Во-первых, меры по дальнейшему преодолению неравенства сословий в правах на занятие предпринимательской деятельностью. Согласно Положению «О пошлинах на право торговли и других промыслов» от 08 января 1863 года остались только две купеческие гильдии. Классификация промышленных предприятий стала проводиться по экономическим признакам: техническому оборудованию и числу рабочих.[2]
Во-вторых, меры по инициированию процесса становления и развития банковской системы. Данный процесс сопровождался строгим правительственным контролем над банковским делом. Это нашло
выражение, прежде всего, в том, что правительством утверждались уставы банков, где определялись виды деятельности, которой мог заниматься банк, порядок ведения учета и отчетности.
Характерно, что банки функционировали на основе принципа гласности. В частности, они были обязаны периодически публиковать информацию о состоянии своих счетов и об итогах работы за год. В середине 80-х годов были определены процедуры закрытия банков в случае потери ими всех или части своих капиталов.
Второй этап - от начала до середины XX в. - характеризуется появлением целостных концепций предпринимательства. Первым сделал попытку определения предпринимательства как основного фактора экономического развития, основанного на нововведениях, И.Шумпетер, рассматривавший предпринимательство в качестве инновационной деятельности. Право собственности на имущество не является для него признаком предпринимателя. И.Шумпетер подчеркивал, что массовое появление предпринимателей служит единственной причиной подъема экономики. Подобной точки зрения придерживались и некоторые другие авторы. В частности, И.Тюнен определяет предпринимателя как претендента на рискованный и непредсказуемый доход. Ф.Найт, развивая концепцию И.Тюнена, определил предпринимательскую прибыль как доход за несение бремени неопределенности.
В нашей стране после Октябрьской революции 1917 года проблемы предпринимательства находят свое отражение в работах В.И.Ленина, И.В.Сталина, Н.И.Бухарина, где оно рассматривалось как угроза социалистическому строю. Одновременно допускалось развитие социалистической предприимчивости и социалистического соревнования как факторов успешного хозяйствования.
Третий этап начинается с 60-х годов XX в. и продолжается по настоящее время. Он характеризуется всесторонней разработкой концепции предпринимательства как основного фактора рыночных процессов. В исследованиях Л.Мизеса, Ф.Хайена, И.Киринера и других предпринимательство объясняется как реакция предпринимателя на потенциальные источники выгоды. Сущность предпринимательства рассматривается с разных позиций -экономической, социальной, управленческой, личностной.
В экономической литературе выделяют три основные функции предпринимательства. Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы - факторы производства. К ним относятся, как отмечалось, прежде всего, естественные ресурсы - земля, полезные ископаемые, леса и воды. Важными являются инвестиционные ресурсы - машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также, собственно, финансовые ресурсы.
Третий вид ресурсов - это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т.п.
За последнее время в теории и на практике все чаще акцент делается на значимость еще одного ресурса - предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства -земли, капитала, труда, - способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики. Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предпринимательства - организаторскую. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели - получению высокого дохода.
Третья функция предпринимательства - творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства. Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологии. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники.
1.2. Правовая характеристика предпринимательской деятельности согласно законодательству РФ
Легальный отчет истории нынешнего российского предпринимательства начинается с 1 января 1991 года, когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности».[3] Ранее, в советский период, вопросы теории и практики предпринимательства не изучались. Оно официально расценивалось только критически, относилось к чуждым социализму пережиткам прошлого, к формам эксплуатации человека человеком.
Частная предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, входящие теперь в число основных рычагов рыночной экономики, находились под запретом, за них была установлена уголовная ответственность в виде длительного срока лишения свободы.
За прошедшие сравнительно немногие годы реформирования России юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения. Данное обстоятельство следует учитывать при ознакомлении с законом и иными нормативно-правовыми актами, а также с научной и учебной литературой разных лет. В самом начале предпринимательство представлялось как самостоятельная инициативная деятельность, направленная на получение прибыли. Поскольку всякая экономическая (хозяйственная) деятельность так или иначе имеет дело с получением прибыли, приведенное определение практической значимости не имело и вскоре встал вопрос о его изменении, уточнении.
По действующему сейчас законодательству предпринимательской является самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Аналогичные или весьма близкие по смыслу дефиниции приводятся в законодательстве стран - членов СНГ.
Рассмотрим содержащиеся в законе конкретные правовые характеристики предпринимательства несколько подробнее. Сделать это необходимо, по крайней мере, по двум причинам.
Во-первых, предложенная законодателем формулировка предпринимательства не отличается достаточной определенностью, допускает различные толкования и, поэтому, нуждается в уяснении ее смысла.
Во-вторых, предпринятые в научной и учебной литературе трактовки законоположений о предпринимательстве при всей их нечеткости подчас еще и отступают от текста закона, не вносят ясности в сомнительные вопросы, что способствует созданию превратных представлений о предпринимательстве, может повлечь нарушение прав граждан и иных участников социального общения. Например, утверждается, что «под предпринимательством понимается... получение прибыли»[4] независимо от систематичности ее получения, что к признакам предпринимательской деятельности относится «извлечение прибыли как цели хозяйственной деятельности»,[5] что цель предпринимательства не получение прибыли вообще, а получение сверхприбыли, предпринимательского дохода,[6]
что предпринимательство - «это создание фирм за счет собственных или заемных средств для производства и реализации товаров и услуг получение на этой основе дохода».
Исходным и самым существенным в понимании предпринимательства является норма ч.2 ст.34 Конституции РФ, гласящая, что предпринимательская деятельность - есть разновидность деятельности экономической.
Данное обстоятельство почему-то не получило отражения в приведенном выше легальном определении предпринимательской деятельности.
Это и позволяет в отрыве от конституционной нормы весьма произвольно понимать предпринимательскую деятельность, наполнять ее неодинаковым содержанием в зависимости от субъективного усмотрения лица, производящего толкование легальной дефиниции.
1.3. Правовая характеристика предпринимательской деятельности по законодательству зарубежных государств
Современная хозяйственная практика свидетельствует о том, что лишь правовая сбалансированность частных и публичных интересов является залогом успешного экономического развития общества. Поэтому, государство, как основной гарант этих интересов, в целях регулирования экономики использует целый комплекс средств гражданского, административного, трудового, экономического и других отраслей права. Ведущими отраслями, регулирующими экономическую среду, в большинстве зарубежных стран являются:
- гражданское право, охватывающее частноправовые отношения и строящееся на началах равенства;
- торговое и (или) хозяйственное право, регулирующее специальную торговую деятельность (а в некоторых случаях любую деятельность, имеющую целью - получение прибыли);
- административное право, предметом регламентации которого являются отношения, возникающие в связи с управлением в сфере экономики.
Однако в некоторых зарубежных странах произошло обособление норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, в отдельную отрасль права. Вопрос лишь в том, как достаточно точно ее обозначить? Насколько широки ее границы? Как отделить ее от уже существующих отраслей права? В каждой стране эти вопросы решаются по-разному. По этому поводу сложилось несколько точек зрения. Согласно первой, хозяйственное право не признается отраслью права, вторая отстаивает идею об отделении его от других отраслей права. Признавая необходимость обособления хозяйственного права, его рассматривают как отрасль публичного права, регламентирующую, главным образом, государственное управление экономикой - например, во Франции в современный период формируется так называемое публичное экономическое право (droit public eccnjmigue). Отметим, что развитие французской правовой экономики характеризуется исследованием и выделением новых отраслей права. Это подтверждается предыдущим примером, а также появлением такого понятия, как «право маркетинга» (droit du marketing).[7]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11