Уголовная ответственность за контрабанду
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Определение контрабанды и ответственность за неё в новых
законодательных документах…………………………………………. 4
1.1 Контрабанда табачных изделий………………………………………..11
1.2 Контрабанда биопродукции, редких видов флоры и фауны……….11
1.3 Контрабанда предметов культуры и произведений искусства…...13
Глава 2. Последствия контрабанды………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………….24
Введение
Контробанда,т.е перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов за исключением указанных в части второй настоящей статьи,совершоное помимо или с сокрытием от таможеного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжонное с недекларированием или недостоверным декларированием,наказывается лищением свободы на срок до пяти лет.
2.Перемещение через таможеную границу РФ наркотических
средств,психотропных,сильнодействующих,ядовитых,отровляющих,ради-
октивных или взрывчатых веществ,вооружения,взрывных устройств,ог-
нестрельного оружия или боеприпасов,ядерного,химического,биологи-
ческого и других видов оружия массового поражения, материалов и
оборудования которые могут быть использованы при создании оружия
массового поражения и в отношении которых установлены специальные
правила перемещения через таможенную границу РФ , стратегически
важных сырьевых товаров и культурных ценностей,в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную
границу РФ ,если это деяние совершено помимо или с сокрытием от
таможенного контроля либо с обманным использованием документов
или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларрованием или недостоверным декларированием,-наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
3.Деяние предусмотренные частями первой или второй настоящей
статьи, совершенные:
а)неоднократно
б)должностным лицом с использованием своего служебного положения
в)с применением насилия к лицу,осуществляющему таможенный
контроль,наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет
с конфискацией имущества или без таковой.
4.Деяние, предусмотренные частями первой, второй или третьей
настоящей статьи, совершенные организованной группой ,наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.
ПРИМЕЧАНИЕ. Деяние предусмотренное частью первой , признается совершенным в крупном размере, если стоимость товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда.
Глава 1
Определение контрабанды и ответственность за неё в новых законодательных документах.
С принятием УК РФ 1996 г. был криминализирован ряд общественно опасных деяний, причиняющих существенный вред в сфере таможенного дела. Расширение перечня таможенных преступлений в свою очередь в определенной мере усложнило задачу правоохранительных органов по правильной квалификации указанных преступных деяний и разграничении их между собой.
Наиболее серьезные трудности в практической деятельности правоохранительных органов возникают при разграничении контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, свидетельством чему является разноречивость следственно-судебной практики, а также научная полемика, развернувшаяся в последнее время на страницах юридической периодической печати. Сложности разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, как верно отмечает Красиков Ю., во многом возникают в связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции и для их толкования необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их содержания и смысла.
Анализируя нормы, содержащиеся в ст.ст. 188 и 194 УК РФ, отдельные авторы утверждают, что «законодатель фактически искусственно разделил одну норму на две», так как «состав преступления, указанный в ст. 188, полностью поглощает состав ст. 194». Безусловно, рассматриваемые преступления имеют сходные между собой признаки, но, думается, что в целом с подобными утверждениями вряд ли можно согласиться, и прежде всего потому, что в указанных статьях УК РФ содержатся нормы, формулирующие признаки преступлений, существенно различающихся по непосредственному объекту. Непосредственный объект преступления является одним из основных критериев разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей (как, впрочем, и разграничения контрабанды с другими таможенными преступлениями). Норма, закрепленная в ст. 188 УК РФ, направлена на защиту общественных отношений, регламентирующих установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей посягает на общественные отношения, определяющие установленный порядок уплаты таможенных платежей в доход государства и формирование доходной части бюджета государства. Очевидная содержательная разница общественных отношений, охраняемых ст. 188 и ст. 194 УК РФ, свидетельствует о самостоятельности контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей.
Думается, что разграничивать контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей следует также по предмету посягательства. Так, предметом контрабанды являются любые товары или иные предметы как указанные, так и не указанные в ст. 188 УК РФ; предметом уклонения от уплаты таможенных платежей, выступают таможенные платежи, предусмотренные ст. 110 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ), а точнее те денежные средства, которые государство недополучит в результате невыполнения гражданином обязанности по уплате таможенных платежей при перемещении товаров с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого.
Законодатель по-разному определил крупный размер для рассматриваемых преступлений. При совершении контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, лицо подлежит уголовной ответственности, если стоимость перемещенных товаров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.
С объективной стороны контрабанда состоит в незаконных действиях по перемещению через таможенную границу РФ товаров или иных предметов в крупном размере (ч. 1 ст. 188 УК РФ), либо товаров, ограниченных или изъятых из свободного гражданского оборота (ч. 2 ст. 188 УК РФ). При этом способы контрабанды исчерпывающе изложены в законе: перемещение помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием.
С точки зрения особенностей законодательной конструкции объективной стороны можно констатировать, что контрабанда является преступлением с формальным составом и считается оконченной с момента совершения общественно опасного деяния - фактического незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу РФ.
Каждое из действий, составляющих контрабанду являются самостоятельными и совершаются в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля.
Контрабанду следует отграничивать от невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) по таким элементам состава как объект, объективная сторона и субъект.
Непосредственным объектом невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования деятельности, связанной с владением и распоряжением предметами художественного, археологического и исторического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию РФ.
Различий по предмету между указанными преступлениями проводить не следует, так как по смыслу термин «культурные ценности» включает в себя предметы художественного, исторического и археологического достояния, которые отнесены к предметам преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ. Указанные понятия имеют одинаковое содержание и юридическое значение. Как верно отмечено Грязновым А.В., «это различие терминологическое, а не сущностное и относится к проблемам законодательной техники, изъяны которой в данном случае очевидны: одни и те же предметы названы в законе по-разному».
Необходимо иметь ввиду, что ответственность по ст. 190 УК РФ может наступить только в случае неуважительности причин невозвращения. Под уважительными причинами, исключающими уголовную ответственность, следует понимать объективные обстоятельства, лишившие лицо, вопреки собственной воле, возвратить в установленный срок из-за границы в Россию временно вывезенные с ее территории культурные ценности (например, стихийные бедствия, военные действия, болезнь и т.п.).
В отличие от контрабанды, субъектом совершения которой может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста (общий субъект), субъект преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, характеризуется дополнительными признаками. Особенностью субъекта данного состава является то, что таковым может быть только то лицо, на которое возложена ответственность за возвращение предметов культурного достояния в Россию в установленный срок. Это может быть собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное собственником в установленном законом порядке на осуществление действий по временному вывозу культурных ценностей, должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченные ею на временный вывоз предметов. При отсутствии такой обязанности лицо не может нести ответственность по ст. 190 УК РФ.
Отдельные авторы считают, что если лицо имело умысел на оставление культурных ценностей за рубежом уже в момент их вывоза, а обязательство об обратном ввозе этих предметов на территорию РФ представило в таможенные органы без намерения его исполнить, то такие действия надлежит квалифицировать как контрабанду, совершенную с обманным использованием документов. Приведенное мнение нам видится ошибочным, так как указанные предметы вывозятся из РФ на законных основаниях и признавать представляемые документы (если на самом деле они оформлены надлежащим образом) поддельными, недействительными и т.п. нет оснований, равно как одного лишь умысла явно недостаточно для признания подобных действий контрабандными.