Большим пробелом в работе школы является отсутствие должного полового просвещения и воспитания, необходимость которого для подрастающего поколения теперь повсеместно признана. В последние годы вопросы полового воспитания молодежи стали предметом широкого обсуждения в печати. Однако следует признать, что половое воспитание как таковое у нас в стране фактически еще отсутствует. Профессор В.Н. Колбановский, пишущий о половом воспитании, вынужден признать, что "педагогическая и медицинская науки не располагают достаточным научным материалом, который позволил бы выработать обоснованные научные рекомендации[[55]]. А Г. Сегал отмечает: "Проблема полового воспитания, без сомнения, является одной из жгучих проблем нашей общественности. Между тем, в этой области до сих пор не выработано ничего определенного"[[56]]. Профессор Ю.М. Антонян отмечает, что подобное воспитание сейчас крайне актуально[[57]].
Таким образом, наиболее криминально активными при совершении рассматриваемых преступлений являются лица в возрасте до восемнадцати лет, не исповедующие нравственных ценностей, с отставанием от соответствующих показателей образовательного уровня населения страны и низкой степенью культуры, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими средствами, а также ведущие антиобщественный образ жизни.
Например, половые сношения или действия сексуального характера с лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, совершает в основном молодежь. Преступное поведение во многом определяется взглядом на противоположный пол, главным образом, как на объект полового удовлетворения, стремлением во что бы то ни стало испытать сексуальное наслаждение, неумением и нежеланием управлять своими потребностями, наконец, низким уровнем их моральных воззрений. Следовательно, задача гармоничного и всестороннего развития личности предполагает воспитание этой личности и в половом отношении. Необходимость полового воспитания диктуется и объективными особенностями развития человеческого организма: признаки полового созревания у подростка наступают на несколько лет раньше, чем он достигает физической и духовной зрелости.
По утверждению психологов, период полового созревания характеризуется появлением новых, неизвестных ему раннее половых ощущений и переживаний, которые могут на какое-то время доминировать в его психике над другими интересами[[58]]. Предоставленные в этом переходном возрасте сами себе, подростки пытаются самостоятельно найти выход своим влечениям, что нередко выражается в раннем вступлении в половую жизнь или различных сексуальных девиациях. Все это чревато половой распущенностью, постоянной жаждой новых наслаждений, половыми преступлениями. Несовершеннолетние часто знакомятся с тайной интимных отношений с помощью асоциализированных сверстников или взрослых лиц, прямо заинтересованных во вступлении в половую связь с ними. В некоторых случаях подростки, стараясь подражать своим "воспитателям", становятся несдержанными в личной половой жизни, что иногда приводит к совершению в отношении них рассматриваемых преступлений.
Проведенные исследования показали, что о сущности половой близости между мужчиной и женщиной в возрасте до 10 лет узнало 5,6%, от 10 до 12 лет – 5,9%, от 12 до 14 лет – 12,1%, от 14 до 16 лет – 32,3%, от 16 до 18 лет – 26,5%, после 18 лет – 15,0%. 58,3% молодых людей и девушек получили сведения о половой жизни у подруг и друзей; 18,5% – от посторонних; были очевидцами полового акта между мужчиной и женщиной 6,8%. Как мы видим, многие из несовершеннолетних об интимных взаимоотношениях полов узнали в довольно раннем возрасте. Лишь 2% об этом стало известно от родителей[[59]]. Видно, что большинство родителей уклоняется от тактичного разъяснения детям существа интимной близости между полами, рассчитывая на то, что они со временем сами все узнают. Предупреждение и своевременное пресечение половых преступлений во многом зависит от умения родителей и педагогов устанавливать душевные и доверительные отношения с детьми, от уровня и содержания полового воспитания, осуществляемого в семье и школе. Поэтому необходимо развитие у несовершеннолетних таких качеств, как честность и откровенность, создание в семье атмосферы дружелюбия и доверия, при котором они могли бы открыто говорить родителям о домогательствах со стороны взрослых.
"Наша цель должна состоять в том, чтобы дети своевременно получили от своих родителей необходимые им знания, так как они имеют право на правдивую информацию по всем важнейшим вопросам жизни. Если это достигнуто, т.е., если уже нет неясных вопросов, то сексуальное просвещение будет излишним", – пишет Р. Нойберт[[60]].
А Г. Сегал отмечает: "Проблема полового воспитания, без сомнения, является одной из жгучих проблем нашей общественности. Между тем, в этой области до сих пор не выработано ничего определенного"[[61]].
Правильное поло-ролевое воспитание должно быть направлено на ознакомление несовершеннолетних с половыми различиями, а не асексуальность (одергивание, запугивание и наказание при первых же намеках на сексуальные проявления). Как правило, в дошкольных учреждениях коллективные игры (в космонавтов, машинистов, строителей и т. д.) проводятся без учета их пола. В школах иногда предпочитают фемининное поведение у мальчиков и маскулинное – у девочек. Маскулинное поведение у мальчиков подавляют, а компенсаторное гипермаскулинное поведение служит основанием для отнесения подростка в разряд трудновоспитуемых[[62]]. Необходимо также привитие несовершеннолетним навыков общения со сверстниками в том числе и гетеросексуального. Очень важно исключить их доступ к порнографическим изданиям.
Формирование личности определяется социально-психологическим термином "социализация". Социализация (лат. – общественное) является процессом усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, происходящим в процессе взаимодействия систем социальной среды и личности. В процессе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и познанием, происходит социальное становление индивида[[63]].
Средства массовой коммуникации (кино-, видео-, теле-, радио-) являются не последними по важности информативного воздействия институтом социализации. СМИ формирует слушателя, зрителя, способствуя созданию у них определенных представлений о нравственности и морали. Естественно, следствием этого являются изменения в восприятии жизни, ее перспектив, формирующихся не только на нормах, ценностях, характерных для непосредственного окружения, но и на образцах, ставших доступными из различных средств коммуникаций. При этом обращает на себя внимание возросшее влияние на несовершеннолетних информации, поступающей из-за рубежа и пропагандирующей раскрепощенность половых отношений и свободу секса. Ее воздействие на сознание несовершеннолетних может быть непредсказуемым, так как они не могут адекватно оценить полученную информацию, выступающей для них в роли фиксатора определенного стереотипа сексуального поведения. Пресса не раз сообщала о фактах, когда даже просмотр фильмов, относимых к разряду эротических, а не порнографических, побуждал несовершеннолетних к промискуитету.
Вечером идет основная масса фильмов, поэтому сцены эротики встраиваются в будущие сновидения вместе с определенными поведенческими моделями. На показ эротики телеканалы выделяют в основном дневное время – 43,4% сцен, а половые акты демонстрируются чаще всего ночью – 75% сцен[[64]]. По мнению 33% сотрудников правоохранительных органов, широкий показ секса влияет на совершение сексуальных преступлений, а по мнению 11%, он сильно влияет на их совершение[[65]].
Ряд авторов, занимаясь вопросами изучения личности преступника, говоря о необходимости кооперирования общественных наук, психологии и биологии, справедливо заявляют, что это будет способствовать возможности раскрытия с достаточной полнотой внутреннего механизма, регулирующего поведение человека[[66]]. Мнение же о недопустимости "любого привнесения биологического элемента в цепь причин преступности…", очевидно, основано на стремлении избежать всего, что могло бы быть истолковано как объяснение преступности биологическими или психофизическими врожденными и неизменными свойствами индивида.
Однако непримиримая борьба с существом различных биопсихологических теорий совершенно не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость учета действительной роли и значения психического в поведении человека[[67]]. Следует еще раз подчеркнуть, что основа основ в подходе к оценке антиобщественного проявления личности лежит в признании положения о примате общественной среды во взаимодействии различных обстоятельств, влияющих на формирование сознания и образа поведения человека. Социальная среда – главный, первенствующий фактор, но не единственный.
"Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются, однако, их непосредственной механической проекцией. Внутренние условия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться"[[68]].
Одним из условий, влияющих на формирование сознания и образа поведения личности в половой сфере, является ее "половая конституция", которая "слагается из наследственных факторов в виде врожденной повышенной возбудимости, высокой реактивности и толерантности или, наоборот, пониженной возбудимости, легкой ранимости и преждевременной изнашиваемости, безусловно, рефлекторных половых центров"[[69]].
В первом случае сильная "половая конституция" заставляет человека постоянно испытывать чувство половой неудовлетворенности, ведет к необходимости частых половых контактов, а при определенных, неблагоприятных для такой личности обстоятельствах, может реализоваться в совершении полового преступления.
Современные достижения медицины свидетельствуют об определенной зависимости физического облика человека и его полового поведения от характера протекания некоторых физиологических процессов в его организме. Было установлено, что источником половых гормонов являются не только половые железы, но и кора надпочечников. Женские и мужские половые гормоны вырабатываются и у мужчин, и у женщин. Когда нарушается нормальная деятельность коры надпочечников, женские или мужские половые гормоны начинают выделяться в чрезмерных количествах. При избытке женских половых гормонов в организме у мужчин развиваются женские половые признаки, а при избытке мужских половых гормонов у женщин возникают мужские половые признаки. Благодаря этим физиологическим особенностям человеческого организма, при соответствующем воздействии внешней среды, не исключено развитие гомосексуальных наклонностей[[70]].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18