В Германии же сложилось понятие хозяйственного права, объединяющего в себе хозяйственное публичное и хозяйственное частное право. Обычно в странах романо-германской правовой системы отраслью хозяйственного права (Wirschaftsrecht) охватывается весь спектр отношений, связанных как с осуществлением предпринимательской деятельности, так и с ее регулированием со стороны государства. И тогда в него включаются нормы, ограничивающие недобросовестную конкуренцию, свободу некоторых предпринимательских действий, главным образом, создание монопольного положения на рынке.
Выделяется и торговое право (Handelsrecht), хотя при этом и нарушается четкое соответствие понятия «торговое право» действительному его содержанию. Другими словами, торговое право регулирует не только торговую, но и любую иную предпринимательскую деятельность.[8]
В странах англо-саксонской правовой системы регулирование всей торгово-промышленной деятельности происходит по-разному. В США, Канаде существуют понятия «права бизнеса» (business law). Оно включает в себя нормы частного права, относящиеся к праву собственности, в том числе к обороту недвижимости, договорному, охватывающему куплю-продажу,
страхования, и деликатному праву, а также нормы публичного права, касающиеся защиты прав потребителя, антимонопольного регулирования, инвестиций и организационно-правовых форм бизнеса, трудовых соглашений. Тем не менее, исходят из того, что бизнес-отношения охватывают все отношения между участниками рыночной экономики и включают отношения предпринимателей между собой, с потребителями, государственными структурами, а также с наемными работника. Право бизнеса лишь с некоторыми оговорками можно приравнять к предпринимательскому (хозяйственному) праву в Российском понимании.
В Великобритании отсутствует деление на отрасли права. А поэтому, речь может идти лишь об отдельных институтах, которые регламентируются в законодательном порядке либо нормами прецедентного права с усложнением экономических отношений, развитием делового оборота появилась растущая потребность в систематизации и упрощении английского права. В связи с этим многие институты получили законодательное закрепление. Так складывалось статутное право, которое объединяет законы и подзаконные акты, относящиеся к сфере предпринимательства, среди которых наиболее значительными являются законы о продаже товаров в 1893 и 1980 годах, о векселях 1882 года, о собственности 1925 года, о компаниях 1985 года. Почти все институты торгового права урегулированы в законодательном порядке. Таким образом, круг отношений, регулируемых законодательством в современный период, расширяется. Некоторые нормы прецедентного права также включаются в статусы.
Следовательно, признается это или не признается, правовая система любого зарубежного государства содержит блок правовых норм, регулирующих отношения, связанные с осуществлением деятельности с целью получения прибыли путем производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Но называют эту деятельность не всегда однозначно - экономической, коммерческой, торговой, предпринимательской. Найти терминологическое соответствие в Российском праве всем указанным терминам - задача довольно трудная. В этот блок входят также нормы, регулирующие деятельность, связанную с управлением в этой сфере. Тем более, что в современных условиях отмечается общая для всех правовых систем зарубежных стран тенденция увеличения властного регулирования государством экономической сферы. Данное обстоятельство соответствующим образом влияет на создание новых сегментов этих правовых систем. Условно объединим указанные группы норм под понятием предпринимательское (хозяйственное) право.
Под источником хозяйственного права зарубежных стран понимается способ выражения, закрепления и осуществления правовых правил. Практически различают следующие источники права: нормативный акт, прецедент и правовой обычай.
Кратко рассмотрим основные источники, регулирующие предпринимательскую деятельность в некоторых странах. В зависимости от того, к какой правовой системе принадлежит государство, определенный вид источников играет наиболее значимую роль в регулировании экономической сферы. В странах романо-германской правовой системы определяющее значение имеют законы, в первую очередь, торговые кодексы, в странах англо-американской системы права - судебные прецеденты.
Главными источниками хозяйственного права Германии в современный период являются Вексельный устав 1847 года, Германский торговый кодекс 1897 года. Закон о товариществе с ограниченной ответственностью 1892 года. Акционерный закон 1965 года, Конкурсный устав 1877 года. Закон о мировых сделках 1935 года. Закон о картелях 1957 года и другие.
С принятием во Франции Конституции 1958 года характерным для правового регулирования экономической сферы является особая роль актов исполнительной власти, принимаемых во исполнение законов. Кроме того, усилилась роль делегированного законодательства, приравненного по силе к закону. Иными словами, нормы, относящиеся к предпринимательскому (хозяйственному) праву, в значительной степени определяются исполнительной властью. Так, например, после принятия в 1966 году Закона о торговых товариществах, в 1967 году издается декрет о торговых товариществах, развивающий ряд положений Закона; принятие Ордонанса от 1 декабря 1986 года (о свободе цен и конкуренции) сопровождалось Декретом от 29 декабря 1986 года, устанавливающим условие применения этого Ордонанса; Декрет от 23 сентября 1967 года установил статус групп, созданных по экономическим интересам.
Особенностью правовой системы Великобритании является определяющая роль судебных решений (прецедентов) и второстепенная роль кодифицированных актов. Например, здесь нет гражданского и торгового кодексов. В связи с этим объем именно законодательных актов очень не большой по сравнению с имеющимися в других развитых европейских странах. Однако, что касается правового регулирования экономической сферы, то здесь немаловажную роль играют законодательные акты.
Специфическое место в английском праве занимает законодательство о компаниях. Закон о компаниях 1985 года является основным актом, регулирующим отношения в экономической сфере. Впоследствии в пего были внесены коррективы Законом о несостоятельности 1986 года. Законом о финансовых службах 1986 года. Но наиболее существенные изменения он претерпел в 1989 году. Кроме того, важное значение имеют: Закон о предпринимательских наименованиях 1985 года, который предусматривает правило составления фирменных наименований компании, учрежденных в Великобритании; Закон о ценных бумагах 1985 года, запрещающий сделки с паями, с использованием конфиденциальной информации. Наряду с Законом о несостоятельности 1986 года был принят Закон о дисквалификации директоров компании. Он устанавливает, что лица, которым передано руководство компанией, подвергшихся добровольной ликвидации, администрированию или процедуре управления имуществом должника, обязаны предоставить доклад министру торговли и промышленности о некомпетентных действиях бывших директоров компаний, а затем уже решается вопрос о целесообразности судебной процедуры. Британское законодательство исходит из того, что вину за сложившееся положение несет директор (владелец) компании, оказавшейся несостоятельной.
Закон о векселях 1881 года и Закон и потребительском кредите 1974 года разрешает многие вопросы кредитования, продажи товаров в рассрочку и, одновременно, направлены на защиту прав потребителей. Закон о промышленном развитии 1968 года предусматривает оказание финансовой поддержки отдельным, наиболее эффективным отраслям производства и содействие развитию районов, в которых складывается неблагоприятная экономическая конъюнктура.
Английское право оказало огромное влияние на правовые системы других государств, прежде всего США. Однако при анализе американского права отмечается стремление к унификации и кодификации штатного и федерального законодательства.
Центральное место в сфере законодательства занял Единый торговый кодекс (ЕТК), первый официальный текст которого появился в 1952 году (ныне действует официальный текст 1990г.). Это - собрание норм по отдельным, наиболее важным для хозяйственной деятельности института без общих положений, ныне федеральный закон США.[9] Законодательство, регулирующее деятельность коммерческих организаций, является преимущественно прерогативой штатов. В самостоятельную отрасль правового регулирования, осуществляемого, главным образом, федеральными законами, превратилась в так называемое антитрестовское
законодательство. Первым федеральным актом в этой области стал Закон Шермана 1890 года, который был дополнен в 1914 году Законом Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии.[10] Что касается статусного права отдельных штатов, то помимо принятых в каждом штате соответствующих редакций ЕТК, важное значение имеет штатное законодательство о предпринимательских корпорациях (например. Закон о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк 1963 года).
Таким образом, несмотря на своеобразие правовых систем общая характеристика источников предпринимательского (хозяйственного) права зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование экономической сферы основывается, главным образом, на нормативно-правовых актах.
2. Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства по действующему законодательству РФ
2.1. Признаки состава преступления «незаконное предпринимательство»
Обстоятельствами и признаками, отягчающих осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, без лицензии или с нарушением условий лицензирования, согласно ч. 2 ст. 171 УК РФ является следующее: 1) совершение указанного деяния организованной группой, 2) получение от незаконной предпринимательской деятельности дохода в особо крупном размере, 3) совершение преступления лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность.
При определении наличия в деянии нескольких лиц, участвовавших в незаконном предпринимательстве, организованной группы следует руководствоваться общими положениями о соучастии, изложенными в ст. 32 УК РФ, а также понятием организованной группы, признаки которой закреплены в ч. 3 ст. 35 УК РФ.
Прежде всего, такая преступная деятельность должна характеризоваться совместным умышленным участием двух или более лиц в совершении действий, направленных на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности без соблюдения требований, указанных в законе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11