Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как ее альтернатива

Процесс исполнения смертной казни представлял собой жестокий пуб­личный спектакль, призванный оказать психологическое воздействие на при­сутствующих, вызвать у них устойчивый страх, препятствующий соверше­нию новых преступлений.

Следующим этапом в формировании предписаний об уголовных нака­заниях и их исполнениях было Соборное уложение 1649 г.[7], для которого ха­рактерно дальнейшее наращивание устрашающего начала наказания и про­цесса его исполнения, ярко выраженной мести преступнику за совершенное деяние. Одной из ведущих мер стала смертная казнь[8].

По Соборному уложению более 60 разновидностей преступных деяний могли быть наказаны смертной казнью. Чтобы усилить устрашающий эффект смертной казни, предусматривались не только простые ее виды (повешение, отсечение головы), но и квалифицированные (сожжение, заливание горла расплавленным металлом, закапывание в землю до наступления смерти и т.п.), причинявшие особые мучения преступнику. Например, за богохульство, умышленный подлог следовала смертная казнь путем сожжения. Денежные мастера за незаконное изготовление денег, мошенническое добавление в се­ребро меди, олова или свинца, причинившие убыток государевой казне, под­вергались смертной казни путем заливания горла расплавленным металлом. Жена, отравившая мужа, равно как и убившая его, иным способом, подлежала казни посредством закапывания живой в землю[9].

Соборное уложение предусматривало отсрочку исполнения смертной казни. К примеру, подлежащие смертной казни воры и разбойники в целях покаяния помещались на шесть недель в тюрьму. После истечения этого сро­ка смертная казнь приводилась в исполнение. Предоставлялась отсрочка и беременным женщинам, до рождения ребенка они содержались в тюрьме, а после родов подвергались назначенной казни.


Смертная казнь применялась за третью и последующие кражи, за по­вторный разбой. При применении наказаний широко действовал принцип та­лиона «око за око, зуб за зуб». Так, за умышленное убийство подлежало каз­нить «смертью же того, кто убил, и того, по чьему научению сие убийство было совершено»[10].

Помимо принципа талиона в Соборном уложении закреплялся принцип неопределенности наказания. Так, за убийство сыном или дочерью своих ро­дителей их надлежало «казнить смертью безо всякой пощады», т.е. можно было назначить любой вид казни. Если бояре и воеводы без государева указа за взятку отпускали со службы ратных людей, то их ожидало «жестокое на­казание, что государь укажет». Принцип неопределенности наказания, с од­ной стороны, создавал благоприятную почву для его индивидуализации, но с другой - открывал широкие возможности для судебного произвола.

Важным источником предписаний, касающихся системы наказаний и их исполнения, стали Воинские артикулы 1715 г. - произведенная Петром I при его непосредственном участии первая систематизация уголовно-правовых норм России[11]. Артикулы предусматривали более суровые наказа­ния и способы их исполнения, развивая идеи Соборного уложения о мести преступнику и об устрашении населения.

Более ста видов преступных деяний влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел) либо квалифи­цированной (сожжение, четвертование, колесование и др.). В прилагаемом к Артикулам своде процессуальных норм по их исполнению - «Кратком изо­бражении процессов и судебных тяжб» - указывалось, что наказания смер­тью исполняются «застрелением, мечом, виселицею, колесом, четвертовани-

ем и огнем»[12].

Простые виды смертной казни следовали, к примеру, за отказ защи­щать свои знамена от неприятеля до последней капли крови (повешение), в

качестве мести преступнику, совершившему умышленное убийство без отяг­чающих обстоятельств (отсечение головы), за нападение или попытки напа­дения на часового либо на караул (расстрел).

Квалифицированные виды смертной казни применялись за наиболее опасные преступления. Например, за нарушение христианской заповеди «не сотвори себе кумира», выразившееся в идолопоклонстве, чародействе могла быть назначена смертная казнь в виде сожжения, а за ношение имени Божье­го и Божьей службы надлежало преступнику сначала язык раскаленным же­лезом прожечь, а затем голову отсечь. За измену России следовало четверто­вание - поочередное отсечение рук, ног и головы, а если изменой был при­чинен «великий вред», то вдобавок предписывалось еще и «рвание конечно­стей клещами». За корыстное убийство, убийство путем отравления, убийст­во своего отца, матери либо дитя во младенчестве применялась смертная казнь колесованием - дробление тела окованным колесом.

Артикулы отказались от существовавшего ранее гуманного положения об отмене смертной казни, если во время ее исполнения преступник сорвался с виселицы. По новым правилам палачу надлежало исполнить смертный при­говор до конца как при неудачной попытке повешения, так и в случае, когда не удалось отсечь голову одним ударом меча.

Применение смертной казни в Российской империи заметно сократи­лось с середины XVIII в. Елизавета Петровна заявила, что во время ее прав­ления это наказание назначаться не будет. Однако она не решилась отменить смертную казнь, а приостановила ее применение[13]. Суды продолжали приме­нять его, но исполнение в каждом отдельном случае зависело от поведения императрицы, а она такой санкции не давала. В результате накопилось боль­шое число неутвержденных приговоров. Тюрьмы были переполнены[14].

В 1753 г. Сенат решил таких осужденных наказывать кнутом, выры­вать ноздри и ссылать на каторжные работы. Однако наказание кнутом вы-

держивали не все, но умерших во время этого наказания казненными не считали.

Екатерина II в своем Наказе (1767 г.) призывала ограничить примене­ние смертной казни[15]. Высказывая соображения против смертной казни, Ека­терина II в то же время заявляла, что «смертная казнь есть некоторое лекар­ство большого общества». Внешне прогрессивные идеи Наказа никак не по­влияли на законодательство, смертная казнь не только не была запрещена, а в целом ряде случаев применялась по специальным указам императрицы. Идеи Наказа не помешали казнить и свыше 20 тыс. участников восстания Пугаче­ва. Трупы казненных для устрашения долго не снимали с виселиц. В ряде случаев виселицы устраивали на плотах и затем пускали по течению Волги и Камы, чтобы их видело как можно больше людей.

Свод законов 1832 г. предусматривал смертную казнь за тяжкие виды государственных и некоторых других преступлений. В то же время за ряд общеуголовных преступлений применялись такие меры, как наказание кну­том и шпицрутенами, которые, хотя и не считались смертной казнью, но час­ти заканчивались смертью осужденного.

Тенденции к ограничению смертной казни наметились в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которым устанавливались два главным разряда наказаний: уголовные и исправительные. К наказаниям уголовным были отнесены, в частности, лишение всех прав, состояния и смертная казнь. Вид смертной казни определялся приговором суда[16].

В Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. был предусмотрен по­рядок обжалования приговоров к смертной казни, помилования осужденных и исполнения приговоров. Казнь приводилась в исполнение, как правило, не­публично, но могла быть и публичной, если это признавалось необходимым. Способом казни было повешение, а по военно-уголовным законам - повеше­ние или расстрел.

Развитием идей демократии и гуманизма стало Уголовное уложение, принятое 22 марта 1903 г. Смертная казнь сохранилась для достаточно узкого круга политических преступлений. Но это наказание не применялось к лицам моложе 21 года и старше 70 лет, а женщинам могло назначаться только за посягательство на императора, его семью и его власть. В то же время воен­ные суды могли применять смертную казнь за широкий круг преступлений, включая умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабеж, умышлен­ный поджог и т.п[17].

Смертная казнь приводилась в исполнение путем непубличного пове­шения. Это свидетельствовало об изъятии цели публичного устрашения про­цессом казни.

Применение смертной казни возросло во время революции 1905-1906

гг., оно исчислялось сотнями и тысячами казней ежегодно. М.И. Герцен при-

водит следующие данные[18] о числе казненных в России: 1906 г. – 574; 1907 г.

-1139; 1908 г.-1340; 1909 г.-717; 1910 г.-129; 1911 г.-73; 1912 г. - 126.

Но эти данные противоречивы.

Между тем в России ряд ученых и общественных деятелей все более на­стойчиво высказывались за отмену смертной казни. Проект такого закона был принят 19 июня 1906 г. Первой Государственной думой, позднее - второй Госу­дарственной Думой, но Государственный совет в обоих случаях его не утвердил.

Новый этап в исполнении наказания был после Февральской буржуаз­ной революции 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь. Но уже в июле того же года она была восстановлена и разрешена к примене­нию военно-революционными судами за ряд воинских преступлений, а также за убийство, изнасилование, разбой, грабеж (всего свыше 20 преступлений).

21 сентября 1917 г. Временное правительство приостановило примене­ние смертной казни «до особого распоряжения». Но вскоре произошла Ок­тябрьская революция, которая открыла новый период в истории России, и

применение рассматриваемого наказания резко возросло; казни санкциони­ровались судом и без суда.

В послереволюционное время трижды предпринимались попытки отка­заться от высшей меры наказания.

Так, 26 октября 1917 г. декретом II Всероссийского съезда Советов бы­ло объявлено об отмене смертной казни. Однако уже 21 февраля 1918 г. дек­ретом СНК «Социалистическое Отечество в опасности» было разрешено применение расстрела, причем даже без суда - на месте, и за достаточно ши­рокий круг деяний: за совершение преступления неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, германскими шпионами и т.д[19].

О применении смертной казни указывалось в постановлении Нарком-юста РСФСР от 16 июня 1918 г., в котором говорилось о том, что революци­онные трибуналы не связаны никакими ограничениями в выборе мер борьбы с преступлениями. Приговоры к смертной казни выносились также «тройка­ми» или «пятерками» чрезвычайных комиссий на основе «революционного правосознания». Обжалованию они не подлежали. Постановлением от 5 сен­тября 1918 г. «О разном терроре» было закреплено применение смертной казни. Применение смертной казни было в виде расстрела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать