подозреваемому) и дополнительные условия, кроме обязательства являться по вызовам и вести себя надлежащим образом. Например, не появляться в определенных местах, находиться дома после работы, вести себя должным образом с соседями, не употреблять спиртных напитков и др.
Общественная организация может также уполномочить конкретных лиц для осуществления контроля за поведением обвиняемого (подозреваемого).
Письменное обязательство общественной организации может быть выражено в протоколе собрания или заседания выборного органа, который подписывается председателем и секретарем.
Предпочтительность этого документа состоит в том, что он позволяет более полно изучить личность обвиняемого (подозреваемого), оценить обстановку, в которой проходило собрание, ознакомиться с мнениями выступающих, их доводами.
Представление выписки из протокола собрания или просто письменного обязательства об общественном поручительстве не является основанием для отказа в избрании меры пресечения. Из этих документов должно вытекать, что общественная организация поставлена в известность о сущности уголовного дела.
При личном и общественном поручительстве в материалах дела сначала появляются письменные обязательства, а уже потом выносится постановление об избрании меры пресечения. Именно их наличие и анализ позволяют окончательно решить вопрос о применении личного поручительства и поручительства общественной организации.
14. Форма уведомления" общественной организации о сущности дела может быть различной. Должностное лицо может лично выступить на собрании, может направить общественного помощника, не исключается и письменная информация. Может быть информирован и представитель общественной организации как лично, так и по телефону. В любом случае сведения об этом должны найти отражение в протоколе, его выписке или письменном обязательстве о поручительстве.
Об ответственности обвиняемого (подозреваемого) в случае уклонения от явки или ненадлежащего поведения 1 .
Заключение под стражу
Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется с соблюдением требовании статьи 11 настоящего Кодекса по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года.
К лицам, обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных статьями 105, 111, 117 частью второй, 126, 127 частью третьей, 131 частями второй и третьей, 132 частью второй, 158 частями второй, третьей, 159 частями второй и третьей, 160 частью третьей, 161 частями второй и третьей, 161 частями второй и третьей, 162, 164, 166 частями третьей и четвертой, 167 частью второй, 186, 188 частями второй, третьей и четвертой, 189, 190, 199 частью второй, 205, 206 частями второй и третьей, 208—212, 213 частью третьей, 215 частью второй, 221 частями второй и третьей, 226 частями третьей и четвертой, 227, 228 частями третьей и четвертой, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частью второй, 238 частью третьей, 267, 268 частью третьей, 269 частью третьей, 275, 276—279, 281, 283 частью второй, 290, 291 частью второй, 295, 299 частью второй, 302 частью второй,
__________________________________
1 см. ком. к ст. 94 УПК.
305 частью второй, 317, 318 частью второй, 321 частями второй и третьей, 333 частью второй, 334 частью второй, 338, 340 частью второй и 355 Уголовного кодекса Российской федерации, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления.
При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого — во всех случая”.
Право давать санкцию на арест принадлежит: Генеральному прокурору СССР, Главному военному прокурору. Прокурору РСФСР, прокурорам автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, их заместителям, прокурорам автономных округов, районным и городским прокурорам, а также военным, транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей, районных или городских прокуроров, и заместителям прокуроров, действующих на правах прокуроров областей.
Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены ее постановлением судьи, вынесенным в порядке, предусмотренном статьей 220 настоящего Кодекса, возможно лишь при открытии новых обстоятельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Повторное применение заключения под стражу в качестве меры пресечения может быть обжаловано в суд на общих основаниях.
Лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или изменении места содержания его под стражей,
Конституция РФ (ст. 22) закрепила право каждого на свободу и личную неприкосновенность и предусмотрела арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению.
В ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” № 103 от 15.07.95 1 в ст. 5 основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве МП применено заключение под стражу, также является судебное решение.
Однако в п. 6 раздела второго Конституции указано, что до приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Аналогично решен вопрос и в ФЗ № 103 от 15.07.95 (ст. 52). Следует заметить, что на данном этапе уголовно-процессуальное законодательство ограничило судебный контроль за арестом, проверкой законности и обоснованности ареста, санкционированного прокурором.
В соответствии с законом 1 “Арест” — заключение под стражу в качестве МП, т. е. понятия тождественные.
ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” регулирует общие положения и вопросы порядка исполнения ареста как МП.
Международно-правовая регламентация исполнения заключения под стражу в качестве меры пресечения содержится в материалах сессий ООН, в международно-правовых актах по борьбе с международными преступлениями, в конвенциях, соглашениях, договорах. В их числе: Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах человека. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких видов обращения
______________________________________
1 Российская газета № 18. 25.05.95. С. 67.
и наказания, Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Кодекс (Поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Типовой договор о выдаче и др.
Для бывших республик СССР характерно заключение многосторонних и двусторонних соглашений на уровне министерств внутренних дел по порядку передачи, перевозки лиц, взятых под стражу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14