Структура правового статуса осужденных к лишению свободы

Императивные нормы не допускают каких-либо отступлений от их предписаний как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов, что прямо вытекает из положений ст.5 Международного пакта о гражданских и политических правах. Так, например, согласно нормам современного международного права, даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для оправдания пыток и других бесчеловечных видов наказания, применяемых к осужденным к лишению свободы.

Обязательные нормы, сформулированные в различных международных соглашениях, касаются, как правило, принципов, регулирующих рассматриваемую нами сферу правоотношений либо затрагивают права и свободы лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Так, в частности, данные нормы содержат положения о запрещении всякой дискриминации осужденных к лишению свободы по признаку расы, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального и социального происхождения, пола, возраста, имущественного положения. Или, например, положения о том, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, на всемерное оказание им помощи со стороны общества.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением И.В. Шмарова, считающего, что значение сформулированных в международных соглашениях принципов и общих положений о защите прав человека и обращении с осужденными к лишению свободы, имеющих императивный характер, определяется тем, что они: 1) носят межгосударственный характер, в связи с чем стабильны и не зависят от складывающейся в конкретной стране обстановки, сформировавшейся под влиянием различных политических, идеологических, экономических и криминологических факторов, и, следовательно, 2) являются четким ориентиром для развития национального законодательства, так как были выработаны на основе многолетней практики стран – членов ООН.

Другой вид норм, нашедший свое отражение в международных документах, касающихся правового положения осужденных к лишению свободы, носит для государств рекомендательный характер, хотя и подлежит учету при разработке новых законодательных актов в этой сфере. К этой группе относятся нормы, содержащиеся в документах, принимаемых Генеральной Ассамблеей ООН либо каким-то другим ее главным органом (например, Экономическим и Социальным Советом), а также международными конференциями, съездами и конгрессами. Сюда входят: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. и одобренные Экономическим и Социальным Советом в 1957 г.) и др.

Вместе с тем, несмотря на рекомендательный характер указанных международно-правовых норм, их юридическое значение не следует недооценивать. Хотя эти правила поведения и не имеют обязательного юридического значения в международном праве, они широко признаны мировым сообществом. Как в резолюциях ООН, так и в документах региональных международных организаций (например, Европейского Союза) предусмотрен контроль за их реализацией, чтобы сохранить их высокий моральный и политический уровень в международном масштабе.

Нормы, содержащиеся в названных документах, призваны оказывать влияние на развитие национального законодательства, регулирующего различные аспекты правового положения осужденных к лишению свободы. Они охватывают широкую сферу отношений, возникающих между государственными органами и лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, и содержат рекомендации прогрессивного и гуманистического характера.

Пример тому – некоторые положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В них указывается, что с учетом разнообразия юридических, социальных, экономических и географических условий в различных странах мира не все они могут применяться повсеместно и одновременно. Однако, вместе с тем, в других международных нормах содержатся рекомендации о необходимости постоянного стремления к их наиболее полной реализации. Так, в Процедурах эффективного осуществления указанных правил говорится о том, что всем государствам, чьи нормы в отношении защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-либо форме, не соответствуют Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, рекомендуется принять эти правила.

Следующее основание для классификации международно-правовых норм, регулирующих вопросы правового положения осужденных к лишению свобо-ды – степень их общности. В зависимости от этого данные нормы можно условно разделить на две группы: 1) общие (универсальные) и 2) специальные. Первые относятся к правам человека в целом и лишь в отдельных моментах затрагивают специфическое положение осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Вторая группа стандартов принимается специально для лиц данной категории.

Другой классификационный признак рассматриваемых международных норм – зависимость от источника происхождения. Среди них можно выделить:

1) правила поведения, содержащиеся в межгосударственных договорах (пактах, конвенциях и др.);

2) нормы и принципы, принятые международными межправительственными организациями (например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН). Международные договоры обязательны для государств, их подписавших и ратифицировавших, а решения международных организаций имеют рекомендательный характер.

Следующим основанием классификации является содержание закрепленных в международно-правовых документах правомочий лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В соответствии с этим основанием можно выделить нормы, которые включают в себя: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические; 4) культурные права лиц данной категории.

Любопытную позицию в отношении классификации норм, регулирующих правовое положение осужденных к лишению свободы, высказывает в своих более поздних работах В.А. Карташкин. Он предлагает делить их на негативные и позитивные. Первые носят такое название потому, что для обеспечения прав, закрепленных в этих нормах, государству не нужно предпринимать каких-либо конкретных действий, оно должно лишь не вмешиваться в их осуществление. Сюда, по мнению автора, относятся, в основном, политические права. Во вторую группу, называемую позитивной, подлежат включению, как правило, социально-экономические права, т.к. для реализации заложенных в них норм требуются определенные действия со стороны государства.

Однако, по нашему мнению, такое деление можно допустить лишь с определенными оговорками. Ведь в любом случае для реализации как негативных, так и позитивных норм государство должно осуществить ряд мероприятий, где-то в большей, где-то в меньшей степени (привести в соответствие с международными соглашениями национальное законодательство, создать финансовую основу для реализации той или иной правовой нормы и др.).

Весьма интересной в аспекте рассматриваемых проблем представляется точка зрения М.Л. Энтина, который предлагает классифицировать исследуемые международные нормы в зависимости от того, как признаваемые права и свободы лица, содержащегося в исправительном учреждении, обслуживают его интересы. По его мнению, их систематизация требует выделения среди них двух больших групп:

I. Нормы международного права, позволяющие осужденному к лишению свободы пользоваться его правами.

II. Нормы международного права, которые дают ему возможность процессуальной защиты.

В свою очередь, международно-правовые нормы первой из указанных групп подразделяются на: 1) обслуживающие физическую целостность осужденного к лишению свободы и 2) гарантирующие его социальную самореализацию. Права, защищающие физическую целостность человека, включают в себя право на жизнь, запрет пыток, наказаний и обращений, унижающих человеческое достоинство и др. К числу прав, гарантирующих свободу социальной реализации осужденного, включая духовную, профессиональную и политическую составляющие, относятся свобода мыслей, свобода совести и вероисповедания, право на образование и др.

Во вторую категорию входят многочисленные права, вытекающие из права на судебную защиту. Это права, гарантирующие независимость и беспристрастность судебных органов при рассмотрении жалоб осужденных к лишению свободы по поводу нарушений их прав, а также процессуальные гарантии, обеспечивающие своевременность и публичность судебных разбирательств с их участием.

Как известно, в 1989 г. наша страна присоединилась к итоговому документу Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, на основании которого были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными актами о защите прав человека, в том числе и в сфере уголовной юстиции. Согласно данным обязательствам, государства–участники должны «…обеспечивать, чтобы со всеми лицами, содержащимися в заключении, обращались гуманно и с уважением достоинства, присущего человеческой личности». Кроме того, стороны, подписавшие указанный документ, взяли на себя обязанность за эффективное обеспечение возможности этих лиц знать свои права и обязанности. Ведь очевидным является тот факт, что для повсеместного соблюдения прав осужденных к лишению свободы необходимо не только наличие развитого демократического законодательства, но и меры по распространению знаний в этой области.

Взятие на себя указанных обязательств обусловлено тем, что разрыв в знаниях национальных законодательных актов и требований существующих международных стандартов в сфере правового положения осужденных к лишению свободы актуализирует проблему организации процесса информирования о действующих в этой области межнациональных правовых документах.

Из указанных положений следует, что во время нахождения в исправительном учреждении осужденные не могут ограничиваться в праве на получение информации по вопросам, затрагивающим их правовое положение. В связи с этим представляется необходимым расширить практику публикаций национальных и международных актов по правам человека и сделать доступным их изучение в исправительных учреждениях. Этими мерами мы не только добьемся выполнения взятых на себя международных обязательств, но и повысим общий уровень правовой грамотности осужденных к лишению свободы, защитив их тем самым от неправомерных действий со стороны государственных органов.

Одним из узловых моментов исследуемой нами проблемы является вопрос о воздействии международно-правовых норм на внутригосударственное законодательство, их внедрении (имплементации) в национальную правовую систему. Согласно действующему федеральному закону РФ «О международных договорах» 1995 г., возможны два пути реализации международных норм в национальной системе права. Первый – их непосредственное действие наряду с нормами российского законодательства. Второй - приведение в соответствие с ними внутригосударственных правовых актов. Оба эти направления применяются в современном российском законодательстве.

Первый из указанных способов состоит в применении международных норм наравне с правилами поведения, содержащимися во внутригосударственных правовых актах (например, положения, отраженные в Международном пакте о гражданских и политических правах). До начала 90-х гг. наше законодательство не содержало юридических норм, обязывающих приводить тот или иной закон в соответствие с положениями международных соглашений. По мнению И.В. Шмарова, это повлекло за собой ситуацию, когда ряд международных пактов и конвенций, ратифицированных нашей страной, существовали сами по себе, а отдельные институты и нормы конкретных отраслей права, противоречившие им, продолжали действовать и применяться на практике. И эта проблема остается актуальной и по сей день. А ведь формирование правового государства и гражданского общества предполагает последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, а также положений международных договоров, участником которых является наше государство.

Первая попытка устранения данной коллизии была предпринята в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Отмечая необходимость приведения законодательства России в соответствие с принятыми мировым сообществом стандартами прав и свобод человека, декларация в ст.1 установила, что общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР. Статья 15 ныне действующей Конституции РФ подтвердила указанное положение: «…общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Второй способ реализации нашел свое отражение в специализированных международных документах (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Европейские тюремные правила и т.п.), которые в основном представляют собой акты международных организаций и являются лишь вспомогательными источниками международного права. Они не обладают юридической силой, имеют рекомендательный характер и поэтому не требуют обязательной реализации. Специфика этих соглашений состоит в том, что они не содержат международно-правовых обязательств государств. Для того, чтобы обеспечить их осуществление, необходимо подготовить весьма обширную национальную правовую базу и принять соответствующие законодательные акты.

Как правильно отмечают в своей работе В.А. Уткин и А.И. Зубков, программный, направленный на будущее, неконкретный характер этих международно-правовых документов, а также отсылка к национальному законодательству как способу их осуществления исключают самоисполнимость содержащихся в документах предписаний.

Тем не менее, несмотря на разные возможности, заложенные в указанных способах претворения в жизнь международных норм в национальных правовых системах, и общие принципы, и конкретные юридические нормы, касающиеся правового положения осужденных к лишению свободы, могут быть использованы в судебной практике и при толковании внутригосударственных норм права. Некоторые из таких положений получили юридическое признание национальных судов ряда европейских стран (так, например, широко используются Европейские тюремные правила). Вполне возможно, что по такому же пути пойдут и российские судебные органы, когда будут рассматривать жалобы осужденных к лишению свободы в связи с нарушениями их прав и законных интересов.

По нашему мнению, большое количество международных соглашений в сфере гуманитарного права, которые зачастую весьма непоследовательны в своем изложении, а иногда вообще просто не соответствуют друг другу, создает определенные противоречия в данной области правового регулирования. Ведущее место во всех международных документах, посвященных определению особенностей правового положения осужденных к лишению свободы, занимает проблема регламентации их прав и свобод. Анализируя их сущность и содержание, можно сделать вывод о необходимости установления их хотя бы примерного перечня, подобного Минимальному стандарту прав и свобод человека, закрепленному в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г.

Небезынтересной в этом плане представляется точка зрения В.М. Чхиквадзе, который считает целесообразным создание единого международного акта по правам человека в виде кодекса. В нем следует собрать воедино и систематизировать все те многочисленные нормы, которые разбросаны ныне по разным документам. Один из разделов этого кодекса, по нашему мнению, должен быть непосредственно посвящен вопросам регулирования правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Учитывая повсеместные нарушения прав лиц данной категории, целесообразно сформулировать в кодексе принципы, которые отражали бы основные идеи, заложенные в международных документах, относящихся к защите прав человека.

Такой кодекс, безусловно, способствовал бы единообразию подходов в понимании правового положения осужденных к лишению свободы, послужил бы делу интернационализации и гуманизации международных отношений, созданию юридической базы для мирового правопорядка, стал важным инструментом деятельности различных национальных и международных механизмов контроля в сфере прав и свобод личности.

Несмотря на то, что принятие международного кодекса по правам человека является весьма отдаленной перспективой, нашему государству уже в настоящее время требуется провести серьезную нормотворческую работу, связанную с необходимостью разработки новых законодательных актов, закрепляющих и конкретизирующих общие положения, сформулированные в международных соглашениях, относящихся к области прав человека в целом. Кроме того, нам необходимо внести изменения в действующие нормативно-правовые акты, относящиеся к осужденным к лишению свободы. В них следует как можно более полно отразить международно-правовые аспекты правового положения лиц данной категории, а также закрепить гарантии защиты их прав при исполнении указанного вида наказания.



Литература


1.                              Благов Е.В. Назначение наказания (теория и практика): монография / Е. В. Благов. - Ярославль: Яросл.гос. ун-т, 2002. - 176 с.

2.                             Андреева В.Н. Назначение наказания с учетом обстоятельств, смягчающих наказание, по уголовному законодательству зарубежных стран // Российский следователь. - 2004. - №1.-с.42-45.

3.                              Питецкий В. Назначение наказания при рецидиве преступлений // Законность. - 2004. - №9.-с.40-43.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать