Контрабандные сигареты не подпадают под законные ограничения и правила здравоохранения, такие как запрет продажи табака несовершеннолетним, требования к этикеткам и правила, касающиеся допустимых добавок.
И, наконец, увеличение контрабанды сигарет также означает расширение возможностей для организованной преступности, которая также занимается деятельностью и в других областях, например, наркотиками, что может повысить общий уровень коррупции в стране. Контрабанда в крупных масштабах означает наличие криминальных организаций и достаточно развитой системы распространения контрабандных сигарет на местном уровне. Контрабанда охватывает международные марки, выпускаемые транснациональными компаниями и распространяемые криминальными организациями, которые действуют во всех частях мира и могут в больших количествах беспошлинно покупать сигареты, которые до этого "исчезли" при международных перевозках.
Для ограничения контрабанды целесообразно принять следующие меры:
Увеличение штрафных санкций. Контрабандисты занимаются контрабандой сигарет, потому что ее выгода превосходит риск. Необходимо пересмотреть штрафы в сторону увеличения, чтобы их размер в комплексе с возможностью быть пойманным делал контрабанду финансово непривлекательной.
Требования наличия акцизной марки на табачных изделиях. Цель заключается в создании четкого различия между легальным и нелегальным товаром, чтобы контрабандный товар было легко обнаружить, а закон легко выполнить. Такие марки должны быть наглядными и расположены на каждой пачке под целлофановой упаковкой. Дизайн их должен быть разработан так, чтобы их было сложно подделать.
Требование специальной упаковки и маркировки продукции, указывающей на ее беспошлинный статус. Борьба с контрабандой требует осуществления строгого контроля над транспортировкой беспошлинных сигарет. Там, где это разрешено, в магазинах беспошлинной торговли или еще где-либо, эти пачки должны быть четко промаркированы как беспошлинные. Продавцы розничной торговли, потребители и лица, осуществляющие контроль над выполнением закона должны быть в состоянии легко определить, какой товар беспошлинный, а какой - нет.
Требование наличия специальной лицензии для производства, экспорта, импорта, оптовой торговли, розничной торговли, а также хранения табака. Лицензии помогают определить и проследить за действиями различных лиц в табачной сфере и способствуют реализации антиконтрабандных законов. Лицензия может содержать определенные условия, при нарушении которых или при нарушении табачного законодательства она может быть приостановлена. Угроза потери лицензии может отвратить потенциальных торговцев от контрабандных сигарет.
Требование, чтобы каждый производитель табачных изделий печатал свой уникальный серийный номер на всех пачках своих табачных изделий. Это поможет властям определить производителя изделий, место и дату выпуска. Если позволит технология, этот номер может быть заменен на знак цепи владельцев, который не только поможет властям определить производителя, но также выявит дистрибьютора, оптового торговца и экспортера.
Требование ведения учета. Необходимо ведение учета и системы отслеживания, которые будут налагать ответственность на производителей за то, чтобы сигареты легально прибыли на рынок по месту назначения. Сигареты могли бы транспортироваться только при наличии информации обо всех промежуточных торговых компаниях, о маршруте и об окончательном пункте назначения. Компьютеризированные системы контроля помогут государствам выполнять проверку в режиме реального времени и анализировать возможный риск перед выпуском на маршрут каждой партии табачных изделий. В этом случае страны будут иметь информацию по каждой отдельной партии и смогут осуществлять выборочные проверки на месте, как и когда они выберут. В Гонконге использование компьютеров для отслеживанием передвижения сигарет и сотрудничество с другими странами способствовало значительному падению уровня контрабанды сигарет.
Требование, чтобы на экспортных сигаретах обозначалась страна, для которой они предназначены, и предупреждения о вреде для здоровья были сделаны по правилам этой страны. В большинстве стран мира существуют правила, которые обязывают компании печатать предупреждения о вреде для здоровья на пачках табачных изделий. Стиль, формулировка, расположение и язык этих предупреждений отличаются в разных странах. Экспортеры должны обозначать страну назначения и гарантировать, что табачные изделия для конкретной страны имеют соответствующей формы предупреждение. Так же можно потребовать наличие особых этикеток для сигарет, которые не экспортируются.
