Данное положение свидетельствует о том, что не только все вопросы законодательного регулирования, но любые научные исследования не могут быть признаны до конца полными и объективными без учета их международно-правовых аспектов. Это в полной мере относится и к проблемам, связанным с регулированием правового положения осужденных к лишению свободы. На этом основании мы бы хотели провести анализ, позволяющий выявить характерные черты и особенности, присущие правовому положению лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, с позиций международных актов. В начале остановимся на общих проблемах, касающихся влияния международно-правого регулирования на национальную правовую систему, а затем рассмотрим вопросы, непосредственно относящиеся к теме нашего исследования.
В юридической науке существуют различные точки зрения о соотношении международного и национального права. Одни ученые придерживаются дуалистической концепции, суть которой состоит в том, что эти системы рассматриваются как различные, но взаимосвязанные между собой явления, другие – монистической, которая исходит из примата какого-то одного из прав над другим.
Учитывая, что Конституция РФ недвусмысленно провозгласила приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственными законодательными актами, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, каково же их непосредственное воздействие на правовое положение осужденных к лишению свободы.
На протяжении большей части периода действия союзно-республиканского законодательства далеко не всегда за международными нормами, оказывающими влияние на правовое положение лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, официально признавалось какое-либо значение, помимо сугубо информационного. Эти нормы самостоятельно не освещались и не были введены в широкий повседневный научный оборот.
И только последние несколько лет отечественная доктрина стала рассматривать правовое положение осужденных к лишению свободы как комплексное явление, имеющее внутригосударственную и международную стороны. Однако и это не дает повода для оптимизма, т.к. если в национальных законодательствах большинства развитых стран мира (США, Япония, страны Западной Европы) содержание этого понятия так или иначе раскрыто, то в России его международные аспекты до сих пор не получили должной правовой оценки и закрепления. Оно еще не до конца «переведено» на юридический язык и не имеет четкого правового содержания.
Анализ действующих в рассматриваемой сфере правоотношений международных документов позволяет сделать вывод, что они по сути являются своего рода отражением компромисса сторон, участвовавших в их подписании, создавая тем самым сходный правовой режим обеспечения юридического положения рассматриваемой категории лиц. Целью такого международного регулирования является формирование унифицированного законодательства, обеспечивающего осужденным к лишению свободы равные юридические возможности по реализации своих прав и свобод в любом государстве мира.
Существует множество международных соглашений о правах человека, затрагивающих вопросы регламентации правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Они закрепляют основные моменты, которые являются приемлемыми с точки зрения большинства стран мира и которые должны соблюдаться государствами-участниками данных соглашений. Нас интересует, каковы ключевые идеи, заложенные в них и что составляет ядро норм, содержащихся в этих международных документах.
Основой всех международных норм и принципов в области прав осужденных к лишению свободы выступает узловое положение о незыблемости естественных прав человека. Оно нашло свое отражение в таких важных документах, как Устав ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, международные пакты о правах человека и др. в качестве одного из основополагающих принципов международного права. На этом принципе базируются все остальные ключевые идеи, заложенные в нормах данной правовой системы. Его сущность состоит в том, что лица, находящиеся в исправительных учреждениях, имеют право на жизнь, личную физическую и психическую неприкосновенность, охрану своей чести и достоинства и т.д. К содержанию указанных прав следует отнести, прежде всего, запрет на пытки, применение насилия, унизительное или бесчеловечное обращение. Такие действия носят противоправный характер, т.к. нарушают личную неприкосновенность осужденных к лишению свободы, принуждают к совершению поступков, противных их воле, низводя тем самым их до положения бесправных рабов. Однако, несмотря на наличие многочисленных соглашений, запрещающих такие и аналогичные им деяния, международное сообщество продолжает сталкиваться с подобными фактами. К сожалению, не является здесь исключением и Российское государство. Согласно информации, почерпнутой из доклада Уполномоченного по правам человека за 1999 год, более 25% от всех обращений, поступивших на его имя, были связаны с нарушениями прав и свобод в уголовно-исполнительной сфере. Поэтому заявленный в Конституции РФ тезис о правовом государстве, в котором деятельность всех властных структур направлена на соблюдение и защиту прав и свобод человека, в том числе и лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на практике весьма далек от действительности «…и отражает, видимо, соответствующую цель государства и общества». В этом плане нельзя не согласиться с мнением Ж. Пикте, который считает, что в связи с указанными обстоятельствами усилия мирового сообщества должны быть направлены не на выработку новых норм, налагающих запрет на данные деяния, а на усиление влияния уже существующих.
Следующим основным принципом, относящимся к сфере международного регулирования правового положения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следует назвать закрепление прав и свобод в международных соглашениях и их гарантированность. Несмотря на лишение человека свободы, он остается полноправным членом общества: за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, сохраняется практически весь спектр прав и свобод, присущих законопослушным гражданам, в ряде случаев приобретающий особые формы реализации. Так, например, в Международном пакте о гражданских и политических правах указывается: «каждый человек, где бы он ни находился, не может быть ограничен в признании его прав перед законом».
Одновременно с этим осужденные к лишению свободы, в соответствии с международно-правовыми документами, становятся обладателями специфических прав и свобод, присущих только лицам рассматриваемой категории. Нормативные предписания, содержащиеся в этих документах, отражают особенности их правового положения и раскрывают содержание указанных прав и свобод. Так, например, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными говорится, что в обращении с заключенными следует подчеркнуть не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Помимо этого там же подчеркивается: «…следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум прав и интересов» .
Далее, развивая общую формулу правового положения осужденных к лишению свободы, международные соглашения акцентируют внимание на том, что государствам необходимо не только уважать их юридическое положение, а также гарантировать им полное соблюдение законодательно закрепленных прав. Права и свободы, предусмотренные Конституцией и законами государства, могут быть наполнены содержанием только в том случае, если возможность их осуществления будет надежно обеспечена наличием соответствующих механизмов реализации.
В качестве еще одного из важнейших принципов, заложенных в международных документах, посвященных лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, являются положения, касающиеся уважения и защиты правового статуса лиц данной категории. Говоря об основных аспектах этой проблемы, нельзя не согласиться с мнением В.И. Селиверстова, что умаление лиц данной категории в правах и законных интересах, как граждан государства, не должно влечь автоматического ограничения в средствах их охраны. Наоборот, чем больше ограниченность правового положения осужденного к лишению свободы, тем разнообразнее должны быть способы его защиты. Содержание указанных положений имеет огромное значение, и упоминание о них лишь вскользь будет неверным, поэтому в дальнейшем постараемся более подробно раскрыть их в рамках отдельного параграфа, посвященного юридическим гарантиям защиты лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.
Идея о подготовке одинаковых для всех государств стандартов в сфере правового положения осужденных к лишению свободы позволяет вести разговор о необходимости разработки более детальных международных гуманитарных принципов и норм. Однако реализации этой идеи невозможно достичь без обобщения уже накопленного мировым сообществом потенциала в сфере регламентации прав человека. А это, в свою очередь, вынуждает нас обратиться к вопросу о классификации норм, касающихся регулирования правового положения лиц, находящихся в исправительных учреждениях.
В юридической литературе данная проблема не имеет однозначного решения. Так, Б.Н. Топорнин выделяет среди международных норм три вида: 1)нормы-принципы; 2) нормы, для реализации которых нужен закон; 3) нормы прямого действия. С.В. Бахин поддерживает идею официальной классификации, которая вытекает из предметного разграничения прав и свобод осужденных к лишению свободы, предусмотренного действующими межгосударственными соглашениями. В соответствии с их содержанием он делит международные нормы на регулирующие: 1) гражданско-политические; 2) экономические; 3) социальные; 4) культурные права лиц данной категории. В качестве позитивных моментов данных классификаций можно назвать их доступность и простоту, облегчающую работу исследователей и правоприменителей при поиске данных норм.
Вместе с тем, на наш взгляд, указанные классификации следует признать не затрагивающими все аспекты рассматриваемого явления. Думается, здесь необходим комплексно-системный подход, позволяющий видеть проблему более многопланово. Мы считаем, что классификация должна выглядеть следующим образом.
Первым ее основанием следует назвать юридическую силу норм, содержащихся в международных соглашениях, касающихся правового положения осужденных к лишению свободы. В зависимости от этого их можно разделить на следующие виды: 1) обязательные правила поведения общего характера (императивные нормы); 2) правила поведения, не имеющие столь высокого юридического значения для государства (нормы-рекомендации). К первым необходимо отнести нормы, содержащиеся в пактах, конвенциях и других документах, подлежащих ратификации высшим законодательным органом государства и поэтому имеющих обязательную для него силу. В число таких документов входят, например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, многочисленные дву- и многосторонние международные договоры, подписанные с участием нашей страны и др.