Присвоение и растрата: уголовно-правовые,социально-психологические и криминологические аспекты

Наказание рассматривается как ответ государства па совершение пре­ступления и регламентируется данной статьей как уголовно-правовой, спе­цифический способ правового реагирования па преступление.

Законодатель отграничивает его от иных мер воздействия, предусмотренных настоящим Кодексом, а именно: принудительных мер воспитательного воздействия, ко­торые применяются к несовершеннолетним, либо в исключительных случаях в ограниченном объеме — к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет  3, а также от принудительных мер медицинского характера.

____________________________

1 с. 43 Уголовно- исполнительного кодекса

2 см. ст. 20 УК РСФСР.

3 см. комментарий к ст. 90 и 96 Уголовно- исполнительного кодекса

Не являются наказанием и, соответственно, не могут быть применены к лицу со ссылкой на совершение им преступления любые меры, не назначенные судом и не  предусмотренные настоящим Кодексом.

Применение к граж­данину квазинаказания, т. е. наказаний, не предусмотренных уголовным законом, противоречит Конституции РФ и настоящему Кодексу.

Своим содержанием предписания данной статьи обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Законодатель обязан при установле­нии ответственности за отдельные преступления исходить из целей наказа­ния, сформулированных в ст. 43 УК, соблюдать порядок его назначения по приговору суда и применения только к лицу, признанному виновным в со­вершении преступления.

Правоприменитель обязан руководствоваться поло­жениями о природе наказания и его целях при назначении и исполнении наказания. Судебные органы несут в пределах своей компетенции ответст­венность за соответствие назначаемого и исполняемого наказания предписа­ниям данной статьи. Учреждения и органы, исполняющие наказание, исхо­дят из того, что наказание, назначенное судом, является справедливым и создаст необходимые условия для реализации, в частности предусмотренных п. 1 ст. 1 УИК таких целей уголовно-исполнительного законодательства РФ, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступ­лений осужденными и иными лицами.

 Данная статья наряду с положениями гл. 1 УК указывает на роль наказания как вспомогательного, а не главного средства борьбы с преступно­стью. При всем своем огромном потенциале воздействия на поведение людей наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применя­ется соразмерно преступному деянию, когда иные средства воздействия ока­зались либо заведомо могут оказаться неэффективными.

Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное содержание, т. е. представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на осужденного, строго регламентированный уголовным законом. Никто невправе выходить за пре­делы количественных и качественных характеристик наказания, установлен­ных законом.

Только в рамках наказания как меры суд вправе на основе уго­ловного закона, определяя сроки и режим наказания, установить, в каких количе­ственных, а в. ряде случаев и качественных пределах применяется наказание к конкретному лицу незаконным признается лишение либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входя­щих в уголовное наказание как меры государственного принуждения.

Содержание наказания как способа воздействия на осужденного, закрепленного в уголовном законе и могущего быть примененным судом, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством, которым в соответствии с п. 2 ст. 2 УИК "устанавливаются общие положения и принци­пы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового харак­тера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; поря­док и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств ис­правления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, ис­полняющих наказания; порядок участия органов государственной, власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объе­динений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобожде­ния от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам".

При этом уголовно-исполнительное законодательство не может усили­вать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным за­коном.

Государственный характер меры принуждения означает, что нака­зание может быть назначено только от имени государства, и является публич­но-правовой, государственной оценкой деяния как преступного, а совершив­шего его лица как обязанного претерпеть наказание.

Государство обладает исключительной монополией на назначение уго­ловного наказания. Только оно определяет полномочия в сфере назначения и исполнения наказания, устанавливает основания применения наказания, виды и содержание наказания. Действуя от имени государства, органы и должно­стные лица, полномочия которых установлены Конституцией, несут ответст­венность за соответствие практики назначения и исполнения наказания пред­писаниям Конституции РФ, имеющим высшую юридическую силу. В уста­новленных законом случаях должностные лица также могут нести уголов­ную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за наруше­ние законодательства об уголовном наказании.

Присвоение прав законодательной власти либо попытка подмены суда в области применения наказания является посягательством на правопорядок в Российской Федерации.

Уголовное наказание как мера воздействия на осужденного влечет материальные затраты со стороны государства, требующие значительных бюджетных ассигнований. Законодатель вводит новые виды наказания, а равно расширяет сферу применения наказания только при наличии необхо­димых для этого условий  1.

 Принудительный характер наказания как государственной меры оз­начает, что все участники публичного правового оборота обязаны подчинять­ся вступившим в законную силу решениям о наказании, а государство впра­ве применять для их реализации соответствующие меры воздействия, т. с. пре­дусмотренные законом необходимые способы, обеспечивающие подчинение

____________________________

1см. ст. 4 Федерального закона о введении в дейст­вие Уголовного кодекса Российской Федерации относительно введения в действие положений настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ и ареста после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года


лиц и органов такого рода решениям, включая необходимые меры физиче­ского воздействия.

Принудительный характер наказания также означает обязанность осу­жденного претерпевать лишения и ограничения, связанные с применением к нему наказания.

 Наказание может быть назначено только по приговору суда и приме­няется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.  

Содержанием наказания является лишение или ограничение прав и свобод. Любое потенциальное лишение или ограничение прав и свобод лица, отбывающего наказание, или лица, к которому применено наказание, должно иметь правовое обоснование соответствовать закону.

Незаконным является лишение осужденного предусмотренных законом средств поддержания его существования, приводящее к нанесению вреда здоровью, распространению эпидемий, равно как и лишению осужденного государственной защиты от пося­гательств или иных форм негативного воздействия со стороны третьих лиц,

По смыслу данной статьи в содержание наказания, исходя из его государственно-правовой природы и целей, входят различные действия, про­водимые органами, исполняющими наказание, как для защиты тех прав и свобод, которых осужденный не лишался по приговору суда, так и для обес­печения эффективности наказания.

Целями применения наказания являются восстановление социаль­ной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Содержанием целей наказания по данной статье является правомерное поведение граждан и соблюдение установлен­ного правопорядка. Моральное совершенствование личности не провозгла­шается целью наказания.

Юридическая обязательность и социальная необходимость подчинять наказание целям, сформулированным в данной статье, не подрывается их неосуществимостью в отдельных случаях. Закон направляет наказание на достижение целей, по не может полностью гарантировать их достижение.

Восстановление социальной справедливости путем наказания осуж­денного осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности.

Социальная справедливость в обществе восста­навливается в возможных пределах: государство частично возмещает причи­ненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государст­во способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответ­ствии с законом,   исходя  из рациональных и  социопсихологических сообра­жений, т. е. учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности.

По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах — соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствие совершенного преступления.

Исправление осужденного соответствует цели специального пре­дупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений.

По данной статье цель исправления осужденного не направлена на достижение таких результатов, как перевоспитание осуж­денного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам общежития, хотя и предполагает использование лю­бых законных и разумных средств позитивного изменения личности и соци­альных связей осужденного.

Для достижения данной цели, т. е. специального предупреждения пре­ступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и неправовыми средствами. Эффективность достижения данной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива.

Предупреждение совершения новых преступлении соответствует це­лям общего предупреждения и относится к тем лицам, к которым наказание не- применялось. При этом наказание остается мерой реагирования государ­ства на преступление, совершенное индивидом.

Соответственно, цель общего предупреждения преследуется лишь в рамках, установленных настоящим Кодексом.

Эффективность общего предупреждения должна предполагаться законо­дателем и судом. Степень достижения этой цели зависит от многих факторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать