Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 УПК РФ.
В современном российском обществе существует определенная вероятность нарушения прав и свобод граждан в ходе уголовного судопроизводства ввиду того, что органы предварительного расследования наделены существенными полномочиями по ограничению ряда конституционных прав и свобод граждан. Поэтому следует иметь в виду, что Конституция РФ (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.[[25]]
Глава 2. Особенности производства дознания
2.1. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия
В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).[[26]]
В УПК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
На основании ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 02. 12. 2005 года №150-ФЗ) такими полномочиями обладают оперативные подразделения:
а) органов внутренних дел Российской Федерации;
б) органов федеральной службы безопасности;
в) федеральных органов государственной охраны;
г) таможенных органов Российской Федерации;
д) Службы внешней разведки Российской Федерации;
е) Федеральной службы исполнения наказаний;
ж) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.
2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы Государственной противопожарной службы.
Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания. На органы дознания возлагается:
1. производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, – в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ;
2. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, – в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.
УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:
1) органы дознания, указанные в п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, – по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ;
2) органы федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
3) таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2-4), 189, 190, 193 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;
6) иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.[[27]]
Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.[[28]]
Согласно ч. 3 ст. 157 и п. 3 ст. 149 УПК РФ производство органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, возможно только в течение 10-суточного срока, который не подлежит продлению. Затем уголовное дело направляется прокурору для направления по подследственности. При этом следует иметь в виду, что уголовное дело может быть направлено прокурору и до истечения 10-суточного срока, если орган дознания сочтет, что все неотложные следственные действия выполнены.[[29]]
Таким образом, новый процессуальный закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия: 1) принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ); 2) производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ); 3) производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное необязательно (ст. 223-226 УПК РФ); 4) производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя; 5) оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК РФ).[[30]]
В соответствии с новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, отнесены законом к стороне обвинения (ст. 40, 41 УПК РФ). Поэтому орган дознания и дознаватель в российском уголовном процессе (как и следователь, прокурор) выполняют процессуальную функцию обвинения и ведут досудебное производство в соответствии с принципом состязательности сторон (ст. 15 УПК РФ).
Факт введения в УПК РФ института поддержания дознавателем обвинения в суде и возложение на него статуса государственного обвинителя в случае, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, повергло в шок практиков и большинство ученых-процессуалистов.
Если объективно оценивать законодательную новеллу о возложении на орган дознания функции государственного обвинения, то в ней заложено много рационального:
1) возможность органу, осуществлявшему расследование и представлявшему доказательства обвинения, защитить в суде свою обвинительную позицию;
2) возможность сократить время для подготовки государственного обвинителя к участию в суде;
3) в этой законодательной инициативе заложена реальная возможность повысить объективность и качество принятия судебных решений;
4) оптимизация и сокращение сроков рассмотрения дела в суде. Нельзя не учитывать и возможность высвобождения прокурорских работников от участия в делах небольшой и средней тяжести, сосредоточение их усилий на делах о тяжких и особо тяжких преступлениях, прокурорском надзоре, реализации иных задач, определенных законодательством о прокуратуре.[[31]]