Проблема отграничения административных деликтов от преступления

На повторность деяния как один из критериев разграниче­ния административного проступка и смежного с ним пре­ступления указано, например, в ч. 1 ст. 215 УК Украины, которая предусматривает уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, осуществленную повторно в тече­ние года.

В других случаях для привлечения к уголовной ответст­венности необходимо совершение тождественного правонару­шения, а при том условии, когда применение за первое нару­шение мер административного воздействия. Так, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взы­скания за такие же действия, влечет уголовную ответствен­ность и наказывается исправительными работами на срок до 6 мес. или штрафом до 40 минимальных размеров заработной платы (ст. 2071 УК Украины). Организа­ция азартных игр (в карты, рулетку, "наперсток" и другие) на деньги, вещи и иные ценности лицом, к которому в течение года применялись меры административного взыскания за такое же нарушение, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, или исправительными работами на срок до 2 лет, или штрафом от 60 до 160 минимальных размеров заработной платы, с конфискацией имущества или без таковой (ст. 143 УК Украины).

При разграничении близко стоящих административного проступка и преступления учитывается иногда и применение за первое нарушение мер общественного воздействия. Так, ст. 156 УК Украины предусматривает уголовную ответствен­ность за нарушение работниками магазинов и предприятий общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками, совершенную течении в течение года после применения мер административного или общественного воздействия.

Многие ученые-юристы считают, что повторное соверше­ние административного правонарушения, даже если за предыду­щее данное лицо подвергалось административному взысканию, не должно служить основанием для признания его преступ­ным. Факт применения административного взыскания за предшествующий проступок, говорят они, относится только к личности нарушителя и не повышает степени общественной опасности второго деяния, а потому и не должен служить ос­нованием для квалификации его как преступления. Ведь сколько бы раз одно и то же лицо не совершало администра­тивные правонарушения, каждое из них - всего лишь про­ступок и не может переходить в другое качество. Преступ­ление - это категория, на которую свойства личности пра­вонарушителя влияния не оказывают. Поэтому вполне обоснованно, на наш взгляд, они ставят вопрос об исключе­нии из уголовного кодекса тех деяний, уголовная ответствен­ность за которые связана с административной преюдицией (повторностью), и о переводе их в разряд административ­ных правонарушений. Но это пока лишь теоретическая позиция.


Действующим законодательством большое значение иногда придается форме вины - совершенное умышленно деяние рассматривается как преступление, а объективно такое же, но происшедшее по неосторожности, - как административное. Так, ст. 159 УК Украины признает преступлением только умышленную потраву посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений, причем причинивших значительный ущерб, а те же действия, совершенные по неосторожности, считаются проступком. За нарушения законодательства о труде установлена административная ответственность в виде штрафа до 10 минимальных размеров заработной платы (ст. 41 КоАП Украины); умышленное же на­рушение должностным лицом законодательства о труде вле­чет, согласно ст. 133 УК Украины, уголовную ответствен­ность - исправительные работы до 1 года или увольнение от должности. По нашему мнению, следовало бы шире приме­нять в законодательстве такой критерий, как форма вины, при отграничении административного проступка от смежного с ним преступления. Лица, совершившие по неосторожно­сти даже серьезные по последствиям правонарушения, обыч­но не нуждаются в перевоспитании, и вряд ли справедливо подходить к ним с такой же строгостью, как к тем, кто совер­шил правонарушение умышленно.

При разграничении административных проступков и пре­ступлений иногда выделяется «злостное нарушение» тех или иных правил. Под злостностью в уголовном праве понимается обычно совершение нарушения после применения к данному лицу мер административного воздействия. Несколько иначе решается этот вопрос в административном законодательстве. Например, злостное неповиновение законному распоряже­нию или требованию работника милиции или народного дружинника понимается как продолжение противоправного по­ведения его или неподчинение, выраженное в дерзкой форме, свидетельствующей о явном неуважении к органам, охраняю­щим общественный порядок. Если же неповиновение сопря­жено с насилием и сопротивлением, то это уже преступление, предусмотренное ст. 188 УК Украины.