Требование, чтобы экспортеры оформляли таможенные закладные по поставкам сигарет, которые могут быть закрыты только в том случае, если доказано, что партия достигла своего пункта назначения.
Установление умеренных ставок налогов и таможенных пошлин. Опыт борьбы с этим злом доказывает, что если правительства некоторых ужесточают систему налогообложения, то тем самым предоставляют еще большую возможность для контрабандистов удовлетворять спрос потребителей.
В качестве примера можно привести ситуацию в Канаде. В начале 80-х годов в этой стране были умеренные налоги на сигареты и контрабанда была незначительной. Затем, в 1986 году, федеральное правительство значительно увеличило налог на табак, в связи с чем увеличилось количество контрабандных продаж на сигаретном рынке. В этих условиях контрабанда стала чрезвычайно прибыльной и организованная преступность стала более эффективной в обслуживании рынка. В 1993 году, к примеру, легальная коробка сигарет стоила 45-50 долларов, в то время как контрабандные сигареты продавались по 18 долларов за коробку. Исследования того времени показали, что около 30% всего рынка Канады составляла контрабанда и потеря налоговых доходов равнялась 1 биллиону канадских долларов.
Объем ввозимых на территорию России товаров, декларируемых не своими наименованиями, достигает, по данным ГТК РФ, 40%.
Предметом контрабанды при осуществлении экспортных операций являются цветные и редкоземельные металлы, лес, сырье стратегического характера, биопродукция.
Огромные потери несет государство в сфере добычи, переработки и экспорта углеводородного сырья. По данным западноевропейских экспертов, при цивилизованной организации торговли сырьем и ресурсами Россия могла бы иметь в виде прибыли до 100 млрд. долларов ежегодно.
Рассмотрим основные методы осуществления контрабандных операций при экспорте.
"Традиционный" метод. Предполагает противоправное пересечение таможенной границы, минуя таможенные посты, либо путем фальсификации таможенных документов. Данный метод получил наибольшее распространение на границах с Беларусью и Казахстаном. В ряде случаев используется сговор с представителями военно-воздушных, сухопутных, военно-морских сил с целью использования транспортных средств, морских баз и спецаэродромов в обход таможенного контроля.
Незаконный
вывоз под прикрытием внутритаможенного транзита.
Особенно рельефно эти операции проявились в индустриально развитых регионах
России, а также регионах, получивших статус наибольшего благоприятствования.
Это, прежде всего, относится к Северо-Западному региону страны, в частности,
Калининградской области, которая в силу своего особого географического
положения стала еще в 1994 году одним из основных каналов контрабандных
операций. В Калининградскую область вывозится значительные объемы стратегически
важных сырьевых ресурсов из большинства регионов России, даже с Дальнего
Востока.
Сущность данной схемы контрабанды состоит в следующем. Сырьевые ресурсы по документам отправляются в Калининградскую область в адреса несуществующих фирм, либо фирм, представители которых предоставляли дельцам свои реквизиты. В пути следования через Беларусь или Прибалтийские государства груз переадресуется местными фирмами в адрес фирм дальнего зарубежья. Фирма - получатель груза - обеспечивается фиктивными документами о получении груза.
Данный метод используется также для вывоза сырьевых ресурсов под видом отправленных из стран СНГ и проходящих транзитом через территорию России. Осуществлется подделка декларации, подкуп служащих таможни. Особое распространение получил при вывозе нефти, металла, леса в Китай, Иран через Украину, страны Средней Азии и Закавказья.
Для иллюстрации масштабов подобной формы незаконного экспорта можно привести результаты оперативно-профилактической операции "Транзит", проведенной МВД России во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами в 1994 -1995 годах и являющейся одной из многих в серии мер, направленных на пресечение контрабанды. Проверке подверглись более 6 тысяч российских и иностранных хозяйствующих субъектов, осуществивших отгрузки материальных ценностей на сотни миллиардов рублей в адреса калининградских фирм, предприятий и организаций. В результате, только на начальном этапе операции было выявлено свыше 1,3 тысяч фактов контрабанды, хищений, взяточничества, других злоупотреблений, ущерб от которых превысил 210 млрд. рублей, разоблачена деятельность свыше 100 организованных преступных групп. По уголовным делам у преступников было изъято и описано имущества на сумму 60 млрд. рублей. Было вскрыто 25 фиктивных и более 50 действующих фирм, реквизитами которых пользовались преступники для прикрытия противоправного вывоза ресурсов из России. При этом была также пресечена попытка незаконного вывоза ресурсов на сумму более 40 млрд. рублей.
Одним из результатов приостановления так называемого калининградского транзита стало повышение цен на бензин в Литве в два раза и на металлы на Лондонской сырьевой бирже.
Контрабанда товаров под прикрытием вывоза товаров на временное хранение и переработку за рубежом. Вывезенные ресурсы не возвращаются. В контролирующие органы представляются фиктивные документы о пересечении грузом российской таможенной границы уже в качестве экспортной поставки. Иногда оформляются подложные отказные письма от имени подставных российских предприятий и организаций, которые якобы должны были получить продукты переработки. Таким образом, они мотивируют продажу товаров за рубежом.
Например, крупные партии нефти и нефтепродуктов вывозятся из России без оформления экспортных контрактов на Украину и в Белоруссию, а затем в нарушение обязательств по временному хранению и переработке реализуются в странах Западной Европы и в США. Для сокрытия подобных сделок в таможенные органы представляются фиктивные документы о якобы ввезенных в Россию товарах.
Вывоз в рамках официально заключенных экспортных контрактов с учрежденными ими же за рубежом фирмами. При этом цены официального экспортного контракта, как правило, занижаются. Данный способ применяется при экспорте редкоземельных металлов и другого ценного сырья, требующего тщательной экспертизы и заключения специалистов о качестве.
В связи с осуществлением толлинговых операций с зарубежным давальческим сырьем. В ряде случаев в обратном направлении из России вывозится не готовая продукция, а собственное российское сырье. Используются фиктивные документы на продукцию и сырье.
Незаконный вывоз под прикрытием предприятий с иностранными инвестициями и совместных предприятий. Вывозится сырье, не являющееся продукцией собственного производства, либо разрешенной к беспошлинному вывозу.
Незаконный вывоз за рубеж российских стратегически важных сырьевых товаров зачастую сопровождается хищениями, взяточничеством, уклонением от налогообложения и другими злоупотреблениями, наносящими значительный урон экономическим интересам России.
Для достижения своих корыстных целей преступные формирования активно проникают в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий топливно-энергетического, металлургического и лесного комплексов, создают для прикрытия своей противоправной деятельности различные коммерческие структуры.
Заключение
Общесвенная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству.
Основным признаком преступления,как уголовно наказуемого деяния является незаконное перемещение через таможенную границу РФ.
Понятие"таможенная граница РФ" не совпадает с понятием "Государственная граница РФ". В соответствии со ст.3 ТК РФ таможенной границей признается пределы таможенной территори РФ,а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.
Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория
РФ, территориальные воды, воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной эконо-
мической зоне РФ искусственные острова,установки и сооружения,
над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении
таможенного дела.
На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны
и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свобод-
ных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной терри-
тории РФ, за исключением случаев,определяемых ТК РФ и иными зако-
нодательными актами РФ по таможенному делу.
В соответствии с п.5 ст.18 ТК РФ 2 перемещением 0 через таможен-
ную границу РФ - это совершение действий по ввозу на таможенную
территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспорт-
ных средств любым способом, включая пересылку в международных
почтовых отправлениях,использования трубопроводного транспорта и
линий электропередач. К указанным действиям относятся:
при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную
территорию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и
со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ-
фактическое пересечение таможенной границы РФ;
Использованная литературы:
1. Кисловский Ю.Г. уч.Контрабанда:история и современность. М.,2002г.
2. Журнал “Российская юстиция”
3. Таможенный вестник
4. журнал “таможня”
5. Бюллетень ГТК-“Таможенные ведомости”
6. Пресс-бюллетень ГТК
7. Козырин уч.Таможенное право.
8. Ноздрачев. Уч.Таможенное право. М., 2000
9. журнал”Хозяйство и право”
10. журнал “Законодательство”
11. журнал”Право”
12. “Российская газета”
Нормативно-правовые акты.
1.ФЗ “О ввозе, вывозе культурных ценностей”
2. ФЗ “Об оружии”
3. Приказы, инструкции ГТК