При разграничении некоторых административных проступков и преступлении учитываются место, время, обстановка совершения правонарушения. Так, нецензурная брань во время торжественных встреч, собраний и митингов квалифицируется как не мелкое, а уголовно наказуемое хулиганст­во (ст. 206 УК Украины).

Важным моментом иногда является способ совершения правонарушения. Например, мелкое хищение, как сказано в законе, считается административным проступком, если со­вершено путем кражи, присвоения, растраты, злоупотребле­ния служебным положением, но не путем применении каких-либо насильственных приемов (ст. 51 КоАП Украины). Если воспрепятствование свободному осуществлению граждани­ном или группой граждан права участвовать в референдуме вести агитацию сопряжено с применением насилия, обмана, угрозы или подкупа, то такие действия рассматриваются как преступление, влекущее наказание лишением свободы на срок до 5 лет или исправительными работами до 2 лет (ст. 1291 УК Украины). Под ч. 2 ст. 1291 УК Украины подпадают действия должностных лиц государственных и обществен­ных органов и организаций, членов инициативных групп или комиссий референдума, совершенные путем подлога документов референдума, фиктивных записей в подписных листах, заведомо неправильного подсчета голосов, наруше­ния тайны голосования и наказываются лишением свободы на срок от 1 до 5 лет или исправительными работами до 2 лет либо наложенном штрафа от 7 до 15 минимальных размеров заработной платы. Такие же действия но совершенные другими способами, квалифицируются как административные правонарушения (по ст. 1864 КоАП Украины) и влекут наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 6 минимальных размеров заработной платы.

Мотив и цель - тоже один из признаков, определяющих водораздел между проступком и преступлением. Если изготовление


самогона производилось, например, с целью сбыта, то это преступление, а если такая цель отсутствует, то адми­нистративный проступок.

Статья 180 КоАП Украины предусматривает администра­тивную ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения его родителями или иными лицами, а в ст. 2081 УК Украины говорится об уголовной ответственности за такое «доведение» несовершеннолетнего лицом, в служеб­ной зависимости от которого подросток находится. Здесь сходные проступок и преступление разграничиваются по ха­рактеру отношений виновного и жертвы.

Таким образом, правильная квалификация «смежных» деяний возможна лишь на основе тщательного анализа соответствующих норм уголовного и административного права в их взаимосвязи. Причем нужно иметь в виду, что разграничи­тельные линии между двумя видами правонарушений опре­деляются государством с учетом конкретных исторических и социально-экономических условий. Поэтому одно и то же правонарушение может в разной обстановке (например, во время войны, стихийного бедствия или в обычное время) рас­сматриваться то как преступление, то как проступок. Прак­тика законодательной деятельности знает немало примеров изменения юридической квалификации одного и того же про­тивоправного действия или бездействия путем перевода из числа уголовных преступлений в разряд административных проступков.

В 70-е годы тенденция сужения сферы уголовной и расши­рения административной ответственности получила и другой способ реализации. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. "0 внесении изменений и допол­нений в уголовное законодательство Союза ССР" допустил освобождение от уголовной с привлечением к административ­ной ответственности лиц, которые совершили преступления, не представляющие большой общественной опасности, если будет признано, что исправление и перевоспитание правона­рушителя возможны и без применения к нему уголовного на­казания. Однако такое право суда было ограничено ст. 51УК Украины, где сказано, что освобождение от уголовной ответственности с привлече­нием к административной допускается лишь по делам о пре­ступлениях, за которые законом предусматривается наказа­ние в виде лишения свободы на срок не свыше 1 года либо бо­лее мягкое наказание. В подобных случаях административное взыскание стали налагаться за совершение преступления, а прекращение уголовного дела производиться с перспектив­ной замены мер уголовного наказания мерами администра­тивного характера. Позднее в законодательство было вве­дено понятие «деяние, содержащее признаки преступле­ния». Следовательно, это не административные проступки, а что-то среднее между преступлением и административ­ным проступком.

В юридической литературе в последние годы некоторые ученые-юристы предлагают наряду с преступлениями и ад­министративными проступками четко выделить в законе тре­тий вид противоправных деяний - уголовных проступков. Слово «уголовный» означало бы, что речь идет всё же о пре­ступном деянии, а слово «проступок» свидетельствовало о том, что эти деяния близки к аморальным поступкам и к дис­циплинарным, и административным проступкам. Малозначительные преступления, утверждают они и сейчас, "носят как бы полупреступный характер" и "санкции для них тоже сме­шанные - наполовину наказания, наполовину -  меры об­щественного воздействия".

В итоге была выдвинута идея создания Кодекса уголовных проступков - нормативный акт, в который входили бы статьи о малозначительных преступлениях, т. е. не представляющих большой общественной опасности, установить за них меры воздействия, лишенные свойств уголовного наказания, и взять за основу следующий критерий отграничения преступ­лений от уголовных проступков: то, что влечет по действую­щему законодательству 1 год лишения свободы или более мягкие меры наказания, отнести к уголовным проступкам, а более серьезные оставить в рамках Уголовного кодекса. Меры наказания за уголовные проступки должны быть более стро­гими, чем за административные, но менее строгими, чем за преступления: кратковременный арест от 1 года до 30 дней; штраф в размере от 3 до 160 минимальных размеров заработной платы и т. д. Дела об уголовных проступках, писали авторы этой идеи, должны рассматри­ваться единолично судьей.


В дальнейшем круг деяний, предлагаемых к включению в разряд «уголовных проступков», был расширен: ими должны признаваться малозначительные преступления, некоторые административные правонарушения, близкие к преступлени­ям и при определенных условиях перерастающие в преступ­ления, часть дисциплинарных проступков и некоторые из де­яний, ныне считающихся лишь аморальными. Одновременно вносилось предложение «перевести» в уголовные проступки некоторые преступления, не представляющие большой обще­ственной опасности и совершаемые по неосторожности. Пре­дусматривались упрощенный порядок расследования дел о та­ких нарушениях (протокольная форма) и особые санкции за них, назначаемые судьями.

Действительно, создание такого Кодекса позволило бы ре­шить ряд практических вопросов и прежде всего не приме­нять уголовной ответственности за малозначительные право­нарушения, считающиеся ныне преступлениями, ввести ус­коренное и более простое производство по таким делам. Од­нако идею не применять мер уголовного наказания за мало­значительные противоправные деяния, на наш взгляд, лучше было бы реализовать иным, с юридической точки зрения, спо­собом, т. е. без издания Кодекса уголовных проступков. Уже теперь во многих случаях трудно провести грань между неко­торыми преступлениями и административными проступками. Предлагаемая же новая - трехчленная - классификация про­тивоправных деяний еще более затруднила бы юридическую квалификацию правонарушений: во многих конкретных слу­чаях пришлось бы решать вопрос, что представляет собой данное деяние - преступление, уголовный проступок или ад­министративный проступок. Той же цели можно достичь, по нашему мнению, путем дополнительного перевода ряда дея­ний, относящихся сейчас к числу преступлений, в разряд ад­министративных проступков.

В настоящее время завершается разработка нового уголов­ного законодательства. В ходе его реформы намечается зна­чительная гуманизация ответственности. Предполагается решить вопрос о переводе ряда противоправных деяний, предус­мотренных сейчас Уголовным кодексом, в разряд админист­ративных проступков. Такое решение обеспечило бы отнесе­ние к числу преступных только таких деяний, которые дейст­вительно представляют серьезную общественную опасность. Ведь одной из причин подготовки нового уголовного законо­дательства является засоренность ныне действующего запре­тами на малозначительные правонарушения, борьба с кото­рыми вполне могла бы вестись мерами административными и дисциплинарными, а также мерами общественного воздейст­вия. Одновременно предполагается установить повышенную административную ответственность за те деяния, которые бу­дут из преступлений переведены в ранг проступков (напри­мер, можно было бы увеличить размер штрафа за те или иные правонарушения, чаще назначать исправительные работы и административный арест, скажем, до 30 сут.). Такая рефор­ма, идущая по пути сужения сферы уголовного наказания, соответствовала бы целям более дифференцированного под­хода к различным категориям правонарушений и нарушите­лей.

В перспективе уголовная ответственность будет нее чаще выступать крайней мерой борьбы лишь с наиболее опасными противоправными деяниями. Сфера же административной ответственности за счет этого расширится.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать